ГЛАВА 4. ЭТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ :: vuzlib.su

ГЛАВА 4. ЭТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ГЛАВА 4. ЭТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР
СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

.

ГЛАВА 4. ЭТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Этические основания предопределены поведенческими
особенностями, однако, сложившись, они поддерживают устоявшиеся поведенческие
образцы. Поэтому при утрате этических ориентиров наблюдается изменение
поведения индивидов. В этой связи более жесткими элементами конструкции системы
социального действия выступают не поведенческие, а этические регуляторы.

Одним из важнейших атрибутов социального взаимодействия
является мораль, которая, как отмечает В.М. Соколов, вызревает
из «общественной потребности регулировать поведение людей в часто
повторяющейся ситуации». Такой часто повторяющейся ситуацией является массовый
способ хозяйственной деятельности, который обусловливает формирование
стереотипов поведения, на основе которых возникает социальный регулятор
поведения. Поведенческая регуляция нуждается в поддержке моральной регуляции.
Именно моральные нормы закрепляют образцы социального поведения людей –
поведенческая установка превращается в моральную норму, когда возникает
социальная необходимость превратить сложившийся способ действия в должный
способ действия. Нормы должного способа действия и обеспечивают возникновение
«этики группового взаимодействия», т.е. морали, регулирующей групповые
взаимодействия.

Однако мораль, будучи социальным регулятором (а не
групповым, что не исключает возможность выполнения ей функции групповой
регуляции), нуждается в опоре на общепринятые идеи, как мыслительные
способы мировосприятия, и социальные институты, обеспечивающие
функционирование моральных норм. Поэтому систематизация морали
и обоснование ее норм обеспечивается этическими концепциями
(конфуцианства, христианства, мусульманства, коммунизма и т.п.).
А функционирующая мораль предполагает наличие институтов, необходимых для
ее реализации (семья, церковь, школа, а также в определенном смысле
партия, государство и другие тому подобные институты). Таким образом,
функционирование морали обеспечивают следующие основные элементы:

этика группового взаимодействия, представляющая собой
развитие поведенческой регуляции;

этические концепции;

институциональные средства.

Названные элементы работают как система, как этический строй
социума, который задает личности, принадлежащей к определенной социокультурной общности,
моральные ориентиры, представляющие собой структуру норм и ценностей.

Основные функции этического строя состоят в обеспечении
адекватной взаимосвязи целей социума и индивида, а также в устранении
противоречий между поведенческим регулятором и управленческим влиянием (которые
рассмотрены в предыдущей главе), посредством создания целостного комплекса норм
и институтов, реализующих функционирование этих норм.

Этический строй реализуется через специальные инструменты –
ценностные ориентации и моральные нормы. Дадим дефиниции указанным понятиям,
опираясь на сложившиеся в науке определения. Ценностные ориентации – цели и
идеалы, побуждающие индивида к действию. По своему характеру ценностные
ориентации имеют две особенности: с одной стороны, достижение целей и идеалов
связано с удовлетворением индивидом его личных потребностей; с другой –
эти ценности предлагаются индивиду культурой, обществом, тем самым они
направляют индивида на осуществление общественных интересов через реализацию
личных потребностей. Моральные нормы – социальный образец, правило, принцип
деятельности, обеспечивающий согласованность действий индивидов
и упорядоченность, устойчивость социума.

Этический строй, функционируя как социальный регулятор,
оказывает влияние через социальные институты на мотивы, цели и способы
действия людей. Этим он напоминает социальное управление, которое также
стимулирует (поощряет и принуждает) индивидов и социальные группы к
действию. Однако между этическим строем и социальным управлением есть
определенное различие. Функция управления состоит в том, чтобы
использовать мотивы и устремления индивидов для достижения целей социума.
Управление обладает инструментами принуждения (стимулирования) индивида к
действию, которое может дать необходимый результат для социума. Но управление,
целеопределяя деятельность индивида, не может придать смысл его действиям.
Личность обретает смысл действия не через принуждение и стимулирование, а
через принятие в качестве своей главной идеи социальной деятельности. Поэтому главной
функцией этического строя и является задача придать смысл действиям
личности.

Задачами, которые решаются в данной главе, являются
исследова­ние функциональных характеристик этического строя и определение
адекватной российскому социуму структуры ценностей и норм, обеспечивающих
профессиональную деятельность российского государственного служащего. Анализ
этического строя предполагает первоначально исследование специфики
социокультурной регуляции потребностей. Именно эта регуляция лежит в основе
всего комплекса этического строя как механизма, обеспечивающего согласование
личных и общественных целей индивида.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ