7. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАНЯТОСТЬ :: vuzlib.su

7. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАНЯТОСТЬ :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАНЯТОСТЬ

.

7. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И
ЗАНЯТОСТЬ

7.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

7.2. КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

7.3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
И АУДИТ ПЕРСОНАЛА

7.4. УСЛОВИЯ ТРУДА И ДИСЦИПЛИНА В
ОРГАНИЗАЦИИ

Социально-трудовые отношения между
работниками и работодателями охватывают широкий спектр проблем, включающих
воспроизводство трудового потенциала работника, его продуктивную занятость,
условия труда, качество рабочей силы, использование рабочего времени, оплату
труда.

Анализ социально-трудовых отношений
имеет принципиальное значение, поскольку они определяют основы общественной
стабилизации. В условиях прежней политической системы социально-трудовые
отношения, определяемые доминированием государственной формы собственности,
были крайне формализованными, жестко регламентированными. Тоталитарная система
исключала возможность социальных взрывов, а следовательно, не было и необходимости
выработки методов их предупреждения и борьбы с их последствиями.

В прежних условиях модель поведения
работника была легко предсказуемой: включаясь в трудовую деятельность, он
практически действовал по программе, которая жестко определяла, как будет развиваться
его трудовая жизнь, какими пределами будут ограничены его достижения в этой
сфере, каким, наконец, должно быть его поведение. Оно определялось прежде всего
состоянием постоянного ожидания разнообразных изменений, инициатором и движущей
силой которых выступало государство. Именно оно планировало и осуществляло
повышение заработной платы в отраслях народного хозяйства и на отдельных
предприятиях, регламентировало предоставление льгот из общественных фондов
потребления. Государственные органы определяли возможные изменения в
профессиональной карьере работников, включая или не включая их в «резерв
кадров на выдвижение». Сам работающий выступал пассивным объектом, который
не мог самостоятельно изменить собственное положение.

Социально-трудовые отношения в сфере
новой экономики приобретают характерные для рыночной экономики черты.
Соответственно и поведение работника в этих условиях начинает отличаться от
прежних стереотипов. Прежде всего он перестает быть наблюдателем, его позиция
относительно собственного положения приобретает более активный характер. Вместе
с тем отсутствуют правовая и институциональная основы его поведения в рыночной
среде.

Работник, занятый сегодня в рыночном
секторе, практически не организован и не может отстаивать свои права. Работодатель
диктует ему свои условия, удерживая работника более высокими по сравнению с
другими секторами общественного хозяйства заработками. Единственная форма
протеста работника на данном этапе — примитивный бунт. Исследование
противоречий в социально-трудовой сфере и методов их разрешений приобретает
высокую значимость не только для работника, но и для общества в целом,
поскольку локальный бунт, как правило, перерастает в беспорядки и открытое
неповиновение властям. Напряжения в социально-трудовой сфере ведут к снижению
трудовой активности, спаду производства.

Развитие рыночных отношений ведет к
тому, что появляются новые субъекты собственности, а значит, и новые субъекты
социальной политики.

Возможны две альтернативные реакции
на эти изменения. Одна — проведение сильной социальной политики сильным
центром. Другая-децентрализация принятия решений, связанных с проведением
социальной политики, резкое усиление роли автономных республик в обеспечении
социального развития на основе реализации их функций собственников. В этом
случае социальное развитие общества все в большей мере будет предопределяться
не привычной программой централизованных мероприятий пятилетнего плана, а
решениями, принимаемыми на уровне автономной республики, города, поселка.

В эту новую структуру субъектов
социальной политики вписывается, хотя и в известной мере противоречиво,
социальная активность трудовых коллективов как собственников предприятий. Новый
хозяйственный механизм, основывающийся на разнообразии форм собственности,
позволит преодолеть социальную апатию людей. Ведь теперь от них, и в решающей
мере только от них, может зависеть политика в области оплаты труда, отпусков,
режимов самого труда и др.

Что же в этом случае останется на
общегосударственном уровне социальной политики? Это — формирование основных
условий реализации социальной политики по следующим направлениям:

законодательство о труде с учетом
развития рынка;

занятость-незанятость населения
(определение видов безработицы, механизма переподготовки кадров, формирование
фонда занятости); здесь особенно важна ориентация на международные стандарты
оценки такого явления, как безработица;

система социальных нормативов как
набор государственных гарантий россиянам независимо от места их проживания;

выработка и совершенствование единых принципов
налогообложения доходов трудящихся.

В последние годы, особенно после 1991 г., условия труда на многих предприятиях существенно изменились, причем далеко не в лучшую
сторону. В результате либерализации цен и постоянной инфляции резко снизился
уровень жизни рабочих. Заработная плата далеко не удовлетворяет их потребности.
Результатом явились: переход многих квалифицированных рабочих в кооперативы и
коммерческие структуры;

рост числа рабочих, имеющих и
желающих иметь дополнительно оплачиваемую работу; снижение интереса к повышению
квалификации; значительное ухудшение социально-трудовых условии.

Изменение в системе культуры и
ценностей в России касается практически всех сторон социально-трудовых
отношений. При этом базовыми являются отношения между работодателями и
работниками наемного труда, основанные на праве собственности. Учиться этим
новым отношениям необходимо обеим сторонам.

Многие российские предприниматели,
используя ситуацию на рынке труда, проводят близорукую кадровую политику,
оплачивают рабочую силу ниже ее стоимости, не оплачивают сверхурочные часы, не
вступают в союзы предпринимателей, чтобы избежать заключения тарифных
соглашении.

Организация, осуществляющая свою
деятельность, общей и постоянной целью которой является выживание, должна осознавать
необходимость создания условий для удовлетворенности работой у своего персонала
и развития его способностей. Она также должна осознавать и необходимость
поддержки процветанию тех слоев, на фоне которых она осуществляет свою
деятельность. При этом организация в равной степени несет ответственность по
отношению к потребителям, к сотрудникам и к окружающей среде.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ