В чем суть авторитаризма? :: vuzlib.su

В чем суть авторитаризма? :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


В чем суть авторитаризма?

.

В чем суть
авторитаризма?

Не мы одни
обеспокоены ходом современного развития человечества. Многие задаются вопросом,
почему столь высокоразвитый в интеллектуальном отношении вид, способный творить
чудеса в науке и технике, до сих пор не сумел создать универсальные для нашей
планеты позитивно-созидательные социальные взаимоотношения между людьми. Почему
именно в этой сфере мы вдруг становимся столь бездумными и беззаботными?
Наиболее пессимистический ответ сводится к тому, что в силу порочности
человеческой натуры зло всегда будет довлеть над добром и что люди фатальным
образом не способны побороть сиюминутное своекорыстие.

Наше видение
будущего более оптимистично и обнадеживающе. Между тем авторитаризм и
авторитарные идеологии столь глубоко укоренились в сознании людей, что стали
главным препятствием на пути творческого решения проблем выживания
человечества. Ведь творчество неотъемлемо связано с верой в себя, а ее-то и
подавляет авторитаризм

Один из наших
друзей как-то высказал мысль, на первый взгляд кажущуюся банальной: «Если вы
действительно заинтересованы в переменах, то лучшая для этого стратегия —
оптимизм». Однако если мы попытаемся найти подтверждение этому тезису в
исторических фактах, то потерпим фиаско — история свидетельствует, что человек
не способен разумно обращаться с властью и справляться с проблемами,
порождаемыми технологическим прогрессом. Иными словами, общество явно не
успевает интегрировать бурно развивающиеся технологии. Никакое обращение к
опыту прошлого не поможет сократить этот разрыв — как прежде, так и теперь мы
не способны даже отдаленным образом представить себе структуру человеческого
общества будущего. В связи с этим становится понятной позиция тех, кто ищет
выход из создавшейся ситуации в принципиально новой структурной модели, новом
мировоззрении — в том, что теперь принято называть «сменой парадигмы».

У оптимизма мало
шансов прочно укорениться в сознании людей, так что он рискует остаться всего
лишь полетом человеческой фантазии, терпящим крушение при столкновении с
пессимизмом или цинизмом. Поэтому поиски новых парадигм идут в основном в
рамках теорий развития или эволюционных теорий, когда есть возможность
прослеживать процессы преобразования, не теряя из виду нить истории. При этом
совершенно очевидно, что по-настоящему новый подход должен трансформировать
саму арену жизнедеятельности существующего общества и реализации его потенций.
Стало быть, вопрос состоит не только в том, что представляет собой сущность
новой парадигмы, а еще и в том, как к ней прийти.

Авторитаризм
является неотъемлемой составляющей всех старых парадигм, хотя его далеко не
просто распознать в содержании той или иной структуры, тех или иных институтов,
этики и мировоззрения. Легче всего его проявления можно проследить при изучении
способов и методов удержания власти в данной социальной структуре, включая и
способы приобретения и удержания власти над сознанием людей.

В какой бы
незнакомой форме ни предстало перед нами кажущееся новым мировоззрение, какие
бы новые ценности оно ни проповедовало, но если оно создавалось и внедрялось
авторитарно, то вся его новизна — лишь удачная маска. Какой бы ни была новая
парадигма, она должна быть признана людьми добровольно, без принуждения. Она
должна представлять собой структуру, открытую для обсуждения и критики, чтобы
накапливаемый людьми опыт позволял ее совершенствовать. Иными словами, любая
жизнеспособная модель является таковой только тогда, когда позволяет людям
верить в себя, свои силы и опыт и ценить их, а не принимать на веру
сомнительные положения и ценности. Для всякой претендующей на новизну системы
ценностей опыт и традиции прошлого не должны вставать на пути прогресса, основы
которого закладываются в живом реальном настоящем и без которого не может
существовать оптимизма в отношении будущего.

Идеологии,
мировоззрения и все то, что, как принято считать, есть проявление знания, так
или иначе пытается завладеть сознанием людей, доказывая свою истинность. Однако
в большинстве критических жизненных ситуаций не было, да, пожалуй, и не могло
быть абсолютного единодушия в отношении безусловной истинности того или иного
мировоззрения. В этой книге мы постараемся со всей ясностью продемонстрировать
важность разоблачения авторитаризма и методов, которыми он пользуется для того,
чтобы нужным образом сформировать взгляды членов общества на действительность и
направить их образ мыслей. Большинство существующих в мире идеологий и
мировоззрений уже во многом преуспели на пути самоутверждения в качестве
носителей истины. В реальности убеждения слишком часто формируются под
давлением личных предпочтений и интересов. Люди могут без конца спорить о том,
какое из мировоззрений истинно и какое — нет. Единственное, что может быть
установлено в отношении любой идеологии, мировоззрения и учения, так это то,
является ли их основа по своей сути авторитарной и не скрываются ли под
внешними убеждениями и уверениями их приверженцев интересы тех, кто использует
их для сохранения своего контроля.

Сразу оговоримся
— мы не собираемся решать проблему авторитаризма, исследуя общеизвестные, откровенно
авторитарные системы, в частности политические, которые в качестве основных
способов контроля и самоутверждения используют физические угрозы и принуждение.
Они достаточно хорошо изучены, однако представляют собой, на наш взгляд, лишь
верхушку айсберга. Куда интереснее было бы попытаться разобраться в глубоко
скрытых и невероятно живучих механизмах авторитарного управления и контроля, успешно
функционирующих на уровне менталитетов, веры и убеждений, чувств и эмоций,
целей и устремлений людей, заставляя их сомневаться в собственных силах. Когда
человек перестает доверять себе, он неизбежно становится легкой добычей
всевозможных манипуляторов.

В определенные
узловые исторические моменты фундаментальные устои социального принуждения начинают
рушиться, поскольку то, что утвердило и упрочило их в прошлом, уже не является
столь же незыблемым в настоящем. По мнению многих, мы переживаем сейчас именно
такой исторический период. Поэтому именно сейчас необходим особенно
скрупулезный анализ существующих социальных идеологий, мировоззрений и учений,
ибо, на наш взгляд, все основные проблемы непосредственно связаны с их основными
положениями. Прежде всего, любая социальная структура характеризуется способом
управления и контроля. Ни одно общественное устройство не может долго
существовать исключительно за счет силового принуждения; оно должно
провозглашать ценности, которые бы воспринимались обществом и передавались следующему
поколению.

Мораль — это
система ценностей, которые утверждаются и всячески отстаиваются в условиях
определенного социального строя, являясь своеобразным цементирующим средством
для сохранения его целостности. Мораль, следовательно, не может существовать
сама по себе и лишена всякой силы в отрыве от общества. Она интегрирована в то
или иное мировоззрение, которое формирует и утверждает ее. Сам процесс социализации,
по большому счету, был до настоящего времени авторитарным, основывающимся на
идеологии, направленной на утрату личностного доверия к самому себе, ибо это
остается самым простым и эффективным средством, дающим возможность
контролировать поведение людей.

Исторически
мировоззрения всех цивилизаций Земли были авторитарными и претендовали на
безоговорочное владение «истиной», в особенности истиной моральной. Это
порождало сознание своей внутренней правоты, а следовательно, и права
контролировать других. Первоочередная функция внутренней уверенности в своей
безупречности состояла в предоставлении одному человеку (или целой группе
людей) права диктовать людям, что они должны делать. Это использовалось также в
качестве основы для самоконтроля. Вот почему убежденность в моральной правоте
всегда оказывалась эмоционально наиболее привлекательной. Но для поддержания
убежденности, конечно же, необходимы убеждения, и эти убеждения будут сохранять
свою незыблемость даже при явном расхождении их основополагающих постулатов и
объективной реальности. Убежденность, уверенность — это особое психологическое
состояние, и когда оно подкрепляется убеждениями, сформированными не базе неоспоримых
аргументов (авторитарное убеждение), то такие убеждения и осуществляемые на их
основе управление и контроль не подвластны никаким изменениям. Если же перемены
настолько велики, что требуют пересмотра основополагающих ценностей и лежащих в
их основе мировоззрений, в этом случае противостояние новациям негативно
сказывается на состоянии людей и общества в целом. Судя по всему, мы переживаем
сейчас именно такое время. Традиционные, зачастую умело скрываемые авторитарные
методы распространения и ограничения информации ведут к деградации личности и
всего сообщества. Степень авторитарности культуры является мерилом ее
дисфункциональности.

Все разновидности
идеологического авторитаризма, особенно в том, что касается власти и
управления, имеют, по сути, одинаковую структуру, независимо от конкретного
содержания. Наиболее распространенная среди основополагающих форм авторитарного
мировоззрения базируется на внушении и утверждении недоверия к себе. Но
существуют и иные способы утверждения авторитаризма, и главная цель этой книги
— расшифровать и разоблачить их.

В своем анализе
мы, иногда не очень явно, исходим из предпосылок, которые могут быть названы
эволюционными и диалектическими. Ведь человечество является непосредственным
участником эволюционного процесса, в который, кроме него, вовлечены и другие
земные виды и экосистемы. Этому процессу противоборствуют отживающие и
деструктивные обычаи людей и общества. Диалектичность же нашего подхода заключается
в рассмотрении традиционно противостоящих друг другу категорий, таких как
соперничество-сотрудничество, эгоизм-альтруизм и т. п., которые, как известно,
находятся в динамичном процессе единства и борьбы. Возможно, излагаемая здесь
точка зрения будет способствовать укреплению позиций сторонников
эволюционно-диалектического мировоззрения, однако авторы не ставили перед собой
подобной цели — прежде всего мы делали упор на то, чтобы читатель мог как можно
более отчетливо представить себе, каковы механизмы распространения и реализации
авторитарного управления и в чем его опасность.

Изменения, даже
самые насущные, не должны исходить от той или иной личности или группы людей, утверждающих,
что именно они являются носителями новой истины. Как раз такую практику, по
нашему мнению, и следует искоренить. Ошибочным было бы также полагать, что
новое содержание может зародиться в рамках старых форм. Авторитаризм умело
скрывается за многими очевидными истинами, некоторые из которых даже принято
считать священными. Впрочем, выявление авторитарного начала отнюдь не обязательно
означает безоговорочное отрицание самих этих истин. Просто есть возможность
лишний раз убедиться: не все то золото, что блестит.

При всем внешнем
разнообразии, все известные высокоразвитые цивилизации базируются на
авторитарном правлении. Низкоразвитые племенные социальные структуры не
являются в этом плане исключением, с той лишь разницей, что авторитарное
управление в этом случае осуществляется не с использованием некоего института
власти или отдельной личности, а заложено в самой социальной группе.
Современные демократии ведут беспощадную борьбу не только с основными
составляющими авторитаризма, но и с возрождением его фракционных
разновидностей.

Мы убеждены, что
приблизиться к решению проблем эволюции человечества можно, лишь поборов наследие
авторитаризма. Для этого необходимо выявить его основные движущие силы, понять,
в чем заключается его внешняя привлекательность, благодаря которой авторитарная
идеология прочно укоренилась не только в социальных системах, но и в душах
людей, и, конечно же, постараться разрушить тяжкие оковы этого наследия. Точно
так же, как никто в прошлом не мог предвидеть современных последствий
научно-технического прогресса, так и сейчас вряд ли кто-либо возьмет не себя
ответственность предсказать последствия, которые будет иметь кардинальная смена
человеческих ценностей. Авторитаризм является неотъемлемой составной частью
старых парадигм, а посему невозможно представить, себе как бы реализовались человеческие
возможности без него. Формирующиеся в настоящее время неавторитарные структуры
— это не только новые перспективы, но и новые надежды.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ