ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
10.5. Методы выбора подходящей стратегии
.
10.5. Методы выбора подходящей стратегии
Как выбирать стратегию? Возможны различные наиболее часто
используемые в управленческой практике методы ее выбора.
1. Выбор в зависимости от целей.
2. Обращение к вышестоящему звену управления.
3. Наем консалтинговых агентств, не входящих в организацию.
Рассмотрим особенности применения каждого выбора на практике.
Выбор в зависимости от целей
Этот метод сосредоточивается на целях организации, в зависимости
от которых и оцениваются альтернативные стратегии. Таким образом, допускается
возможность получения различных вариантов стратегии, количественно
определенных относительно их сильных и слабых сторон. При этом самый
подходящий из вариантов может быть выделен для реализации. Например, если одной
из важнейших целей организации является защита окружающей среды, то это и
будет использовано для оценки вариантов стратегии (например, создание сети
магазинов товаров для ухода за животными).
Однако в действительности, даже в тех случаях, когда применяется
рациональный подход к выбору стратегии, часто бывает необходимо переопределить
цели в свете изменений положения организации относительно факторов среды. Таким
образом, данное действие, описываемое как «пост-рационализация», устанавливает,
что цели соответствуют стратегии и, наоборот, стратеги» соответствует целям.
Для успешного использования данного метода необходимо, чтобы цели были четко
определены и поняты, а также выражены количественно.
Обращение к вышестоящему звену управления
Это тоже достаточно распространенный метод выбора конкретной
стратегии из серии альтернатив. Обычно серия жизнеспособных вариантов
стратегии совместно с индивидуальными оценками передается более высокому
руководству, которое и должно принять решение о конкретном пути действий. Это
звено управления впоследствии, руководствуясь своей предпринимательской
интуицией, примет решение исходя из того, в какой мере конкретная стратегия
соответствует общему предназначению организации.
Наем консалтинговых агентств, не входящих в организацию
Наем консалтинговых агентств, не входящих в организацию, —
обычное явление при выборе стратегии. Хотя их часто нанимают из-за каких-либо
конфликтов внутри организации, широта и глубина опыта персонала агентств в
различных вопросах управления ценны сами по себе. Консультанты часто имеют
богатый опыт работы с различными организациями, который можно приложить к
конкретной ситуации. При принятии решения в таких случаях также необходима
объективность.
Итоги и выводы
Оценка стратегии предполагает оценку выработанных
стратегических вариантов для определения их пригодности и сравнение результатов
осуществления стратегии с уровнем достижения целей.
Эффективная система оценки требует наличия трех основных
элементов: мотивации, информации и критериев оценки принятия решений по
результатам оценки стратегии.
Выделяются следующие критерии оценки стратегии:
последовательность осуществления стратегии, согласованность с требованиями
среды, осуществимость стратегии, приемлемость для групп влияния, преимущества
по отношению к конкурентам.
Существуют специальные методы оценки стратегии, наиболее
известными из которых являются следующие: анализ портфеля заказов, матрица
МакКинси, анализ жизненного цикла, бенчмаркинг.
Анализ отдачи от стратегии представлен следующими видами
оценки: анализ прибыльности и анализ затрат и результатов.
Анализ затрат и результатов представляет собой попытку дать
денежное выражение всем затратам и результатам варианта стратегии. Он позволяет
определить, превышают ли результаты данного варианта стратегии расходы по нему,
и дает возможность стратегам выбрать альтернативу, которая обеспечивает
максимальный чистый доход.
Методы оценки риска осуществления стратегии включают в себя
прогнозирование финансовых коэффициентов (коэффициенты финансовой зависимости,
коэффициенты ликвидности, коэффициенты рентабельности); анализ чувствительности;
матрицы решений; имитационное моделирование.
Определение финансовой осуществимости стратегий включает
анализ движения денежных средств, анализ чувствительности, анализ
безубыточности.
Возможны различные варианты выбора стратегии. Наиболее
часто в управленческой практике используются: выбор в зависимости от целей
организации, выбор стратегии как прерогатива высшего руководства, наем
консалтинговых агентств для оценки и выбора стратегии.
Контрольные вопросы и задания
1. Как определяется эффективная система оценки стратегии
корпорации?
2. Перечислите основные критерии оценки эффективности
стратегии.
3. Объясните применение анализа прибыльности в качестве
инструмента оценки стратегии корпорации. Назовите четыре метода анализа
прибыльности.
4. Охарактеризуйте анализ затрат и результатов как метод
оценки отдачи стратегии.
5. Перечислите способы оценки риска стратегии.
6. Какие методы применяются для анализа финансовых
результатов осуществления стратегии?
.