Предисловие :: vuzlib.su

Предисловие :: vuzlib.su

19
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Предисловие

.

Предисловие

История этой
книги не совсем обычна. Многие очерки из ее первой части были написаны еще в
1984 году и представляли собой, по сути, черновые наброски. Впоследствии они
были обработаны, дополнены и изданы в виде небольшого буклета, рассчитанного,
главным образом, на друзей. Позже нам было предложено опубликовать эти
материалы в виде книги, и мы воспользовались представившейся возможностью,
чтобы добавить еще несколько очерков и раскрыть тему авторитарности более
широко. Начав с ее конкретных проявлений, мы постарались исследовать проблему в
целом, при этом нам удалось прояснить многие концептуальные положения, связанные
с формированием цивилизации.

Исторически
авторитаризм всегда был частью структурной основы любого социального
образования и по сию пору продолжает скрытно присутствовать почти в любых
человеческих взаимоотношениях, включая религию, мораль, власть, социальные
институты, семейные и сугубо интимные отношения, а также взаимоотношения,
связанные с личностной зависимостью. Оказалось, что психика человека насквозь
пропитана ядом авторитарности, и это оказывает на нашу повседневную жизнь
гораздо более сильное воздействие, чем принято думать. Ведь для большинства
людей проблема авторитарности и диктатуры ассоциируется, главным образом, с
политикой и социальными взаимоотношениями, или же с конкретными личностями. При
этом упускается из вида влияние авторитаризма на формирование мировоззрения и
социальной шкалы ценностей, а также стереотипов, которым человек подсознательно
следует, строя свою жизнь и жизнь своих близких. В процессе работы над книгой
мы стали яснее понимать, почему авторитаризм был и во многом остается мощнейшим
средством сплочения общества, а также почему теперь он становится главной причиной
социальной разобщенности.

Со времени выхода
нашего буклета накопилось так много материала по данной проблеме, что мы решили
подготовить обширное издание под названием «Контроль», составной частью
которого должна была стать данная книга. К первоначальным очеркам было
добавлено более тридцати новых, где описывались проявления авторитаризма в
таких сферах человеческих взаимоотношений, как родительский долг, зависимость,
любовь, контроль интимных отношений, деторождение и прерывание беременности,
экология, цензура, свобода и равенство, смертная казнь, анимизм, буддизм,
мистицизм, карма, перерождение и другие. При этом стало ясно, что конца и края
здесь не видно. Поэтому мы решили опубликовать книгу в том виде, в каком она
сейчас лежит перед вами, включив в нее очерки о гуру (I часть) и шесть глав из
упомянутой более обширной работы «Контроль» (II часть), где показано, как
авторитаризм прячется под маской идеологии.

Во вступительной
главе «Авторитет, иерархия и власть» мы хотели продемонстрировать различия
между авторитетом и авторитарной властью, между иерархией и авторитарной
иерархией. Авторитет и иерархия неизбежны при любом социальном строе, однако
это вовсе не означает, что они непременно авторитарны по своей сути. Правда,
иерархические структуры были (и остаются) преимущественно авторитарными, но мы
полагаем, что неприятие, которое они вызывают у многих людей, связано не с
иерархией как таковой, а с кроющимся за ней авторитаризмом.

В главе «Религии,
культы и духовный вакуум» утверждается, что основная причина повсеместного
упадка морали связана с так называемыми религиями отрешенности и с
мировоззрениями, давно уже не способными справиться с бесконтрольной властью,
обладающей всей мощью научно-технического прогресса. Здесь же говорится о том,
почему религии отрешенности непременно должны быть авторитарными и почему необходимо
пересмотреть традиционные взгляды на природу святости.

Часть 1 — «Личности
и маски» — посвящена вопросам контроля и манипуляций на уровне индивидуумов. В
качестве примера рассматриваются характерные взаимоотношения между
харизматическими лидерами и их последователями — эти отношения столь явно и
осязаемо авторитарны, что могут служить прекрасным объектом наблюдения обычно
скрытых механизмов действия авторитарности. Взаимоотношения «гуру-ученик» ярко
демонстрируют, как происходит капитуляция одного человека перед другим, также
состоящим из плоти и крови, но принимающим на себя функции «спасителя» и «носителя
истины». Это иллюстрация того, что значит «доверять другому больше, чем самому
себе».

Традиционная
схема взаимоотношений гуру и ученика выявляет крайние притязания любого
авторитаризма — абсолютное повиновение и полная капитуляция с одной стороны и
всеобъемлющий контроль с другой. При этом манипулирование личностью при
ментальном авторитаризме происходит безо всякого физического принуждения — речь
идет о контроле над сознанием. Мы поставили себе цель показать, как подобного
рода традиционные авторитарные взаимоотношения порождают соблазны и ведут к
моральной деградации. Модель «гуру» — крайнее и упрощенное проявление
авторитарности, но именно на этой модели можно наглядно проследить, как
действует и к чему приводит авторитаризм. В других ситуациях сделать это много
труднее.

Хотя в глазах
большинства представление о гуру уже давно прочно ассоциируется с коррупцией,
многие упрямо продолжают объяснять все эти негативные проявления чисто
человеческими слабостями. Мы же утверждаем, что коррупция и злоупотребление
властью — отнюдь не следствие порочности конкретной человеческой натуры, а
прямое порождение структуры взаимоотношений, присущих системе гуру. В очерках о
гуру и культах мы постарались наглядно отобразить картину этих взаимоотношений,
проникнутых интригами, жаждой наживы и тайными манипуляциями, показать
опасность капитуляции перед каждым, кто объявляет себя всевидящим и всезнающим.
Быть может, понимание механизмов узурпации власти и способов манипулирования
сознанием поможет людям избежать в будущем возможных ловушек.

В первой части мы
особенно подробно исследовали взаимоотношения «гуру-ученик», поскольку авторитарная
власть проявляется в них наиболее наглядно. При этом мы старались не
ограничиваться лишь рассмотрением конкретных примеров, но пытались показать,
как применить полученные рекомендации в других, менее очевидных случаях. Так, в
главе «Соблазны капитуляции» исследуются эмоции, делающие людей восприимчивыми
к авторитарному контролю. Глава «Связь с бесплотными авторитетами» помогает понять,
почему многие люди относятся к медиумам с тем же пиететом, что и к гуру, и
почему, независимо от того, насколько феномен медиумизма реален, его следует
рассматривать исключительно в рамках авторитарной системы убеждений. Глава «Создаете
ли вы свою собственную действительность?» посвящена критике мировоззрения,
поддерживаемого многими лидерами течения «Новый Век». По сути, она является
частью главы книги «Контроль», посвященной авторитарности идеологии кармы и
реинкарнации. В главе «Восстановление подорванного доверия к себе» даются
некоторые рекомендации тем, кто пострадал в этом отношении особенно ощутимо.

Все авторитарные
лидеры усиленно пропагандируют идеологию, оправдывающую их власть и действия, поэтому
столь важно понять, к каким способам сохранения власти они прибегают. Несмотря
на то, что одни идеологии стремятся замаскировать авторитаризм, а другие нет,
ясно одно — если власть авторитарна, то авторитарна и ее идеология. В любом
случае использование идеологии для оправдания авторитарного контроля и эгоизма
всегда стараются скрыть.

Во второй части —
«Идеологические маски» — проблема идеологического контроля освещается более подробно.
Шесть глав, куда вошел материал из различных разделов книги «Контроль»,
преследуют единую цель — разоблачить и вывести на чистую воду авторитаризм,
кроющийся в сформированных им мировоззрении и духовных ценностях. Для этого мы
постарались проследить истоки восприимчивости человека к внешнему контролю и
показать, каким образом такой контроль устанавливается, чем и почему привлекает
людей и насколько серьезными могут быть его последствия. Думается, читатель
убедится, что авторитарная идеология не только калечит личность, но и
подталкивает человечество к краю пропасти всеобщего кризиса, угрожающего самой
жизни на нашей планете. О том, что именно поставлено на карту, говорится в
предваряющем вторую часть очерке «Война нравов». Наше будущее зависит от исхода
борьбы между старым и новым в человеческом сознании.

Примеры явного
проявления авторитаризма западного образца в таких идеологиях, как
фундаментализм и ревизионизм, подробно исследуются в главе «Фундаментализм и
потребность в уверенности». Мы изучили природу менталитета, свойственного этим
идеологиям, а также провели анализ присущих им проблем, постаравшись не только
показать, в чем сила и привлекательность фундаментализма и ревизионизма, но и
объяснить, почему они с таким трудом поддаются пересмотру.

В главе «Сатанизм
и культ запретного» утверждается, что сатанизм является, по сути, крайней
формой реакции на усеченную мораль, принижающую все плотское и земное. Методы
действия сатанистов также насквозь пропитаны духом авторитаризма, ибо они
стараются бороться с «врагом» его же оружием с целью высвобождения и поощрения
всего запретного. В данной главе мы показали, каким образом абсолютизация
понятий добра и зла и их антагонистическое противопоставление друг другу
порождают в людях лишь глубокие противоречия, провоцируя тягу ко всему темному
и запретному. Тогда становится понятно, почему подчас так соблазнительно быть «плохим».
В этой главе и в следующей, посвященной проблеме зависимости, предлагается
система взглядов, показывающая, что дуалистическая мораль создает все
предпосылки для раздвоения личности и возникновения внутреннего конфликта, ибо
сама мораль подразумевает диктат, от которого человек пытается избавиться либо
путем «ухода в сатанизм», либо попадая в зависимость.

В главе «Кто
контролирует ситуацию» патологический характер, который приобретает
зависимость, и порождаемые этим конфликты рассматриваются как одно из следствий
общепринятых авторитарных ценностей. Анализ движущих сил, таящихся в
авторитарной психике, позволяет понять, почему люди подвержены внешним влияниям
и контролю и почему они склонны к различного рода зависимостям. Мы считаем, что
зависимость развивается при наличии внутренней психической борьбы за
возможность самоконтроля. Дуализм психики в условиях авторитарной идеологии
весьма наглядно проявляется, в частности, при детальном изучении внешне
безобидных в этом плане так называемых «модели болезни» (на которой, в
частности, построена широко практикуемая в США при борьбе с алкоголизмом и
наркоманией программа «Двенадцати ступеней») и «модели ответственности».

Зависимость —
наглядный результат влияния скрытого авторитаризма на повседневную жизнь
человека, когда и мировоззрение зависимых людей, и их попытки исправить
ситуацию диктуются идеологией авторитаризма. Иными словами, внутренний
авторитаризм является отражением внешних, более знакомых черт этого явления.
Любой, кто хоть раз чувствовал, что «теряет над собой контроль», может
воспользоваться предлагаемой нами схемой, чтобы проанализировать собственное
поведение и понять, не связано ли оно с авторитарностью, кроющейся в глубинах
его сознания. Только дав себе отчет в наличии «внутреннего диктатора», можно
освободиться от его влияния. И хотя многие социальные структуры поощряют именно
людей с расщепленной психикой, существуют способы покончить с внутренней
борьбой за власть и восстановить цельность своего «я».

В главе «Любовь и
контроль» речь идет о том, чего мы обычно не замечаем: авторитарная идеология
прочно коренится в самых сокровенных и интимных сферах нашей жизни. Такие
идеальные построения, как безграничная любовь, вечная любовь или чистая любовь,
зиждутся на морали отрешенности, являющейся, по своей сути, сугубо
авторитарной. Идеология авторитаризма не только воздействует на чувства и
эмоции, но и стремится подчинить их своим принципам, искажая и уродуя все
святое до неузнаваемости. Власть имущие используют идеальные представления о
семейной и общественной жизни для контроля над людьми в условиях иерархической
социальной структуры. Мы рассматриваем отношения между любовью и властью в
рамках таких понятий, как межличностные барьеры и меры, прощение и
самопожертвование. Наша основная цель при этом —избавить людей от слишком
узкого взгляда на любовь, грозящего ей крахом.

В главе «Единство,
просветление и опыт мистического переживания» рассматривается идеология,
которую используют большинство духовных учителей Востока (а теперь уже и
Запада) для оправдания и поддержания своего авторитета и положения. В основе
идеологии Единства, а также производного от нее «принципа просветления» лежит
весьма утонченный и умело замаскированный религиозный авторитаризм, сформировавшийся
в процессе переосмысления концепции мистического переживания общности. В этой
главе мы постарались объяснить читателю, что за внешне безупречной идеологией
всеобщего Единства, которую, казалось бы, невозможно заподозрить в стремлении
манипулировать людьми, на самом деле стоит все тот же пресловутый авторитаризм.

В главе «Власть
абстракций» исследуется глубинная связь между концептуальными воззрениями
общества, властью и контролем. Разворачивая перед читателем эволюцию
религиозной мысли и общественной морали, мы старались обратить его внимание на
то, как с помощью абстрактных идей, существующих на каждом этапе развития
общества, формируются механизмы контроля над людьми. Мировоззрение реализуется
посредством определенного набора терминов и абстракций. Мы анализируем
разнообразные способы, позволяющие использовать абстрактные представления для
построения конкретных социальных взаимоотношений, и стараемся наглядно
показать, как с помощью абстрактных систем морали религия укореняла авторитаризм
в сознании людей и в социальных структурах. Все мы знаем, какие реальные силы
высвобождаются при реализации абстрактной научной мысли, тогда как мощь
религиозных абстракций, особенно в светских культурах, не столь заметна. В
конечном итоге нам бы хотелось, чтобы читатель смог не только научиться
понимать и выявлять авторитарные аспекты в любом мировоззрении, но и попытался
бы представить себе, какой должна быть неавторитарная система ценностей и
соответствующая ей идеология.

Надеемся, что вам
придется по вкусу свободная последовательность подачи материала, и хотя
логическая обоснованность наших выводов постепенно усиливается к концу книги,
изложение построено так, что читатель может следить за интересующей его темой,
свободно переходя от одного раздела к другому. Этому способствует обилие
перекрестных ссылок, помогающих заполнить пробелы и более разносторонне осветить
проблему. Большинство из них отсылают к главам, где та же проблема
рассматривается под иным углом зрения, но часть ссылок относится к материалам
из книги «Контроль», о которой говорилось выше. Этим мы хотим подчеркнуть, что
тема далеко не исчерпана, и вызвать у читателей интерес к нашим дальнейшим
исследованиям.

Мы надеемся, что
ни у кого не сложится мнение, будто мы, проводя свои изыскания, относимся
предвзято к какому-либо мировоззрению или же намекаем на каких-либо конкретных
людей — поэтому мы и не называем никаких имен, хотя большинство примеров имеют
реальную основу. Кроме того, хотя известно, что роль авторитарного лидера
случалось играть и женщинам, все же представление о гуру традиционно связывается
с мужским полом, что и сказалось на нашем употреблении этого термина в мужском
роде.

Понятие «парадигма»,
к которому мы часто прибегаем в этой книге, используется нами в широком смысле
— как некое фундаментальное представление о мире. Таким образом, «смена
парадигмы» означает изменение господствующего мировоззрения — например, переход
от постулата, согласно которому источником истины служит божественное
откровение, к представлению, что истина рождается в процессе научного познания.

Иногда некоторые
слова в нашем тексте мы берем в кавычки — например, «духовный» или «духовность».
Это значит, что в данном случае называемое «духовным», по нашему убеждению, в
действительности является составной частью авторитаризма. Мы вовсе не призываем
отказаться от идеи духовности и не пытаемся ее дискредитировать. Мы лишь
противимся попыткам сконструировать некий идеальный «духовный» мир, для
достижения которого необходимо следовать непререкаемым указаниям авторитетного
лидера, которого мы, таким образом, сами же создаем. Мы полагаем, что истинная
духовность должна пронизывать всю нашу повседневную жизнь и быть неотделима от
нее, но это уже тема другой книги.

Мы совершенно
убеждены в правильности высказываемых в этой книге идей, поскольку они помогли
нам самим понять, почему наша жизнь устроена именно так и почему ее следует
изменить. Мы постарались придать своим рассуждениям максимальную
убедительность. Возможно, из-за этого кое-кто сочтет тон книги излишне
безапелляционным и даже спросит себя, не авторитарна ли она сама. На это мы
можем лишь ответить, что занимались обсуждаемыми вопросами много лет и
внимательно изучали, что думают об этом другие. Нам не удалось обнаружить более
широкого подхода к проблеме, что также подкрепляет нашу уверенность в своей
правоте. Но убежденность не бывает авторитарной, если человек готов
прислушиваться к критике и признавать свои ошибки. Суть идеологического
авторитаризма не в убежденности, а в непререкаемости. Мы готовы пересмотреть
свои взгляды или даже отказаться от них, если к тому будут веские основания.

Нам хотелось бы,
чтобы критерием приятия или неприятия изложенных здесь идей служили только их
собственные достоинства. Поэтому мы не ссылаемся на чьи-либо авторитеты и не
стремимся демонстрировать свою эрудицию. Главная наша забота — ясность
изложения. Читатель должен понять ход наших мыслей, а уж соглашаться со
сделанными выводами или нет, он решит сам. Личный опыт людей и их здравый смысл
— вот к чему апеллирует эта книга, призывающая руководствоваться в жизни
доверием к собственной личности.

Рождение этой
книги — результат многолетнего и не всегда простого процесса выработки общей
позиции, так что теперь мы зачастую не можем сказать, кому из нас принадлежит
та или иная идея. Друзья и близкие с самого начала поддерживали нас, и многие
люди помогали нам, высказывая ценные замечания о работе. Перечень имен слишком
обширен, что бы приводить его здесь, но всем им мы искренне признательны. Особо
хочется упомянуть Сирену Кастальди и Курта Фишера, чья роль была исключительно
велика. И наконец, без понимания и терпения нашего издателя Ричарда Гроссингера
книга просто не увидела бы свет.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ