10.3. Основные понятия :: vuzlib.su

10.3. Основные понятия :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10.3. Основные понятия

.

10.3. Основные понятия

— Это водка? — слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на
стуле от обиды. — Помилуйте, коро­лева, — прохрипел он, — разве я позволил бы
себе на­лить даме водки? Это чистый спирт!

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Что такое война, драка?

• Это конфликт, считают одни.

• Это способ разрешения конфликта, скажут другие.

• Это форма проявления конфликта, заметят третьи.

Кто же прав? Если первые, то с конфликтами надо бороться.
Если вторые, то им посоветуем вспомнить хотя бы одну войну в истории человечества,
которая полностью разрешила какой-нибудь конфликт.

Можно ли вообще прожить без конфликтов? Существуют ли бес­конфликтные
организации, сообщества?

Для ответа на эти и многие другие вопросы нужно понять, что
ле­жит в основе самого явления.

Конфликты возникают не только между людьми, но и меж­ду
животными. Конфликты, в которых участвует человек, могут быть для него внешними
— с другими людьми и внутренними — в его сознании.

Живые существа имеют те или иные потребности. Потреб­ности в
пище, воде, продолжении вида, сексуальном партнере, территории для охоты,…

Дефицит ресурса, отсутствие у животных возможности его
увеличить при совпадении потребностей приводят к конфлик­там. Их принято
называть зооконфликтами. И хотя не они сей­час представляют для нас интерес,
типы зооконфликтов важны нам, ибо бескомпромиссное поведение в конфликте,
характер­ное для животных (ведь они не умеют договариваться), приво­дит только
к одному исходу: победе одного и поражению дру­гого. А именно такие конфликты
(точнее неразвившиеся вечные кровавые недоконфликты — вечная первая фаза)
типичны для людей, чей интеллектуальный, коммуникативный, культур­ный уровень
не позволяет вести переговоры и искать пути уве­личения дефицитного ресурса или
альтернативного менее де­фицитного нового. Их можно назвать антагонистическими.

В современной конфликтологии принята такая условная типология:

У человека же помимо потребностей есть интересы и цен­ности,
что усложняет модель конфликта, но лишает его безыс­ходности. И если в
зооконфликтах в итоге побеждают сила и ловкость одного и страх и инстинкт
самосохранения другого, то перспектива человеческих конфликтов — в победе
разума и нашем умении общаться.

Как бы ни развивались цивилизации, ресурсная дефицит­ность
никогда не может быть преодолена полностью, и поэтому все потребности и
интересы ни раньше, ни сейчас, ни в дале­ком будущем нельзя будет удовлетворить
полностью. Вот поче­му человек был вынужден описать для себя приоритеты, кото­рые
мы теперь называем ценностными ориентациями.

Итак, потребность — это объективная нужда субъекта
(человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для
поддержания его жизнедеятельности. Потребности необходимы субъекту для его
существования, раз­вития и выступают источником его активности. Неудовлетво­ренная
потребность приводит к смерти (физической, интеллек­туальной или социальной).

Существуют различные варианты классификации потребно­стей
человека. Согласно одной из наиболее признанных класификаций (по А. Маслоу)
человек мотивируется удовлетворени­ем потребностей, выстроенных в пирамиду из
пяти уровней:

• физиологические потребности;

• потребности безопасности;

• потребности принадлежности и причастности;

• потребности признания и самоутверждения;

• потребности самовыражения.

Реальные условия жизни, возможности и обстоятельства
интерпретируют потребности в виде интересов.

Интересы — альтернативное разнообразие потребностей в
конкретных жизненных обстоятельствах, осознаваемая субъек­том форма проявления
его потребностей.

У человека есть потребность в пище, но потребности в кре­ветках
под майонезом не бывает, если не считать какого-нибудь редкого случая
медицинского показания. Удовлетворе­ние интересов субъекта удовлетворяет те или
иные его потреб­ности:

Человек в ходе жизни вырабатывают представления, кото­рые,
проецируясь на потребности, иерархизируют их и форми­руют ценности.

Потребности и ценности в свою очередь создают иерархию
интересов на каждый момент времени. Изменение ситуации (изменение ресурсного
дефицита) приводит к изменениям кон­кретных иерархий.

Человек далеко не всегда правильно понимает свои настоя­щие
интересы (как ему и нам кажется позже). Но пока он по­нимает свой интерес
«ошибочно», его «ошибочный интерес» и является для него
действительным. Лишь уточняя свои интере­сы, он может изменить их,
скорректировать (отказаться — зна­чит поменять на альтернативный или даже
противоположный), и новый станет действительным, а старый — устаревшим или
ошибочным.

Интересы и ценности и лежат в основе конфликта. Точнее, не
сами, а их различия.

Л. Козер, автор теории позитивно-функционального кон­фликта,
особое внимание обращал на роль ценностей, интере­сов для стабильности и
развития как социальных групп, так и социальных систем. Если субъекты,
вступившие в конфликт, более не разделяют ценностей, на основе которых
функциони­ровала конкретная социальная система, то возникает внутрен­ний
конфликт, который ведет к распаду социальной структуры, происходит замена ее
новой, утверждаются новые по своему содержанию объединяющие элементы системы,
ценности, ин­тересы. Конфликт в этом случае выступает как способ адекват­ного
приспособления социальных норм к изменившимся об­стоятельствам.

В целом, в обществах, открытых конфликту, направленному на
разрешение антагонистической напряженности, конфликт будет способствовать
изменению и развитию общественных, групповых процессов при определенном уровне
их стабильно­сти и конструктивности.

Итак, конфликт — это процесс развития взаимодействия
субъектов по поводу различия их интересов и ценностных ориен­тации.*

* См.: Еремин Б.Л. Выбор путей преодоления
конфликтов//Реформа. № 1. 1997.

Конфликт имеет следующие фазы.

1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспе­чить
свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это
обеспечивается либо добровольным или вы­нужденным отказом другого субъекта от
своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением
носителя другого интереса, что уничтожает естественным обра­зом и сам этот
интерес, а следовательно, и гарантирует обеспе­чение собственного).

2. Компромиссная (политическая) — стороны стремятся по
возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых
производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий
компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по
максимуму свой собст­венный).

3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая комму­никацию,
стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не
только сами субъекты конфлик­та, но и их интересы (консенсус), и стремятся к
взаимодопол­нению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зре­ния
сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его
уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным
наказанием, либо изменение законодательства, системы фирменных инст­рукций,
дающее или запрещающее право на тот или иной ин­терес, различие).

Конфликт начинается с конфронтационной (военной) фа­зы, а
заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно
определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к
коммуникации.

По ходу конфликта взаимодействие субъектов трансформи­руется
от конфронтационного до того, которое мы будем назы­вать коммуникацией.

Коммуникация — информационное взаимодействие субъектов, которое
характеризуется следующими признаками:

• суверенитетом участников взаимодействия;

• суверенитетом их ценностных ориентации, интересов,
представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему;

• технологической обеспеченностью равноправного ин­формационного
обмена;

• технологической обеспеченностью равного уровня инфор­мационной
полноты о ситуации и предмете взаимодействия.

Следует также заметить, что технологии одной фазы (воен­ные,
политические и управленческие соответственно) не дают желаемого результата не в
своей фазе. Но и собственно фазо­вые технологии не обеспечат оптимального хода
конфликта, если стратегически не будут выстроены с учетом следующих стадий (в
долговременной перспективе неизбежных) и допол­нены технологиями из последующих
фаз.

Кризис (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз
конфликта) — такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит
поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной
фазе, разрушитель­ная зацикленностъ, фазовая стагнация или даже возврат в пре­дыдущей
фазе). Кризис — период задержки процесса кон­фликтного взаимодействия
субъектов. Что, следует заметить, и приводит к возникновению напряженности.
Снять ее помогает преодоление кризиса, т. е. продолжение развития конфликта.

Таким образом, управление конфликтом — это деятельность по
обеспечению развития конфликтного взаимодействия. То есть управлять конфликтом
— значит обеспечивать ему максималь­ную возможность для саморегулирования и
содействие выходу из кризисов в следующую фазу.

Хотя точнее было бы считать конфликт не управляемым, а
саморегулирующимся (и пока он не перейдет в последнюю фа­зу, он не уничтожим,
так как не ликвидированы осознанные субъектами различия интересов и ценностей).
И следовательно, если строго следовать существующим определениям «управ­ления»,
то конфликт «неуправляем». Но в разных фазах его развития возможны
действия, способствующие его бескризис­ному развитию (обеспечивающие его), что
мы и можем условно считать управлением.

Вспомним снова один из первых поставленных в этом па­раграфе
вопросов: может ли существовать без конфликтов че­ловек или организация? Да,
если в своих взаимодействиях они сталкиваются лишь с субъектами, похожими на
них как две ка­пли воды (вплоть до сознания). Да, если в организации рабо­тают
люди с идентичными интересами и ценностными ориентациями, занимающие одинаковые
функциональные места, не за­нимающие разные ступени в социальной или служебной
иерар­хии. Но кому нужна такая жизнь? Нужна ли такая организа­ция? И возможна
ли она?

Различия вечны, сходства мгновенны. А значит конфликт для
нас — среда обитания и непременное условие развития.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ