ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
2.3.4 Оценка гибкости
.
2.3.4 Оценка
гибкости
Измерение
стратегической уязвимости фирмы — сравнительно несложная задача. Самый простой
и быстрый тест — определение степени концентрации продаж и прибылей фирмы. Ниже
приведен пример, когда 80% продаж и 77% прибылей обеспечиваются тремя СЗХ (в%).
Доля продаж |
Доля прибылей |
Доля притока |
Доля |
|
Главная СЗХ |
40 |
52 |
45 |
35 |
Первые две СЗХ |
62 |
70 |
68 |
55 |
Первые три СЗХ |
80 |
77 |
82 |
60 |
Правда, отсюда
совсем не следует, что фирма уязвима: для этого требуется еще одна проверка.
Здесь полезно применить аналитический прием, приведенный в табл. 2.3.2 и
известный под названием «анализ воздействия».
Первый шаг:
впишите в первый столбец перечень наиболее вероятных и существенных для фирмы
неожиданностей, которые могли бы оказать серьезное воздействие на ход ее дел.
Большинство современных фирм приведут следующие факторы: политическую
нестабильность во многих районах мира; политическую игру вокруг рынка нефти;
стагфляцию; технологии получения энергии; изменения запросов потребителей;
изменение трудовой морали; государственное регулирование частного
предпринимательства; растущие требования рабочих о допуске к принятию
управленческих решений и т. д.
Эти проблемы, как
правило, затрагивают все фирмы, но каждая может указать и на другие, важные для
нее и специфичные для ее отрасли. Например, автомобильные компании в числе
своих главных стратегических проблем наверняка укажут на правовое регулирование
безопасности транспортных средств, международные различия в уровнях издержек
производства, а также меры защиты внутреннего рынка.
Второй шаг: оценка
потенциального влияния каждой неожиданности. Как показывает таблица, оценки
следует делать, переходя от одной СЗХ к другой. Оценивается влияние на каждую
зону (обычно по шкале от 0 до 10). Если влияние положительное, оно вписывается
в рубрику «возможностей», если негативное — в рубрику «угрожающих проблем». По
каждой строке делается оценка как вероятности, так и времени влияний.
Третий шаг: оценка
гибкости в каждой СЗХ путем подведения итога по каждому столбцу. Итоговые
величины по столбцам «возможностей» показывают меру положительного значения
гибкости в случае опасности; итоги по столбцам «угроз»— показатели степени
уязвимости, или негибкости. Следовательно, алгебраическая сумма обеих величин
даст показатель общей гибкости для данной СЗХ.
Четвертый шаг:
измерение вероятного влияния соответствующих неожиданностей на фирму путем
суммирования соответствующих величин по строкам. И в данном случае
алгебраическая сумма по строкам даст показатель влияния.
Пропущена табл.
2.3.2
Пятый шаг:
установление ориентировочного показателя гибкости для всего набора
фирмы.Ориентировочный показатель может быть выражен несколькими способами.
Первый способ:
определить максимальную долю прибыли фирмы, которая может быть получена в зоне
с определенным уровнем нестабильности. Так, например, в первые послевоенные
годы несколько американских фирм, работавших в аэрокосмической промышленности,
поставили перед собой задачу сделать так, чтобы от государственного рынка
зависело не более 50% объема их продаж. Фирма, работающая в области, где
технология меняется особенно быстро, может поставить для себя верхний предел
своей приверженности к определенной технологии. Фирма, ведущая деятельность на
Ближнем Востоке и в Южной Америке, может поставить для себя пределы зависимости
от того или иного района или страны.
Другой способ
выработать свой ориентир гибкости — установление максимальной доли прибылей,
которой фирма может рисковать в случае стратегической неожиданности (табл.
2.3.2).
Фирмам, ищущим
пути диверсификации, следует устанавливать минимум положительного значения
показателя гибкости по отношению к неожиданным возможностям, которые могут
появиться в будущем (сумма позитивных величин краткосрочного и долгосрочного
порядка в правом столбце таблицы).