ВВЕДЕНИЕ :: vuzlib.su

ВВЕДЕНИЕ :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вместе со сменой ка­лендарной
эры, приходом третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху,
связанную с глобальными изменениями в экономике, политике, культуре. Масштабная
социальная трансформация, про­текающая в России, оказывает противоречивое
влияние на состояние общества. Меняется характер отношений собственности,
разрушена тоталитарная идеология, российское общество стало более открытым
к принятию нравственных ценностей, политического опыта, техно­логических
инноваций других культур. Однако переход к открытому обществу и его усложнение
сопровождается дезинтегративными явлениями, такими как несогласованность
и противоречивость целей общества и отдельных индивидов; противостояние
различных социальных групп и общественных сил.

Преодоление дезинтеграции в различные исторические периоды
в нашей стране неоднократно осуществлялось в противоборстве, результатом
которого являлась «победа» одной из социальных сил, монополизирующей власть. Государство, становясь орудием «победите­лей», либо проводило
радикальную перестройку и «внедряло» в общество «новые» ценности, либо,
наоборот, ограждало общество от внешнего влияния и инноваций.
Однако
возможен и другой путь преодоления дезинтеграции – согласование социальных
интересов, целей, способов действий отдельных индивидов, социальных групп и
всего общества в процессе социальной рефлексии. Одной из важных задач
социальной рефлексии является разработка механизма согласования целей общества
и целей индивида, способов регуляции обществом устремлений индивидов, что
требует системного изучения специфики функци­онирования социальных регуляторов,
оказывающих влияние на действия человека.

Социальным институтом, обеспечивающим реализацию функции
согласования целей индивидов и общества, является государство. Именно
государство обеспечивает степень открытости общества внешнему миру, прием новых
социальных ценностей и целевых установок. Государст­венные служащие, которые
должны профессионально обеспечивать функционирование государства, первыми
сталкиваются с необходи­мостью освоения этих ценностей и целей,
встречаются с ними, когда еще только формируется механизм их интеграции в
общество. В этом состоит общая причина социальных отклонений в деятельности
государственных служащих. Природу этих отклонений и способы их преодоления
можно понять, рассматривая функционирование регуляторов социального действия
государствен­ных служащих как системную целостность.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследование
системы социального действия российского государственного служащего
осуществляется в русле следующих научных направлений: во-первых,
в фундаментальных теориях системного анализа, организации и само­организации,
социального управления; во-вторых, в теоретических подходах, нацеленных
на решение прикладных проблем государственного управления, кадровой политики;
в-третьих, особое направление составляют научные работы, посвященные изучению
так называемого «русского вопроса», основная проблема которого заключается
в особенностях взаимоотношений России и мирового сообщества, «путях»
российских реформ, специфике социальных изменений российского общества.

Первое направление – это фундаментальная теоретическая
социологическая база, включающая методологические разработки и подходы к
изучению процессов функционирования, развития, девиации, коллапсов социальных
систем. К первой группе данного направления могут быть отнесены работы,
посвященные теории системного анализа как прошлых лет (начало и середина
ХХ в.), так и современные (последняя треть ХХ в.).
Вторая группа работ этого направления – теоретическое исследование организации
и самоорганизации социальных систем, условий их функционирования.

Второе направление – исследование проблем государственного
управления и кадровой политики, по сути, является конкретизацией первого
направления в обозначенном научном поле. Здесь внимание исследователей
сосредоточено на изучении социальной функции
государства и его кадрового корпуса, их системных характеристик
и специфики, адекватного функционирования и развития, причин девиаций и
аномий. Реализация данного направления требует выработки прикладных
рекомендаций и программ, способных оказать позитивное влияние на деятельность
государственной службы.

Третье направление («русский вопрос») сложилось в XIX в. в дискуссиях «славянофилов»
и «западников», на основе взглядов которых и возникли два подхода в понимании
специфики российского общества. Особенность современной дискуссии по этой
проблеме состоит в стремлении дать научную интерпретацию специфики России
и определить «постоянные» и «переменные» составляющие российского социума.

Особым научным полем, возникающим на пересечении названных
направлений, становится проблема исследования системных координат социума,
задающих ориентиры социального действия индивидам, работающим в сфере
государственной службы. Стержнем данной проблемы является исследование
социального действия государственного служащего, которое одновременно
обусловлено требованиями профессии и социокультурными особенностями.

Специфические подходы к изучению данной проблемы содержатся
в ряде наук. Между тем, ее целостное исследование требует формирования
собственно социологического подхода как междисциплинарного, способного
синтезировать политологическое, экономическое, психологическое,
культурологическое и другие знания. Именно в этом ракурсе важно исследовать
специфику социального действия государственных служащих, оказывающих
управленческое воздействие на общество в целом. Исходя из
этого обозначим
основные характеристики исследования.

Объектом исследования является социальное действие
российского индивида в профессиональной сфере государственной службы.

Предметом исследования являются характер и особенности
регуляторов социального действия государственных служащих РФ, система их
функционирования, а также противоречия, возникающие в результате
рассогласования их влияния на деятельность государственного служащего.

Специфика предмета исследования состоит в том, что
социальные действия государственного служащего, с одной стороны, находятся под
влиянием правового поля как требования профессии; а с другой стороны, действия
государственного служащего как представителя определенной социокультурной
общности ориентированы традиционными для этой общности регуляторами.

Основная гипотеза исследования. Стихийное влияние социальных
регуляторов (профессиональных и традиционных) может вызывать девиантные
действия государственных служащих. Однако согласованное
влияние регуляторов создает условия для социальной самоактуализации российского
чиновника.
В этой связи необходимо в комплексе исследовать
функционирование этих регуляторов.

Выдвигается положение о том, что основными регуляторами
социального действия, функционирующими как долговременные параметры порядка,
являются организационный, поведенческий и эти­ческий. Организационный регулятор
– сложившаяся структура взаимоотношений между индивидами. Российские индивиды
ориентированы создавать иерархическую структуру взаимодействия, что
соответствует организации взаимодействия государственных служащих.
Поведенческий регулятор – типичный способ поведения, сложившийся
в социокультурной общности, который служит ориентиром и настройкой для
индивидов этой общности. Поведенческий регулятор социального действия
российского индивида вступает в противоречие с требованиями профессии,
предъявляемыми к поведению государственного служащего Российской Федерации,
следствием чего является аномийное поведение чиновников. Согласование
требований профессии и поведенческого регулятора достигается под влиянием
этического регулятора. Этический регулятор действует как стройная система норм
и ценностей, задающая структуру социальной значимости потребностей индивидов и
определяю­щая для них социально приемлемый способ самоактуализации, и, тем
самым, обеспечивает согласование целей человека и общества. В совре­менном
российском обществе этический регулятор не сложился как система, что
способствует возникновению аномии, для преодоления которой требуется создание
стройной этической системы, согласующей цели человека и общества. При
согласованном функционировании организационного, поведенческого и этического
регуляторов создаются условия для социально значимой
самоактуализации индивидов. Способом самоактуализации российского
государственного служащего является «служение» («служебная преданность»).

Исходя из сформулированной гипотезы, определена цель
исследования, которая состоит в разработке концепции системы регуляторов
социального действия российского государственного служащего, как
теоретико-социологического обоснования механизма социального управления
деятельностью государственного служащего. Реализация этой цели требует решения
следующих исследовательских задач:

основываясь на принципах системного
подхода, дать методологический анализ сущности и характера социального
действия, разработать теоретическую модель исследования социального действия
(опирающуюся на последовательный анализ организационного, поведенческого,
этического регуляторов);

исследовать специфику функционирования организационного
регулятора, его соотносимость со структурой взаимодействия индивидов
в профессиональной сфере государственной службы;

изучить функционирование поведенческого регулятора и рас­крыть
причины, влияющие как на отклоняющееся, так и на социально приемлемое поведение
государственных служащих;

выявить особенности функционирования этического регуля­тора,
определить причины нравственных отклонений в деятельности государственных
служащих и разработать оптимальную структуру этических ориентиров, согласующих
их личные и общественные цели;

опираясь на исследование специфики функционирования основных
социальных регуляторов (организационного, поведенческого, этического),
определить оптимальный способ самоактуализации российского государственного
служащего и сформулировать концепцию социального действия чиновника,
учитывающую влияние и социальных регуляторов, и требований профессии, и
инновационных влияний.

Теоретико-методологической основой исследования послужил
системный подход, опирающийся на такие гносеологические принципы, как
диалектика, самоорганизация, структурно-функциональный анализ, историчность,
социальное моделирование. В этой связи познаваемый объект понимается как
саморегулируемая система. Системный подход в наибольшей мере соответствует
цели исследования – разработать концепцию системного функционирования
регуляторов социального действия, которые мотивируют и ориентируют российских
индивидов в их профессиональной деятельности в сфере государственной
службы.

Исследование системы социального действия опирается на труды
основоположников социологии и современных исследователей исходя
из понимания социологического знания как междисциплинарной науки
об обществе и человеке.

Эмпирическую базу исследования составили:

I. Материалы прикладных социологических исследований, в кото­рых
автор выступал в качестве научного руководителя или непо­средственного участника:

«Социологическая характеристика
профессиональных, деловых качеств и моральных ориентиров корпуса главных
должностных лиц государственной службы Удмуртской Республики».
Стандартизированное экспертное интервью высших и главных должностных лиц Удмуртской
Республики проведено Удмуртским институтом государственной и муниципальной
службы (руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров). Опрошено 48
экспертов – должностных лиц (ноябрь
2001 г., Ижевск). Индекс ПДМ-01.

«Становление и перспективы развития социального
партнерства». Экспертный опрос кафедры «Государственная служба и кадровая
политика» РАГС (руководитель – д-р социол. наук К.О. Магомедов). Опрошено
82 эксперта (апрель 2001 г.,
Москва). Индекс СПР-01.

«Оценка состояния теоретических основ государственной
кадровой политики и формирования кадрового корпуса государственных служащих в
федеральных органах исполнительной власти». Социо­логический опрос населения,
государственных служащих и экспертов проведен кафедрой «Государственная служба
и кадровая политика» РАГС (руководитель – д-р социол. наук, проф. А.И.
Турчинов). Опрошено: населения – 1434 чел., государственных
служащих – 1183 чел., экспертов – 90 чел.
Выборка репрезентативна по
полу, возрасту и роду деятельности (март 2001 г., Москва). Индекс ГКПИВ-01.

«Система идеалов и норм государственных и муниципальных
служащих Удмуртии». Экспертный опрос управляющих делами, руководителей кадровых
служб муниципальных администраций и респу­бликанских государственных органов
Удмуртской Республики проведен Удмуртским институтом государственной и
муниципальной службы (руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л.
Захаров). Опрошено 112 экспертов (февраль 2001 г., Ижевск). Индекс
ИНГ-01.

«Мотивация труда работников промышленных предприятий
Удмуртии». Социологический опрос проведен Институтом
экономики, финансов и управления Ижевского государственного технического
университета (руководители: канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров; канд.
экон. наук, доц. А.Л. Кузнецов).
Опрошено 1017 работников
предприятий Удмуртии. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и роду
деятельности (октябрь 1998 г.,
Ижевск). Индекс МРП-98.

«Мотивы к труду, настроения и аномийные формы поведения
работников предприятий». Социологическое исследование по
программе автора (руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров),
состоящее из трех этапов: вторичный анализ материалов социологического
исследования «Мотивация труда работников промышленных предприятий Удмуртии»;
фокус-группа, структура которой пропорцио­нальна типам предприятий и возрасту
работников (количество участников – 29 чел.); социальный эксперимент,
проведенный на трех предприятиях (1998 – 2000 гг., Ижевск).
Индекс
МА-00.

«Исследование состояния малого предпринимательства
в России (на примере Удмуртской Республики)» – проект TACIS SME/9303. Социологическое исследование «Школы бизнеса» ИжГТУ (руководители:
канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров, канд. экон. наук А.П. Чувыгин.),
состоящее из трех этапов: пилотажное экспертное интервью с 20 экспертами
(государственными и муниципальными служащими, взаимодействующими по служебным
обязанностям с малым бизнесом); анализ документов о состоянии проблем
малого бизнеса в Удмуртии; опрос руководителей малых предприятий.

Опрошено 153 респондента, выборка репрезентативна по видам деятельности (1995 г., Ижевск). Индекс
TACIS-95.

«Российский характер в представлении иностранцев».
Контент-анализ высказываний иностранцев проведен по программе автора
(руководитель – канд. филос. наук, доц. Н.Л. Захаров). Зафиксировано 3139
высказываний в публикациях периодической печати (69 изданий, включающих 48
изданий центральной прессы, в том числе «Коммерсант», «Эксперт», «Профиль» и
др., и 21 региональное издание, 1997 – 1998 гг., Ижевск). Индекс РХИ-98;

«Ценностные ориентации и регулятивные нормы жителей Удмуртии».
Социологический опрос проведен по программе автора (руководитель – канд. филос.
наук, доц. Н.Л. Захаров). Опрошено 1113 респондентов. Выборка
репрезентативна по полу и возрасту (ноябрь 1999 г., Ижевск). Индекс
ЦНЖ-99.

II. Социологические исследования, использованные для
вторичного анализа:

«Нравственные основы государственной службы».
Социологическое исследование кафедры «Государственная служба и кадровая
политика» РАГС (руководители: д-р социол. наук, проф. Е.В. Охотский, д-р
филос. наук, проф. В.М. Соколов). Опрошено 1211 жителей 14 регионов Российской
Федерации, 1145 государственных служащих и 48 экспертов, представляющих 12
федеральных органов государственной власти и 14 субъектов РФ. Выборка
репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и занимаемой должности
(октябрь – ноябрь 1997 г.,
Москва). Индекс НО-97.

«Карьерная стратегия и служебная тактика в системе
государственной службы». Социологическое исследование кафедры «Государственная
служба и кадровая политика» РАГС (руководитель – проф. В.Л. Романов). Опрошено
952 респондента (740 государственных служащих и 212 экспертов) в 8 российских
министерствах и ведомствах, законодательных органах и 7 регионах РФ.
Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям
(сентябрь – октябрь 1996 г.,
Москва). Индекс КС-96.

«Кадровые проблемы государственных учреждений в оценке
руководителей кадровых служб федеральных ведомств». Экспертный опрос кафедры
«Государственная служба и кадровая политика» РАГС (руководитель – д-р социол.
наук, проф. Е.В. Охотский). Опрошено 52 руководителя кадровых служб федеральных
министерств и ведомств (февраль – март 1997 г., Москва). Индекс КАДР-97.

«Государственная служба и государственные служащие глаза­ми
населения» (руководитель – канд. филос. наук, доц. К.О. Магомедов). Опрошено
1254 человека в 12 регионах России. Выборка репрезентативна по полу, возрасту,
стажу работы и занимаемой должности (сентябрь – октябрь 1999 г., Москва). Индекс
ГСГН-99.

«Организационная культура государственной службы».
Социологическое исследование кафедры «Государственная служба и кад­ровая
политика» РАГС (руководитель – проф. В.Л. Романов). Опрошено 1250
государственных служащих в 11 федеральных министерствах, ведомствах,
законодательных и судебных органах государственной власти в 12 регионах
РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и зани­маемой должности (октябрь
– ноябрь 1999 г.,
Москва). Индекс ОК-99.

III. Источником информации послужил также научный и упра­вленческий
опыт автора, приобретенный в ходе работы руководителем структурных
подразделений, консультантом, экспертом на предприятиях и в органах
государственной власти Удмуртии, а также в процессе научных стажировок по
программам TACIS (ФРГ, май 1995
г
.) и Морозовского проекта (США, сентябрь 1995 г.).

При выполнении данного исследования проанализированы
результаты социологических опросов, наблюдений, официальной статистики на
федеральном и региональном уровне.

Основные научные результаты и новизна. В диссертационной
работе на основе системного социологического исследования автор выдвигает
концепцию социального действия российского государственного служащего,
содержащую следующие научно обоснованные положения, обладающие новизной и
выносимые автором на защиту.

Система социального действия, будучи
изменчивой, имеет постоянные структурные компоненты – социальные регуляторы
(организационный, поведенческий, этический), функционирующие как долговременные
параметры порядка.

Сформулирован подход, согласно которому одним из важ­нейших
регуляторов социального действия является организационный. Индивиды в процессе
самоорганизации создают структуру взаимодействия, что наблюдается, в частности,
в практике государствен­ной службы Российской Федерации. Исходя
из этого делаются
выводы:

«плюрализм» и «иерархия» рассматриваются как основные структуры
взаимодействия индивидов. Форма управления, как правило, соответствует основной
структуре взаимодействия. Существенным признаком плюралистического управления
является взаимоконтроль участников взаимодействия. Существенный
признак иерархии – контроль управляющего центра;

определено, что форма социального управления в целом
и государственного в частности обусловлена, во-первых, структурой
самоорганизации первичных общностей, а во-вторых, спецификой генезиса социума,
в процессе которого осуществлялся подбор наиболее адекватной формы управления;

в результате социологического анализа установлено, что
взаимодействие российских государственных служащих и механизм российского
государственного управления находятся под влиянием социального регулятора
иерархической самоорганизации.

На основе социологического анализа исследовано
функционирование другого значимого социального регулятора – поведенческого. При
этом появилась возможность:

определить, что сложившиеся в ходе исторически длительной, однообразной
хозяйственной деятельности стереотипы массового поведения людей приобретают
качество социального регулятора и настра­ивают отдельных индивидов действовать
однотипным образом;

обосновать положение о том, что поведенческий регулятор
российских индивидов, включая государственных служащих, направляет их на
импульсивные и коллективные действия;

выявить, что причины социальных отклонений в поведении
государственных служащих заключаются в том, что социальный регулятор поведения
российского индивида вступает в противоречие с профессиональными
требованиями к деятельности государственного служащего;

как способ преодоления этих отклонений предложена
идеальная поведенческая модель согласования типичных черт характера,
регулирующих действия государственного служащего как российского индивида с
требованиями профессии. Данная модель включает следующие элементы:
ценностно-рациональная мотивация; механизм управления индивидами, настроенными
на коллективизм; правовое нормирование, согласованное с традиционно сложившимся
принципом следования образцу поведения лидера.

Разработана социологическая концепция этического строя как
социального регулятора, обеспечивающего согласование целей индивида и социума.
Концепция опирается на следующие обоснованные положения:

этический строй определяет структуру социальной значимости
потребностей; высшей потребностью, на удовлетворение которой этически
ориентирован российский индивид, является самоактуализация в коллективном
взаимодействии;

на основании эмпирических исследований определена
оптимальная структура этических ориентиров государственного служащего как
теоретико-социологический опыт согласования противоречивых нравственных
ориентиров, действующих в социальной среде государственной службы. Данная
структура включает следующие элементы: идеал служения (как социальная цель
деятельности); принципы добросовестного профессионального труда (как идеальные
нормы деятельности); личные цели индивида, обеспечивающие его самоактуализацию
и ориентированные на идеал и идеальные нормы; инструментальные нормы поведения
(как бытовые устои взаимодействия людей в процессе повседневной деятельности),
с помощью которых достигаются цели личности и общества, основанные на
согласовании требований профессии и сложившихся стереотипов поведения.

На основании системного анализа функционирования социальных
регуляторов (организационного, поведенческого и эти­ческого) определено, что
следствием согласованного функционирования социальных регуляторов является
самоактуализация российского чиновника в «служении». Это позволило разработать
концепцию социального действия российского государственного служащего. Данная
концепция основана, с одной стороны, на учете влияния основных социальных
регуляторов, а с другой – профессиональных условий и тре­бований к деятельности
государственных служащих и представляет собой результат мыслительных опытов и
практических попыток согласования индивидуальных целей государственных служащих
с миссией государственной службы.

Научная и практическая значимость полученных результатов. Теоретическое значение выполненного исследования
определяется, прежде всего, разработкой концепции системы регуляторов
социального действия российского государственного служащего как особого
направления социологической теории. Эта концепция является теоретическим
основанием для решения практических задач (разработка программ управления
персоналом, кадровой политики государственных и муниципальных служб и
т.п.). Практическое значение работы заключается в возможности использования ее
положений и выводов в преподавании курсов государственного и
муниципального управления, истории Российского государства, культурологии,
социологии, психологии, менеджмента, маркетинга, а также в подготовке
учебно-методических материалов и учебных пособий, разработке документов
по организационному проектированию и оценке персонала.

Апробация и
внедрение результатов
исследования. Основные результаты диссертации
опубликованы в монографиях «Специфика социальной системы России», «Социальные
регуляторы деятельности российского государственного служащего» и научных
статьях автора. Основные идеи и отдельные положения докладывались автором и
обсу­ждались на конференциях и семинарах:

Международная научно-практическая конференция
«Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути
их решения» (Екатеринбург, ноябрь 2001 г.);

II Международная конференция «Россия: тенденции, перспективы
развития» (Москва, ИНИОН РАН, декабрь 2001 г.);

Международный семинар «Европейская хартия о местном
самоуправлении» (Москва, ноябрь 2001
г
.);

Международный семинар «Бизнес и власть» по программе TACIS в
университете Euro Education (ФРГ, Хемниц, май 1995 г.);

Муниципальный форум (Москва, ноябрь 2001 г.);

Всероссийская научно-практическая конференция «Российская
государственность: уровни власти» (Ижевск, апрель 2001 г.);

Региональный научно-практический семинар «Социальные
конфликты: роль органов власти и общественно-политических сил
в их регулировании» (Екатеринбург, октябрь 1992 г.);

Региональная научно-практическая конференция «Становление и
развитие местного самоуправления в Челябинской области» (Челябинск, ноябрь 2001 г.);

Методологический семинар в Российской академии
государственной службы при Президенте РФ (Москва, июнь 2001 г.);

ХХХII научно-техническая
конференция ИжГТУ (Ижевск, апрель 2000 г.);

Ежегодно действующий семинар аспирантов и докторантов
кафедры «Менеджмент» ИжГТУ (1997 – 2000 гг.).

Материалы диссертации использованы при
разработке стратегии кадровой политики и программ Министерства экономики
Удмуртской Республики (1993 г.),
Государственного комитета Удмуртской Республики по предпринимательству (1996 –
2000 гг.), аппарата Президента и Правительства Удмуртской Республики и др. На
основе материалов диссертации была разработана и передана Правительству
Удмуртской Республики методика оценки деятельности государственных и
муниципальных служащих.

Практическая реализация результатов исследований,
опирающихся на концепцию специфики социального действия российского индивида,
государственных и муниципальных служащих осуществлялась при под­готовке
следующих документов: «Концепция развития малого
предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года»; «Программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской
Республике на 1996 год»; «Государственная программа поддержки малого предпринимательства
в Удмуртской Республике на 1997 год»; «Государственная программа поддержки
малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1998 год»; проект
«Государственная программа социально-экономического развития Удмуртии до 2005
года».

Материалы исследования использованы в
учебном процессе Ижевского государственного технического университета,
Ижевского филиала Уральской академии государственной службы в курсах «Основы
социального прогнозирования», «Социология управления», «Специ­фические особенности
построения рекламной кампании в России», «Особенности управления персоналом в
российской организации» и др.

Структура диссертационной работы определена целью и основ­ными
задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих
пятнадцать параграфов, заключения, библио­графического списка.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ