7.2. Экономическая единица (бизнес-процесс) :: vuzlib.su

7.2. Экономическая единица (бизнес-процесс) :: vuzlib.su

104
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7.2. Экономическая единица (бизнес-процесс)

.

7.2. Экономическая единица (бизнес-процесс)

Экономическая единица (бизнес-процесс). Деятельность фирмы
как экономический процесс. Дробление хозяйственной деятельности на
экономические единицы, за каждой из которых стоит конкретный потребитель.
Определение бизнес-процесса. Требования к бизнес-процессам. Границы
бизнес-процессов. Координация бизнес-процессов в фирме. Примеры
бизнес-процессов.

Фирма — это не только технологическая реальность и технологический
процесс, но и, как уже отмечалось, экономическая реальность, экономический
субъект, исповедующий принцип соотнесения результата и затрат при стремлении к
превышению первого над вторым.

Если фирма рассматривается именно как экономическая структура,
то представляется очевидным предположение, что всю ее деятельность можно
разделить не только на технологические части, единицы (см. 7.1), но также и на
экономические части, единицы.

В таком случае нам необходимо выяснить: что считать такой
экономической единицей, на основании которой можно по-иному, чем сказано выше
(см. 7.1), строить структуру фирмы как экономической организации.

Вспомним, что любое экономическое отношение предполагает, по
крайней мере, наличие двух субъектов — покупателя и продавца (производителя и
потребителя) без которых экономические отношения не становятся именно
экономическими, а продукт труда не принимает экономическую форму товара.

Таким образом, продукт, услуга должны иметь своего
потребителя. Все это представляется очевидным, когда мы рассматриваем отношения
между самостоятельными, независимыми, суверенными экономическими субъектами. А
если перенести этот подход на внутреннюю среду организации (на внутрифирменную
иерархию)?

В таком случае фирма становится организацией, в которой
существуют и производители, и потребители продуктов труда, услуг. Причем это
распространяется на всю деятельность фирмы, на весь оборот капитала. В этой
связи становится непринципиальным вопрос: принимает или нет экономическую форму
товара такая деятельность. Говоря о внутрифирменной иерархии, мы оставляем в
стороне иную форму экономической организации, коей является рынок.

Если же фирма “перемещает” продукт труда или услугу за
границу организации, то у нас появляются “нормальные” производители и потребители
(продавцы и покупатели), которые могут действовать как в рамках рыночной
экономической организации, так и в рамках контрактной системы (они имеют дело с
товарами как экономической формой продукта труда, услуги).

Подводя итог сказанному, мы вправе утверждать, что имеется
возможность дробления хозяйственной деятельности фирмы на экономические
единицы, за каждой из которой стоит конкретный потребитель как внутри фирмы,
так и за ее пределами.

Именно такой подход и дает возможность определить новую для
нашего анализа категорию, которой является бизнес-процесс.

Итак, бизнес-процесс — это набор операций, которые, вместе
взятые, образуют результат, имеющий ценность для потребителя . Кстати, самый
простой пример бизнес-процесса, который приводят М. Хаммер и Дж. Чампи в своей
работе, это разработка нового продукта.

Здесь, как мы видим, нет внешних по отношению к фирме
потребителей данной деятельности. Потребитель разработки нового продукта — это
производственное подразделение компании, которое будет его создавать,
маркетинговое подразделение фирмы, которое будет доводить до конечного
потребителя этот новый продукт, сам менеджмент компании, который, разрабатывая
стратегию, не может не принимать в расчет создание новых продуктов и т. д.

Таким образом, все конечные потребители этой деятельности
являются частями внутрифирменной иерархии (фирмы). На данной методологической
базе может быть построена и другая (принципиально иная) структура фирмы.

В этом случае компания предстанет перед нами не в виде
бюрократической организации, построенной на основах технологических единиц, как
в производительной, так и в функциональной сферах деятельности фирмы, а в виде
совокупности бизнес-процессов, соотношение между которыми внутри компании не
подчиняется принципам бюрократической внутрифирменной иерархии.

Уточним теперь определение бизнес-процесса. Это —
совокупность различных видов деятельности, в рамках которой “на входе”
используется один вид ресурса или более, а “на выходе” в результате этой
деятельности создается продукт, представляющий ценность для потребителя . То
есть бизнес-процесс сам по себе уже предполагает необходимость соотнесения
результата и затрат, становясь в силу этого именно экономической единицей
организации.

Выделение в рамках фирмы бизнес-процессов базируется на
определенных требованиях к таким экономическим единицам организации: 1) их
можно идентифицировать и провести соответствующие границы: что относится к
бизнес-процессу, а что не относится, 2) у этой деятельности (совокупности
операций) должен быть конечный потребитель либо внутри компании, либо за ее
пределами, 3) границы бизнес-процесса не определяются технологическими или
функциональными принципами, в их основе запрос потребителя-клиента, 4)
важнейшими фигурами в определении границ бизнес-процессов являются не инженеры
и технологи, а менеджеры и экономисты.

Структура фирмы, построенной на принципах выделения
бизнес-процессов, не является вертикальной иерархией. Это, скорее всего, либо
более горизонтальная структура, либо сетевая структура. Поэтому процесс увязывания
различных бизнес-процессов в единую организацию — это процесс координации,
согласования взаимных интересов, а не административного подчинения.

Следует заметить, что вопросы, связанные с бизнес-процессами
(определение границ, принципы выделения, требования к бизнес-процессам, их
координация и др.) специально и подробно будут рассмотрены в связи с
реинженирингом бизнес-процессов (см. 8.1, 8.1.3, 8.1.4).

Здесь же мы позволим себе привести лишь примеры бизнес-
процессов.

Выше нами уже в качестве такового был представлен процесс
разработки нового продукта. Дополним возможный перечень бизнес-процессов. Ими
могут быть и разработка стратегии, и, например, оплата счетов компании, и
выдача кредита, и изучение рынка, и материально-техническое снабжение, и планирование,
и поддержка клиентов, и выполнение заказов, и многое другое.

Вряд ли стоит утверждать, что имеются “типовые” виды
бизнес-процессов. Все это, на самом деле, индивидуализировано для каждой
компании. На выделение бизнес-процессов в конкретной компании (фирме) оказывают
влияние и объективные факторы (производственные мощности, производимые
продукты, освоенный рыночный сегмент, утвержденная стратегия и прочие факторы
внутренней и внешней среды организации), и субъективные (пристрастия менеджеров
к рискованным или малорискованным решениям, представления менеджеров о
деятельности фирмы, ее стратегии, идеологии и т. д.).

Конструирование (выделение) бизнес-процессов становится
новым и самостоятельным видом менеджерской деятельности, где правила, если они
и действуют, касаются наиболее общих моментов и подходов. Эта деятельность
выводит менеджерскую работу за узкие рамки рационального (по сути, инженерного)
подхода, создавая широчайший простор творческой инициативе и выработке
нестандартных управленческих решений.

Следующая часть работы будет посвящена рассмотрению способа
перехода от структур организаций на основе технологических единиц к структурам
на основе бизнес-процессов.

7.2.1. Способ перехода от структур организации на основе
технологических единиц к структурам организации на основе бизнес-процессов

Способ перехода от структур организаций на основе
технологических единиц к структурам организации на основе бизнес-процессов.
Построение функционально-структурной модели компании (достоинства и недостатки,
границы применения). Построение процессно-ролевой модели компании (достоинства
и недостатки, границы применения). Переход от функционально-структурной модели
фирмы к процессно-ролевой.

В этой части работы фактически нас будут интересовать
следующие проблемы: бюрократическая организация с точки зрения ее структуры,
организация, построенная на базе бизнес-процессов с точки зрения ее структуры и
переход от первой ко второй.

Итак, бюрократическая организация. С точки зрения структуры
она представляет собой так называемую функционально-структурную модель, которая
строится на основе наложения функциональной модели компании (в основе —
движение капитала, последовательно проходящего фазу приобретения средств
производства и найма рабочей силы, фазу непосредственного производства и фазу
сбыта готовой продукции) на структурную модель компании (базирующейся на
универсальном принципе разделения труда с последующим закреплением разделенных
функций (операций) за структурными подразделениями — цехами, участками, бригадами,
отделами, службами и т. д.).

Функциональная структура компании позволяет ответить на
чрезвычайно важный для менеджеров вопрос — что необходимо делать: Приобретать
средства производства (какие, в каком количестве, по какой цене)? Нанимать
рабочую силу (кого, в каком количестве, с какой заработной платой)? Заниматься
производством (что, сколько, с какими издержками)? Налаживать сбыт (что, в
каком количестве, по какой цене)?

Отвечать на эти вопросы необходимо, причем для всех
производимых фирмой групп товаров. Чем их больше, тем сделать это труднее.

Например, наша фирма производит мебель: гарнитуры для кухни,
гостиной, отдельно столы, стулья, диваны и кресла. Получается шесть
номенклатурных позиций и по каждой необходимо ответить на поставленные выше
вопросы .

Структурная модель фирмы позволяет ответить на другой
чрезвычайно важный для фирмы вопрос: кто это будет делать? Ответив на него, мы
получаем структуру (фактически бюрократическую организацию, внутрифирменную,
вертикальную иерархию).

В нашем примере мы должны ответить на поставленный вопрос
для всех производимых фирмой товаров. В результате у нас получается либо
линейно-функциональная, либо дивизиональная, либо матричная структура фирмы
(см. выше).

Теперь мы вправе совместить обе модели. В результате получается
именно функционально-структурная модель компании, которая одновременно отвечает
на вопросы: что необходимо делать и кто это будет делать?

Фактически эта модель основывается на трех уже упоминавшихся
документах: “Положение об организационной структуре компании”, “Положение о
подразделении” и “Положение о должностных обязанностях” .

Полученная модель имеет и достоинства, и недостатки.
Собственно здесь можно вновь говорить о “плюсах” и “минусах” бюрократической
организации (см. выше).

Однако, пожалуй, главные проблемы такой организации сводятся
к невысокой мере гибкости и высокой мере иерархичности, что сказывается на
затратах на координацию деятельности.

Отмеченные недостатки, в конечном итоге, и определяют
границы эффективного применения этой модели. Это — стабильная внешняя среда,
стабильные рынки, стандартный продукт, имеющий большой недифференцированный
спрос со стороны потребителей, невысокий темп научно-технического прогресса и
т. д.

Для организаций, базирующихся на экономических единицах
бизнес-процессах, рассмотренная выше модель не подходит. Необходим иной подход.
Он получил в науке название процессно-ролевой модели.

Фактически данную модель можно либо строить с нуля, если
фирма — вновь создаваемое образование, либо получить из функционально-структурной
модели компании. Для этого необходимо сделать следующее: 1) функциональную
модель фирмы трансформировать в процессную модель, 2) структурную модель
компании трансформировать в ролевую модель, 3) произвести наложение двух
моделей, указанных выше.

Рассмотрим подробнее все эти шаги.

Превратить функциональную модель в процессную можно на
основе замены совокупности функций деятельности на совокупность
бизнес-процессов. То есть необходимо весь бизнес компании представить в виде
некоего количества бизнес-процессов (техника таких операций, а также возможная
схема координации бизнес-процессов будут представлены в 8.1.3 на примере
американской корпорации Texas Instruments).

Такая замена позволит расширить перечень вопросов, на
которые менеджер может получить адекватные ответы. Это — не только что
необходимо делать?, но и кому поручить? и когда осуществить? Следовательно, наш
менеджер из пространственной сферы переходит в сферу пространственно-временную,
т. е. его деятельность из статической превращается в динамическую.

Качественные изменения претерпевает и структурная модель
фирмы, превращаясь в ролевую. Такой переход также расширяет представления
менеджера об управляемом объекте. Помимо ответа на вопрос — кто будет делать? —
менеджер имеет возможность получить и ответы на другие вопросы: кому поручить?
и когда осуществить? Таким образом, обе модели компании отвечают практически на
одни и те же вопросы.

Это делает возможным построение более совершенных
организаций, лишенных недостатков функционально-структурной и бюрократической
моделей, с новыми свойствами и качествами, позволяющими заметно поднять общую
эффективность функционирования фирмы .

Описанный выше процесс перехода от функционально-структурной
модели компании к процессно-ролевой на основе выделения бизнесс-процессов может
быть представлен и графически в виде схемы (схема 2).

Схема 2

Переход от функциональной модели к процессно-ролевой

Приведено по: Бочкарев А. Отрицание бизнесс-плана //
Эксперт. 1998. № 23. С. 28

Вопросы, связанные с определением структурной единицы
организации и переходом от одного вида таких структур к другим, в целом
рассмотрены. Поэтому можно утверждать, что и третий вопрос теории организации
тоже решен позитивно.

Теперь настало время сконцентрироваться на последнем,
четвертом, вопросе теории организации — способах адаптации организации к
изменениям. В рамках данной проблемы нами будут исследованы способы изменения
структур организации. Это и станет предметом рассмотрения следующего раздела.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяНаружная реклама
    Следующая статьяИ. В. гёте :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ