2.2. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ :: vuzlib.su

2.2. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.2. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

.

2.2. ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ

Управление персоналом базируется на
следующих исходных положениях:

1) необходимость тесной связи
планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);

2) количественная оценка издержек на
работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;

3) определение необходимого пакета
компенсаций для эффективной работы на рынке труда.

Руководство персоналом как функция
управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать
все прочие функции в единое целое. Достигается это реализацией принципов работы
с персоналом, их взаимодействием.

Под принципом понимается научное
начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать или соблюдать
(табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Принципы работы с персоналом*

Название принципа

Содержание принципа

А. Общие принципы работы с
персоналом

Эффективность

Предполагает наиболее эффективную и
экономичную организацию

системы управления персоналом,
снижение доли затрат на систему

управления в общих затратах на
единицу выпускаемой продукции,

повышение эффективности
производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы
управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны
перекрываться эффектом от производственной деятельности

Прогрессивность

Соответствие системы управления
персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам

Перспективность

При формировании системы управления
персоналом следует учитывать перспективы развития организации

Комплексность

При формировании системы управления
персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему
управления (связи с

вышестоящими органами, договорные
связи, состояние объекта управления и т.д.), и охватывать все сферы работы с
персоналом

Оперативность

Своевременное принятие решений по
анализу и совершенствованию

системы управления персоналом,
предупреждающих или оперативно

устраняющих отклонения

Оптимальность

Многоварнантная проработка
предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее
рационального варианта для конкретных условий производства

Простота

Чем проще система управления
персоналом, тем лучше она работает.

Безусловно, это исключает упрощение
системы управления персоналом в ущерб производству

Научность

Разработка мероприятий по
формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях
науки в области управления и с учетом изменения законов развития
общественного производства в рыночных условиях

Иерархичность

В любых вертикальных разрезах
системы управления персоналом

должно обеспечиваться иерархическое
взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными

руководителями), принципиальной
характеристикой которого является несимметричная передача информации
«вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх»
(агрегирование) по системе управления

Автономность

В любых горизонтальных и
вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться
рациональная автономность

структурных подразделений или
отдельных руководителей

Согласованность

Взаимодействия между иерархическими
звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями
системы управления

персоналом по горизонтали должны
быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во
времени

Устойчивость

Для обеспечения устойчивого
функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать
специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от
заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в
невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления
персоналом

Многоаспектность

Управление персоналом как по
вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам:
административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.п.

Плановость

Началом всей работы является
установление на длительный период

направлений, темпов и пропорций
развития производства, связанных

с этим изменений в структуре
персонала

Вознаграждение

Базируется на результатах
индивидуального труда и эффективности

организации (группы)

Подбор и расстановка

Для обеспечения эффективного
функционирования организации в ней

должна быть разработана система
подбора, набора и расстановки

кадров. Развитие, обучение,
перемещение и продвижение работников

осуществляются в соответствии с
результатами их труда, квалификацией, способностями, интересами и
потребностями организации

Эффективная занятость

Связана с потребностями бизнеса,
индивидуальным уровнем производительности труда, способностями и
квалификацией. Индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и
эффективно

Б. Принципы организации работы с
персоналом

Ротация

Временное выбытие отдельных
работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо (функций. Для
этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать
функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего
уровня

Оптимальное соотношение

управленческих ориентаций

Диктует необходимость опережения
ориентации функций управления

персоналом на развитие производства
по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования
производства

Концентрация

Рассматривается в двух
направлениях: как концентрация усилий работников отдельного подразделения или
всей системы управления

персоналом на решение основных
задач или как концентрация однородных функций в одном подразделении системы
управления персоналом, что устраняет дублирование

Специализация

Разделение труда в системе
управления персоналом (выделяется труд

руководителей, специалистов и
служащих). Формируются отдельные

подразделения, специализирующиеся
на выполнении групп однородных функций

Параллельность

Предполагает одновременное
выполнение отдельных управленческих

решений, повышает оперативность
управления персоналом

Адаптивность (гибкость)

Означает приспособляемость системы
управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его
работы

Преемственность

Предполагает общую методическую
основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на
разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление

Непрерывность

Отсутствие перерывов в работе
работников системы управления персоналом или подразделении, уменьшение
времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и
т.п.

Ритмичность

Выполнение одинакового объема работ
в разные промежутки времени и регулярность повторения функций управления
персоналом

Технологическое единство

Система управления персоналом
должна обладать концептуальным

единством, содержать единую
доступную терминологию, деятельность

всех подразделений и руководителей
должна строиться на единых

«несущих конструкциях»
(этапах, фазах, функциях) для различных по

экономическому содержанию процессов
управления персоналом

Комфортность

Система управления персоналом
должна обеспечить максимум удобств

для творческих процессов
обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например,
выборочная печать данных,

разнообразие обработки, специальное
оформление документов с выделением существенной информации, их внешний вид,
исключение

излишней работы при заполнении
документов и т.д.

Коллегиальность в управлении

Профессионалы-менеджеры работают в
тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и
взаимозависимости, составляя

управленческий штат

* Составлено по: Управление
персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 66-70.

Для каждого состояния межличностных
отношений, достигнутого уровня самоорганизации, достоверности оценки
общественнополезного эффекта существует оптимальный уровень самоорганизации или
прав самоуправления, при наличии которых предприятие получает максимальный
общественно-полезный эффект.

Руководитель должен не приказывать
своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей,
формировать вокруг себя группу единомышленников.

Принципы руководства персоналом:

возложение ответственности на каждого
работника за его работу;

каждый работник должен знать, кому
именно он подчинен и от кого получает указания.

Система управления, состоящая из
иерархии различных ступеней (звеньев), предполагает закрепление различных
этапов управления за отдельными руководителями или органами (аппаратом)
управления. Эти руководители имеют разные ранги. Так, при развитой иерархии
управления высший руководитель не занят какой-либо одной функцией управления.
Главной задачей высшего руководства является процесс управления в целом: координация
разных функций, их увязка и согласование; подбор руководителей соответствующих
служб и подразделений; организация иерархии управляющей системы в целом.

Руководители среднего и низового
уровней выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности
входит:

составление общего плана работы;

объединение людей для работы;

руководство работой;

согласование работы отдельных частей
организации и отдельных работников;

контроль за работой.

В современных условиях претерпела
существенные изменения мотивация руководства персоналом. Преобладающее значение
приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления
персоналом над административными. Руководство теперь направлено на
осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения
намеченных целей.

Признание приоритетности развития
личности, обеспечивающее использование человеческого ресурса в сбалансированных
интересах организации и работника, — исходный принцип управления персоналом.
Путь реализации этого принципа — изменение взгляда на организацию лишь как на
потребителя рабочей силы. В условиях перехода к рынку в организациях объективно
создается внутренний рынок труда, субъектами которого являются все наемные
работники и представители администрации-работодателя. При этом обеспечивается
равноправие между наемным работником и собственником, между руководителем и
исполнителем.

В управлении персоналом можно
выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и
организационных теорий.

Первый подход связан с формированием
человеческого капитала. (Если трудовой потенциал человека определяет
возможности его участия в экономической деятельности, то понятие человеческого
капитала отражает качества, которые могут стать источниками доходов для человека,
предприятия и государства.) Он основан на стремлении организации развивать свой
собственный трудовой потенциал, а не набирать людей со стороны. Этот подход
является вариацией философии «создать или купить»: одни компании
считают более экономичным покупать, чем производить комплектующие компоненты
для своего изделия, другие компании предпочитают купить готовый талант на
стороне, чем вложить деньги в его подготовку и развитие у себя. Но при этом
обучение персонала должно обеспечить более высокую производительность труда.
Однако необходимо устранить вероятность того, что обученный человек будет
искать работу за пределами организации (фирмы). Стратегия управления в данном
вопросе предусматривает, что если человек обучен данной фирмой, то его карьера
должна быть связана именно с ней.

Данная стратегия имеет свои
положительные и отрицательные моменты. В условиях высококонкурентных внешних
рынков труда фирме выгоднее (во избежание риска потерять работника)
устанавливать работнику высокую заработную плату за дополнительную
квалификацию. В данном случае фирма оплачивает работнику новые навыки,
позволяющие приобретать и накапливать опыт. Таким образом, для работника опыт —
это подарок от фирмы за снижение текучести кадров, ибо издержки на опыт — это
дополнительное обучение.

Второй подход связан с использованием
в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем
рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля.

Нужно при этом учитывать, что
привлечение рабочей силы внешнего рынка связано с определенными ограничениями.
Так, необходимы определенные затраты на подбор кадров, существуют определенные
препятствия в результате деятельности профсоюзных ассоциаций, конъюнктура рынка
может снизить предложение квалифицированной рабочей силы, требующейся для
данной организации. В этих условиях использование внешнего трудового рынка
увеличивает издержки, связанные с наймом работников.

В результате этого организации
становится выгоднее развивать рабочую силу на основе создаваемых ею самой
правил. Внимание уделяется удержанию квалифицированных и опытных работников при
высоких требованиях к каждому рабочему месту. Текучесть кадров и их отсутствие
на рабочих местах рассматриваются как дорогостоящие последствия использования
внешнего рынка труда.

Третий подход опирается на концепцию
преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели
организации. В данном случае степень вовлечения сотрудников в ее деятельность
такова, что они идентифицируются с фирмой. Экономические отношения между
работником и работодателем подкрепляются контрактами между сотрудниками и
организацией, в которых определяется заработная плата, другие экономические
параметры, устанавливающие ответственность и ограничивающие злоупотребление
властью. Но при этом включаются психологические факторы, например
добросовестность работника, определенность задания и его зависимость от
исполнения, личные ценности и ценности фирмы, индивидуальные и групповые
отношения и т. д.

Такое сочетание экономических и
психологических параметров имеет целью включить в обязанности работника
ответственность за результаты исполнения в обстановке высокого к нему доверия.
Если управленческая философия компании заключается в «добросовестном
ежедневном труде за определенную дневную плату», ее «психологический
контракт» с работниками будет характеризоваться наличием большого
количества «синих воротничков». Если ее философия заключается в
обеспечении значимого и вознаграждаемого труда, она будет больше инвестировать
в развитие рабочих. Система управления персоналом «сверху вниз»
централизует решения по отбору, оценке, поощрению и развитию; система
управления «снизу вверх» распределяет решения по всем уровням.

При данном подходе важным фактором,
оказывающим влияние на организацию управления персоналом, является то, на каком
исполнении команд делается акцент: на групповом или на индивидуальном.

Система человеческих ресурсов,
направленная на групповое исполнение, будет учитывать в процессе отбора
социальную совместимость. Она также будет использовать сориентированную на
группу систему оценки и предоставлять поощрения, приемлемые для группы как
единого целого.

Американские предприниматели тяготеют
в основном к индивидуальному подходу, в то время как японские отдают
предпочтение концепции команды.

Сочетание трех рассмотренных подходов
позволяет сформировать две модели управления персоналом (см. рис. 2.2.1).

Подход к управлению человеческими
ресурсами

Модель управления

Тип А

Тип Б

Подход «человеческий
капитал»

Малые вложения в обучение

Обучение конкретным навыкам,
формализованная оценка

Крупные вложения в обучение

Общее обучение

Неоформализованная оценка

Подход «рынок труда»

На первом месте внешние

факторы

Краткосрочный найм

Специализированная лестница

продвижения

На первом месте внутренние

факторы

Долгосрочный найм

Неспециализированная лестница
продвижения

Подход «преданность

организации»

Прямые контракты по найму

Внешние стимулы

Индивидуальные рабочие

задания

Подразумеваемые контракты

Внутренние стимулы

Групповая ориентация в работе

Неспециализированная лестница
продвижения

Рис. 2.2.1. Модели управления
персоналом

Как видно из рис. 2.2.1, в модели
управления типа А организация приспосабливается к внешним обстоятельствам,
изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В модели
управления типа Б важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними
механизмами размещения рабочей силы.

Эти два типа моделей управления
персоналом обусловливают две структуры управления: «рынок труда» и
«человеческий капитал» (см. рис. 2.2.2, 2.2.3).

Требования среды

Социальные последствия

Внешние

Внутренние

Общая характеристика

Средства управления

Восприимчивость к технологии

Рыночные тенденции

Социальные ценности

Деловой цикл

Свободный вход

Легкость входа и выхода

Гибкость издержек на труд

Найм

Штрафы работников

Гибкость под влиянием рыночных
ставок зарплаты

Низкий уровень обучения

Упор на управление в приложении
знаний

Возможность стратегии замены
рабочей силы

Конфликт между рабочими и
технологиями

Высокий оборот рабочей силы

Многочисленные опоздания

Низкая удовлетворенность трудом

Привязанность

работников

Низкая склонность к технологическим
переменам

Слабое вознаграждение за освоение
новых навыков

Высокая стоимость инноваций

Рис. 2.2.2. Модель «Рынок
труда»

Требования среды

Социальные последствия

Внешние

Внутренние

Общая характеристика

Средства управления

Восприимчивость к технологии

Рыночные тенденции

Социальные ценности

Закрытый вход- выход

Высокие постоянные издержки на труд

Тщательный отсев

Высокая квалификация рабочих

Ограниченная мобильность труда

Ограниченность конфликтов между
руководителями и рабочими

Упор на обучение новым профессиям

Принятие решений снизу вверх

Премирование за ускорение перемен

Низкий оборот рабочей силы

Слабая отчужденность от
деятельности фирмы в целом

Высокая преданность работников

Низкая стоимость инноваций

Высокая добросовестность в работе

Рис. 2.2.3. Модель »
Человеческий капитал»

Из рис. 2.2.2 видно, что менеджеры
располагают двумя главными инструментами приспособления к внешним
условиям:

1) политикой управления трудом,
которая сводится к уточнению численности рабочей силы и ее состава (включая
дополнительный найм, увольнение);

2) приспособлением технологии, что
требует изменения знаний, применяемых в трудовом процессе, влекущего за собой замещение
людей машинами (автоматизация, роботизация и т.д.).

Преимущественное использование модели
«рынок труда» в американской экономике было связано, в частности, с
историческими особенностями развития страны, Так, политика неограниченной
иммиграции и высокой безработицы приводила к открытой политике фирмы. Процедуры
подбора кадров не были сложны, так как рабочий мог быть элементарно уволен или
перемещен в зависимости от внешних экономических обстоятельств. Уровень
образованности персонала был таким, что его ожидания были экономическими, а не
социальными. В этих условиях данная модель позволяла управлять персоналом с
помощью таких категорий, как «заработная плата» и «условия
труда». Мотивационным и социальным факторам внимания почти не уделялось.
Успех организации в конкурентной борьбе зависел от решений руководства и не
зависел от качественного подбора персонала.

Использование модели
«человеческий капитал» исходит из следующих особенностей:

работник — самый дорогой ресурс,
более ценный, чем дорогостоящее оборудование. Управление этим ресурсом связано
с постоянным движением рабочей силы путем непрерывного обучения и должностной
ротации;

заработная плата работника зависит от
его производительности, роста объемов производства продукции и прибыльности
организации;

участие работников в управлении
организацией.

Идея демократизации отношений на
производстве исходила из всех социальных групп — рабочих и служащих. Уровень
профессиональной квалификации, социального образования и общей культуры
современного рабочего создает у него потребность участвовать в процессе
принятия решений.

Термин «промышленная
демократия» появился впервые с выходом в 1897 г. книги В. и С. Уэбб под таким же названием. Он используется и сейчас, характеризуя
совокупность факторов, способствовавших развитию системы участия работников в
управлении организациями.

В западноевропейских странах
промышленная демократия, проявляющаяся в партнерских отношениях между
предпринимателями и рабочими, распространена значительно шире, чем в США. Это
заключается в более широком участии персонала в собственности, в прибылях и в
принятии решений на всех уровнях управления. (Развитие партнерских отношении
между предпринимателями и работниками предполагает ослабление диктата
менеджмента; заинтересованность рабочих в успешной деятельности фирмы;
улучшение трудовых отношений на производстве: сокращение текучести кадров,
прогулов и забастовок, улучшение климата в производственном звене;
государственную поддержку; издание законов об участии рабочих в управлении;
создание социальных фондов для выкупа акций работниками; налоговые льготы
фирмам, практикующим распределение части прибыли среди персонала.) В
значительной степени это явление обусловлено тем, что в западноевропейских
странах фирмы имеют существенные отличия от фирм США в отношении характера
собственности. В этих странах более широко развиты производственные
кооперативы, которые можно рассматривать как самоуправляющиеся структуры, а
также государственные предприятия, где работники участвуют в оперативном управлении
производством. (В производственных кооперативных фирмах решения принимаются
коллективно всеми по принципу «один человек — один голос». Эти фирмы
имеют преимущество перед частными фирмами в вопросах производительности труда,
социального климата и трудовых отношений, текучести кадров, числа прогулов и
забастовок, а также равномерного распределения доходов Однако они существенно
проигрывают им в вопросах инвестирования, так как склонны к проеданию своих
прибылей, проявлению консерватизма в осуществлении рисковых проектов и
внедрении технических новшеств. Кроме того, самоуправляющиеся кооперативные
фирмы стремятся нанимать как можно меньше менеджеров, что снижает
профессионализм в управлении.)

В рамках рассмотренных моделей
крупные западные фирмы, для того чтобы выжить и достичь успеха, имеют свои
основные принципы. Они стоят на этих убеждениях и руководствуются ими в своем
бизнесе. Каждый менеджер учитывает эти принципы, принимая решения и производя
действия. Так, основными принципами работы с персоналом компании IBM являются:

1. Уважение к личности (индивидууму).

Наш основной принцип — уважать
личность каждого:

помогать трудящимся фирмы полностью
раскрыть свой потенциал и способствовать наилучшему использованию способностей
каждого;

платить по заслугам;

осуществлять двухстороннюю связь
между менеджером и работником, уметь вежливо выслушивать и справедливо и
беспристрастно разбирать все конфликтные ситуации.

2. Обслуживание клиента.

Мы предназначены предоставлять нашим
клиентам наилучший сервис. Наши товары и услуги приносят выгоду только в той
степени, в какой они служат клиенту и удовлетворяют его потребности. Это
требует от нас:

знать потребности наших клиентов и
помогать им предвидеть свои потребности в будущем;

помогать клиентам использовать наши
товары и услуги наилучшим образом;

обеспечивать послепродажное
обслуживание сложных устройств.

3. Стремление к совершенству во всем,
чем занимается компания.

Мы хотим быть известными благодаря
высокому качеству. Поэтому мы полагаем, что каждая задача в каждой области
бизнеса должна быть выполнена наилучшим образом с наилучшим использованием
наших способностей. Ничто не должно быть упущено в наших поисках высшего
качества. Например, мы должны:

лидировать в новых разработках;

отдавать себе полный отчет о достижениях
других и получать максимально свежую информацию о конкурентах;

производить качественную продукцию по
максимально возможной низкой цене.

4. Менеджеры должны руководить
эффективно.

Наш успех зависит от интеллигентности
и агрессивности управления, чтобы каждый индивидуум в организации стал активным
ее партнером. Это требует, чтобы менеджеры:

использовали такие виды руководства,
которые будут мотивировать работников выполнять свою работу наилучшим образом;

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ