2.1.2 Стратегия и эффективность :: vuzlib.su

2.1.2 Стратегия и эффективность :: vuzlib.su

76
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.1.2 Стратегия и эффективность

.

2.1.2 Стратегия и
эффективность

Поскольку
управление — это практическая деятельность, ориентирующаяся на результаты,
следует задать вопрос может ли такая абстрактная концепция, как стратегия,
положительно сказаться на эффективности работы фирмы?

Интерес к
отчетливо сформулированной стратегии появился в фирмах сравнительно недавно.
Тем не менее история предпринимательства имеет яркие примеры специальной
подготовки стратегий и удачного их применения. Один пример — хорошо
подготовленный и весьма удачный переход в 20-х годах фирмы «Дюпон» от
производства взрывчатки к химической индустрии. Другого крупного успеха добился
Г. Форд, когда он сосредоточил силы своей фирмы на выпуске модели «Т» для
возникавшего в то время массового рынка. Но его стратегия вертикальной
интеграции окончилась провалом. В качестве альтернатив стратегии Г. Форда можно
привести предложенную Дюраном идею фирмы на базе полностью автоматизированного
поточного производства и последовательную, рациональную разработку этой идеи
Слоуном в виде четкой системы организационных установок. Еще один пример
удачного решения, более близкий к нашему времени,— продуманные и рассчитанные
критерии фирмы «Ройял Литтл», по которым создавалась фирма нового типа, так
называемый конгломерат, или дальновидное решение фирмы «Сиерс энд Робек» о
переводе своих магазинов в пригородные районы.

Опытный специалист
по проблемам бизнеса почти всегда различает за успехами фирм ту или иную
оригинальную стратегию. Хотя эти стратегии в большинстве случаев отчетливо
видны, обычно стараются их не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не
подлежащие огласке и известные лишь узкому кругу руководителей фирмы, либо как
размытое представление об общей цели фирмы, разделяемое всеми, но, как правило,
далекое от четкой формулировки

Некоторые
управляющие утверждали, причем не без оснований, что именно такая ситуация
желательней всего, так как стратегия, дающая фирме преимущества в конкурентной
борьбе, не должна обнаруживаться: ее следует держать в секрете.

Но, начиная с
середины 50-х годов, в американской литературе по проблемам управления все чаще
выражается противоположный взгляд в защиту продуманной и открыто
сформулированной стратегии. Согласно этой позиции полезно, чтобы стратегия
стала делом не только управляющих в масштабах всей фирмы, но и делом
многочисленных работников, так или иначе причастных к ней, особенно тех, кто
занят в области сбыта и НИОКР и участвует как в разработке стратегии, так и в
ее реализации.

Если верно, что
ценность идеи можно измерить тем, насколько она предопределяет успех, то
придется признать, что обе точки зрения в той или иной мере справедливы: очень
многие фирмы добились и добиваются высоких результатов без помощи открыто
провозглашенной стратегии, тогда как пока численно небольшая, но растущая
группа фирм процветает именно потому, что она сознательно делает свою стратегию
открытой.

Объяснению этого
обстоятельства может помочь парадокс, состоящий в следующем. Стратегия — это
системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее
направление роста. Но как же может такая крупная и сложная организация, как
фирма, сохранить координацию и сбалансированность без обнаружения своей
стратегии?

Ответ на этот
вопрос следует искать в самой природе роста фирмы. Если фирма обслуживает
растущие рынки, а структура спроса меняется медленно, технологии обработки и
изготовления продукции стабильны, то при всех этих условиях стратегия должна
изменяться медленно и постепенно. Сбалансированность действий и организационная
координация достигаются неформальным путем: накоплением опыта, адаптацией.
Обычно новые управляющие и работники проходят долгий путь посвящения в дело; их
карьера развивается в темпе постепенного продвижения в рамках фирмы. Тем
временем они приучаются постигать стратегические принципы фирмы, полагаясь на
свой опыт и, можно сказать, чутье. Если внешняя среда, технологии, условия
конкуренции меняются в привычном темпе, управляющие могут постепенно
адаптировать свои навыки работы, пользуясь накопленными знаниями и опытом.
Управляющий службой НИОКР вполне может согласовывать свои действия с
управляющими сбытовых и производственных подразделений. Тем самым достигается
достаточно сбалансированный организационный рост. Стратегия остается стабильной
и внешне не обнаруживается.

Можно сомневаться
в том, что такая слабая координация действий дает наилучшие результаты с точки
зрения роста, но все же она работает. Поскольку, как мы видели в гл.
1.1
, первая половина века была периодом относительно стабильного и
непрерывного роста, отсутствие интереса к стратегии не должно казаться
удивительным.

Вторая половина
века — это уже «другая драма». Традиционная опора на сложившуюся организацию
очень часто ведет к застою и (или) упадку. Отсюда — стратегия в качестве
инструмента для перераспределения нагрузки. Учитывая этот факт, следует
поставить несколько вопросов относительно оправданности стратегии как таковой.

Первый вопрос о
том, насколько плодотворна систематическая и открытая стратегия. Некоторые
авторы (как правило, специалисты не по управлению фирмами, а по процедуре
принятия решений в государственном аппарате) утверждают, что сложность организации,
неточность информации и ограниченные возможности человеческого восприятия не
позволяют применять системный подход к выработке стратегии. Они считают, что
выработка стратегии должна идти несистематическим, неформальным, адаптивным
путем, что и наблюдается во многих организациях. Но судить следует только по
результатам. Очень многие фирмы начали в последние годы формулировать свою
стратегию и открыто объявлять о ней.

Если мы признаем,
что, систематическая выработка стратегии — дело реальное, то возникает второй
вопрос: повышает ли стратегия, пришедшая на смену адаптивному росту,
эффективность работы организации? До самого последнего времени мы не могли
ответить на этот вопрос утвердительно. Однако в последние годы получено
несколько конкретных подтверждений такого ответа.

Одно из них
получено автором данной книги и группой его коллег на основе анализа обширной
информации о слияниях и поглощениях американских фирм. Мы нашли, что
сознательная, систематическая предварительная разработка стратегии поглощения
обеспечивает значительно более высокие финансовые показатели, чем отсутствие
плана и действия, исходя из конкретной ситуации. Достоверность таких
результатов подтверждается их строгой статистической верификацией.

Кроме того, еще
целый ряд исследований подтвердил, что открыто сформулированная стратегия,
может улучшить результаты хозяйственной деятельности.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяВсё для водоемов
    Следующая статьяЛ. ФЕЙЕРБАХ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ