ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
10.1. Сущность оценки стратегии
.
10.1. Сущность оценки стратегии
Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического
планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может
производиться по двум направлениям:
• оценка выработанных конкретных стратегических вариантов
для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и
последовательности для организации;
• сравнение результатов реализации стратегии с уровнем достижения
целей.
Эффективная система оценки требует наличия четырех основных
элементов:
1. Мотивация для оценки. Прежде чем оценка сможет быть
произведена, у руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои
показатели или стратегию, которую он или его команда хотят реализовать. Такое стремление
обусловлено осознанием того, что необходимо достичь соответствия между
организацией и предложенной стратегией. Есть другой потенциальный мотивирующий
фактор: если руководитель надеется получать вознаграждение в зависимости от
соответствия показателей поставленным задачам.
2. Информация для оценки. Другим требованием достоверности
оценки является информация в удобной для использования форме, чтобы оценить
предложенную стратегию, а также ее последствия после реализации. Для этого
требуется эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а
также полный и достоверный доклад о возможных результатах предложенных стратегий
и результатах их реализации.
3. Критерии оценки. Стратегии должны оцениваться по
определенным критериям. Эти критерии могут быть сгруппированы следующим
образом:
• Последовательность осуществления стратегии. Стратегия
определяется целью верхнего уровня, поэтому она не должна содержать
несогласованные с верхним уровнем цели более низкого уровня.
• Согласованность с требованиями среды. Стратегия должна
соответствовать внешней обстановке и происходящим в ней критическим изменениям.
• Осуществимость стратегии. Стратегия не должна ни переоценивать
доступные ресурсы, ни создавать не решаемые проблемы в будущем.
• Приемлемость для стейкхолдеров. Стратегия должна
соответствовать ожиданиям конкретных групп поддержки.
• Преимущество по отношению к конкурентам. Стратегия должна
обеспечивать создание или поддержание конкурентного преимущества в избранной
области.
Ввиду важности критериев оценки стратегии, далее рассмотрим
их подробнее.
4. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка сама по
себе не является завершающим этапом. Она должна направлять решения о выборе
стратегии и способствовать определению ее действенности. Для этого должны быть
разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на
оценке представленной информации.
.