2.2. Динамика развития регионального комплекса в 40-х - первой половине 60-х гг. (завершение конструкторско-монтажного периода) :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

2.2. Динамика развития регионального комплекса в 40-х - первой половине 60-х гг. (завершение конструкторско-монтажного периода)

.

2.2. Динамика развития регионального комплекса в 40-х - первой половине 60-х гг. (завершение конструкторско-монтажного периода)

Великая Отечественная война нанесла значительный урон региональной науке, серьезно расстроила ее жизнедеятельность. Большая часть территории края (и в том числе практически все крупные города) оказалась во временной оккупации. Вузы и научные учреждения были частично эвакуированы, частично прекратили существование. На восстановление утраченного потенциала и воссоздание существовавших ранее структур и воспроизводственных цепочек научного процесса потребовалось несколько лет. Однако данный процесс вряд ли можно назвать простым восстановлением довоенных тенденций. Речь шла не только о разрыве постепенности, обусловленном военными действиями. В изменившейся социально-экономической и политической ситуации, развитие региональной науки приобретало несколько иные черты, и новые приоритеты. Именно потому послевоенное время, понадобившееся для завершения конструкторско-монтажного этапа регионального научного комплекса, можно рассматривать как самостоятельный период в его формировании последнего.

В течение двух послевоенных десятилетий продолжалось дооформление научных комплексов всех крупных административных образований Северного Кавказа. Существенно увеличились объемы проводимых исследований, как и число их дисциплинарных направлений. Но эти же факторы требовали более тесного и комплексного сотрудничества различных научных центров. И внутрирегиональные научные связи постепенно уплотнялись, хотя процесс этот происходил достаточно медленно. Тем самым становление регионального научного комплекса находилось на пересечении двух процессов, в определенной степени противоречивших друг другу. Рост собственных кадровых, технологических, организационных возможностей отдельных центров и «степени» их самостоятельности в определении своих исследовательских приоритетов происходил параллельно с увеличением научных взаимозависимостей, представляя с иного ракурса наращивание организационной и иерархической системности.

Укрепление позиций науки в республиканских столицах и других национальных центрах приводило к корректировке старых и поиску новых форм научной кооперации. Нахождение и внедрение в практику таких форм всегда связано со множеством трудностей организационного характера, требует немалого времени. На данном этапе развития региональной науки комплекс мероприятий, связанных с дальнейшей интеграцией местного научного процесса, не был полностью реализован. Как результат, элементы автономии в функционировании отдельных научных центров могли даже временно возрасти по сравнению со второй половиной 20-х - началом 30-х гг., когда ростовская наука в силу своего значительного перевеса могла без особого труда исполнять лидирующие функции в пределах региона.

Свою роль играл и тот  факт, что процессы формирования интегральной социоэкономической региональной общности в полной мере были развернуты на Северном Кавказе только в советский период. А наращивание такого единого содержания, подразумевающего тесное взаимодействие во всех основных сферах жизнедеятельности, требовало значительного времени. К 60-м гг. процесс взаимной «притирки» социальных и экономических структур различных территориально-административных единиц еще не был завершен.

Однако, вычленяя основную тенденцию рассматриваемого периода, мы можем говорить о сохранении Ростова-на-Дону и Ростовской агломерации в качестве крупнейшего научного центра региона. Причем, если ранее научный перевес Ростова-на-Дону был в значительной степени величиной формальной, поскольку многие другие территории Северного Кавказа  вообще не принимали участия в функционировании научного процесса, то теперь научный комплекс донской столицы постепенно приобретает качество системного центра. Это означает, что более отчетливо структурируются и остальные составные элементы регионального комплекса.

Ускоренные темпы социокультурного развития национальных территорий и значительные усилия, предпринимаемые центральными и местными властями по развитию республиканской научной сети, играли в этом процессе первостепенную роль. Но если научный комплекс Ростовской области и частично Краснодарского края к концу 50-х - началу 60-х гг. достигает полной организационной зрелости, характеризуется дисциплинарно-отраслевой, функциональной и пространственной сооптимизированностью, что и позволяет говорить о полном завершении конструкторско-монтажного периода, то задачи республиканской науки оставались другими. В это время во всех национальных районах Северного Кавказа полным ходом продолжается формирование базовой научной сети (одно из свидетельств периферийного «качества» местной науки).

По-прежнему острой остается проблема создания развитой прослойки национальной научной интеллигенции. В 1955 г. в Советском Союзе насчитывалось всего 70 научных работников-кабардинцев, 219 представителей народов Дагестана, 343 осетина. Для 1950 г. эти цифры меньше в 1,5-2 раза. Иными словами, формирование такой прослойки активизируется именно в эти годы. Однако полное решение данной проблемы было отодвинуто от рассматриваемого периода на одно-два десятилетия. И в основном, на такой же срок отставала от регионального центра и вся республиканская наука, стадия организационной и структурной зрелости которой была достигнута только в конце 60-х - начале 70-х гг.

Вузовский сектор сохранил свою позицию ведущего в региональном научном комплексе и в 40-50-е гг. Это обстоятельство постепенно становилось той существенной особенностью, которая  отличала в организационном отношении данный комплекс от большинства других периферийных научных систем Советского Союза. Количество самих вузов на Северном Кавказе, несколько сократившись по сравнению с 30-ми гг., достигло в 50-е гг. своего оптимума, на котором и сохранялось до конца советского периода (в 1960 г. в регионе было 39 вузов; в 1970-м  -  40; а в 1990-м  - 46). Но при этом существенно увеличилось число научных структур, создаваемых при учебных заведениях, вырос их кадровый и материально-технический потенциал, быстрыми темпами возрастали объемы исследовательских разработок. Все это позволило северокавказскому вузовскому сектору как и ранее выполнять значительную часть исследований, которые в других регионах проводились в рамках академической и отраслевой науки.

Быстрый экономический рост первых послевоенных пятилеток, со своей стороны, требовал все более весомой научно-технической поддержки. В таких условиях развитие самостоятельного производственного сектора приобретало особую актуальность. Со второй половины 40-х гг. начинается ускоренный рост отраслевой и заводской науки - НИИ, проектных учреждений, конструкторских бюро, научно-производственных объединений. При этом рост потенциала отраслевой и производственной науки определенным образом даже противополагался  динамике ее внешних количественных параметров.   Если  в  середине  30-х гг. на Северном Кавказе функционировало около 70  самостоятельных НИИ, то к 1960 г. их число сократилось до 45. И, тем не менее, по своему интегральному кадровому и инфраструктурному потенциалу, комплексности и масштабам выполняемых разработок, наконец,  по системности своей региональной взаимоувязанности (системности) они заметно превосходили довоенный научно-исследовательский сектор северокавказской науки.

Из всех институциональных форм науки в регионе долгое время отсутствовала только академическая. На середину 40-х гг. приходится первый масштабный опыт организации крупного ее очага в пределах Северного Кавказа. Таковой стала открытая в 1945 г. в Дагестане научно-исследовательская база Академии, спустя некоторое время преобразованная в Дагестанский филиал АН СССР. К 1961 г. в него входило 3 НИИ (физики; геологии; истории, языка и литературы) и 4 отдела (почвоведения, растительных ресурсов, энергетики и экономики). Организация его в одной из республик региона позволяет нам сделать несколько выводов, характеризующих науку Северного Кавказа этого времени.

Во-первых, открытие  такого филиала предполагало наличие на месте достаточно подготовленной социальной среды и определенного (базового) научного потенциала (инфраструктурная сеть и научные работники). Во второй половине 40-х гг. Дагестан, как и другие республики региона,  уже располагал  таким потенциалом. Во-вторых, размещение в одной из республик академических структур должно было не только заметно активизировать местную научную жизнь, но и придать ей недостававшую ранее фронтальность.  С этой позиции открытие академического филиала в более развитой «восточнославянской» части Северного Кавказа было бы менее перспективно - здесь уже сложилась достаточно мощная разветвленная научная инфраструктура. А государственная политика в сфере науки была приоритетно направлена на создание множества крупных исследовательских очагов. Дагестанский филиал (позднее он был переименован в Дагестанский научный центр РАН) безусловно, увеличил научный потенциал региона, прежде всего в секторе фундаментальных разработок.

Таким образом, с этого времени на Северном Кавказе были в достаточно развитой форме представлены все институциональные формы. И в целом количественные кумулятивные процессы в сфере организации научной деятельности в регионе, ее функциональная комплексность и коммуникационная взаимоувязанность достигли определенного порогового уровня, свидетельствуя о преимущественном завершении конструкторско-монтажного этапа и переходе региональной науки к следующему - системно-эволюционному этапу своего развития, начало которого можно датировать серединой  60-х гг.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.