10.1. Исторический экскурс в конфликтологию :: vuzlib.su

10.1. Исторический экскурс в конфликтологию :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10.1. Исторический экскурс в конфликтологию

.

10.1. Исторический экскурс в конфликтологию

Параграф, который нельзя не включить в главу, но не
обязательно читать

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучу и пустятся
загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не
расска­жут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!

Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки

Житейское толкование конфликта можно найти во многих книгах,
например, толковых словарях русского языка — как ссора, спор, драка.
Профессиональный подход требует доопре­делить такое обыденное понимание.

«Социология конфликта» — так назвал одну из своих
работ немецкий философ и социолог Г. Зиммель (1858—1918). В со­временной
социальной психологии и социологии понятие «конфликтология»
употребляется как собирательный термин для обозначения особой области
исследований.

Степень интереса к исследованию конфликта значительно
менялась — от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX —
начале XX вв. (Зиммель) до мини­мального внимания к нему со стороны социальных
аналитиков, с одной стороны, и попыткой создания в настоящее время специальной
дисциплины о конфликтах — конфликтологии, с другой.

Снизившийся в 20-е годы XX в. интерес к проблеме кон­фликта
снова возрос с 40-х годов. Попытку возрождения тео­рии конфликтов связывают с
именем Т. Парсонса.

Проблема конфликта изучается в рамках различных науч­ных
школ: социалдарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, символического
интеракционизма, когнитивизма, мате­матического моделирования и др.

Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального
конфликта Л. Козера, конфликтная модель об­щества Р. Дарендорфа, общая теория
конфликта К. Боулдинга.

Перманентность конфликтов стала широко признанной уже в
прошлом веке. Согласно Г. Спенсеру, конфликт неизбежен и стимулирует развитие
общества. По Г. Зиммелю, конфликт оп­ределяется как одна из форм разногласий,
объединяющая про­тивоборствующие и одновременно взаимосвязанные стороны. К.
Маркс развил теорию классовой борьбы, построенную на принципиальном глобальном
конфликте, который приводит к расколу общества как предварительному условию
гармонии. Положительная роль конфликта, по Зиммелю, виделась в сти­мулировании
динамичности и адаптации.

Конфликт предметно рассматривается в политологии, в ко­торой
приняты две базовые его модели: либеральная, или плю­ралистическая, и
элитарная, или авторитарная.

Согласно плюралистической модели конфликты повсеместны,
неизбежны, поскольку общество состоит из разных групп инте­ресов. Известный
американский социолог Р. Парк (1864—1944) называл конфликт основным видом
взаимодействия. Согласно немецкому социологу Р. Дарендорфу, конфликт содержит в
се­бе творческое ядро и вызов, является условием существования человеческой
свободы наряду с рынком, открытостью, гласно­стью. Конфликты воспринимаются не
как благо само по себе, а как неизбежный способ преодоления противоречий в ходе
ре­формирования структур и сообщества в целом. Обилие кон­фликтов
предпочтительнее одного. Современная социология конфликта видит в
множественности конфликтов уменьшение возможности развития одного, которое
ведет к расколу. Мно­гообразие разнонаправленных коллизий уменьшает опасность
однонаправленного его раскола, значительная часть конфликт­ного потенциала —
энергия общественного недовольства — растрачивается и взаимоуничтожается в
многочисленных ло­кальных столкновениях. Согласно Р. Дарендорфу, подавление
конфликтов ведет к их обострению.

Конфликт не заканчивается войной. За военной фазой конфликта
следует политическая, которая всегда есть прогресс в его развитии. Не случайно
М. Дюверже определил политику как войну, продолженную другими средствами и в
других фор­мах. Суть других средств и форм в упорядочении конфликтов — в
сведении к минимуму деструктивного влияния.

Авторитарная (элитарная) модель конфликтов, существую­щая в
политологии, рассматривает конфликты как отражающие противоречия не столько
между отдельными группами, сколько между элитой и массой. В соответствии с этой
моделью борьба возникает тогда, когда власть сосредоточивается в руках незна­чительной
группы людей. Данная модель конфликта сходна с ленинской теорией революционной
ситуации. Однако концеп­туально два подхода противоположны.

Главное в элитарной модели — критика верхов во имя со­хранения
стабильности. Поэтому ее иногда называют консерва­тивной. Назначение же
ленинской теории — в обосновании благоприятных условий захвата власти.

Проблема   конфликтности   интересовала   3. Фрейда, К.
Юнга, Э. Берна. Но как самостоятельный термин в психо­логии конфликт появился
позже, чем в социологии и некото­рых других науках (например, в математике).

В последние годы опубликовано множество теоретических работ
и эмпирических исследований, где уже психологами предлагаются различные
трактовки этого понятия. Несмотря на несходство подходов к определению
конфликта, в них явно выделяются единые сущностные свойства:

• наличие противоречия, во всяком случае различий между
интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

• противодействие, противоборство субъектов конфликта,
стремление нанести ущерб оппоненту;

• негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как
фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Основное содержание теории конфликтов составляют сле­дующие
категории: понятие и структура конфликта, его дина­мика, стадии развития,
функции и типология.

На сегодняшний день представляется необходимым соеди­нить в
систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта,
которые ведутся в рамках истории, математики, психологии, социологии,
философии, политологии, правоведения, военных наук, искусствоведения, педагоги­ки,
социобиологии и некоторых других (таких, как психиатрия, экономика). Ее
создание не только возможно, но и крайне не­обходимо, поскольку изучение
конфликта лишь одной из суще­ствующих наук неизбежно приводит к потере
целостного пред­ставления о нем, утрате ряда его существенных черт. Ведь в
жизни мы имеем дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их
психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими
аспектами.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ