Вопросы инновационного управления. Управление творчеством :: vuzlib.su

Вопросы инновационного управления. Управление творчеством :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Вопросы инновационного управления. Управление творчеством

.

Вопросы инновационного управления. Управление творчеством

Как было замечено Фредом Гатерлом: «Промышленным ком­паниям
США требуются творческие люди и они располагают таки­ми людьми, однако проблема
заключается в том, как ими управ­лять».

Управление творчеством является совершенно новой дисципли­ной,
в связи с чем имеется незначительное число исследований в этом направлении.
Научные теории, описывающие творческий про­цесс с позиции нейрологии —
деятельности правого и левого по­лушарий головного мозга — начинают постепенно
изучаться в шко­лах бизнеса. Менеджер часто терпит поражение в споре с твор­ческими
работниками, и поэтому его подход к работе с творчес­кими людьми основывается в
основном на авторитарной власти. Менеджер, развивающий свои творческие
способности, имеет боль­ше возможностей при выполнении служебных обязанностей.
Та­кой менеджер быстрее найдет общий язык с творческим работни­ком.

Нет ничего таинственного в том, что препятствует развитию
твор­ческого процесса в компаниях. Лишь небольшое число фирм про­водит
политику, поощряющую инициативу на грани риска. Хотя обычно менеджеры заявляют,
что они ждут новых идей от своих подчиненных, но на практике они поощряют
внедрение лишь тех предложений, которые не связаны с риском, либо в которых при­сутствует
минимальный элемент риска. Элемент творчества подра­зумевает создание чего-то
не существовавшего до настоящего времени. Но в таком случае еще не известно,
будет ли это новое работоспособным; нужно быть готовым и к тому, что деньги на
исследования будут потрачены зря.

Следует быть готовым к тому, что творческие работники обычно
ломают стереотипы в деятельности компании и демонстрируют эксцентричное
поведение. Например управляющая одной из кон­тор держала у себя в кабинете пять
живых хорьков, а специалист по вопросам общественных отношений увлекался
изготовлением в натуральную величину фигурок животных из скрепок для бумаги.

Один из факторов, выделяющих творческих людей из общей
массы, связан с тем, что временной режим их работы не поддается регламентации.
Один ученый уверял, что цикл его биологических часов равен 25 астрономическим
часам. Соответственно он каж­дый день появлялся на работе на один час позже.
Следовательно, если в Понедельник его рабочий день начинался в 9 часов утра, то
через две недели рабочий Понедельник мог наступить у него не раньше 12 часов
ночи.

Для того, чтобы стимулировать творческих работников к гене­рированию
новых идей, некоторые руководители создают для них так называемые
«мыслительные отсеки», представляющие собой изолированные помещения
без телефонов, мебели, окон — только ковры и подушки на полах, да на стенах
развешаны циновки. Соот­ветственно, оборудование любой исследовательской
лаборатории не может считаться полным без холодильника, спального мешка и
теннисного стола. Один из руководителей крупной компании, зани­мающейся
производством компьютеров, оборудовал для сотруд­ников душевую с раздевалкой,
когда заметил, что наиболее инте­ресные предложения возникают у людей, стоящих
под душем.

Одной из важных проблем для руководителя является высокий
уровень активности творческих работников, зачастую сказываю­щийся на их
здоровье. Психологи утверждают, что активность твор­ческих людей вызывается их
уверенностью в возможности пре­одоления всех препятствий и повышении их
авторитета. Однако в этом направлении они заходят слишком далеко. По мнению
прези­дента одного из рекламных агентств Антони Ванрайта, часто таким людям
приходится объяснять, что наша жизнь — не гонка на реак­тивных автомобилях.

Лучшим способом стимулирования творческих работников (уче­ных,
дизайнеров и др.) является предоставление им, по возможно­сти, максимальной
независимости. Творческие люди должны ощу­щать свободу и понимать смысл
контроля за их деятельностью. Они презирают отчеты, сметы, доклады и прочие
атрибуты, суще­ственные для бюрократической структуры любой компании. В тоже
время, многие менеджеры полагают, что они не смогут эффектив­но исполнять свои
обязанности, если не будут требовать от своих подчиненных отчетов о работе или
же не будут осуществлять об­ратную связь каким-либо иным способом.

Образцовый менеджер при работе с творческими работниками
должен действовать как импресарио, который только направля­ет деятельность
отдельных членов группы, работающих вместе ради единой цели. Вместо того, чтобы
насильственно устанавливать пра­вила и регуляции, менеджер должен вести себя
как хороший учи­тель, тренер и даже, в какой-то степени, как массовик-затейник.

Наиболее эффективным способом балансирования между сво­бодой
творчества и интересами компании, как полагают многие специалисты, является
постановка долгосрочных целей, а затем пре­доставление работникам возможности
самим решать тактические задачи на пути их реализации. Идея заключается в том,
чтобы обо­значит вершину, которую предстоит штурмовать, но не регламенти­ровать
путь к ней. Роль менеджера заключается в том, чтобы очер­тить достаточно
широкую область исследований, которые являются важными для компании. Такой
образ действий позволяет рассчиты­вать, что творческие способности сотрудников
будут реализованы достаточно эффективно.

Установлено, что творческие работники генерируют лучшие идеи
в тех случаях, когда они полностью удовлетворены свой работой. Такое состояние
называется внутренней мотивацией. Творческий процесс прерывается, когда внутренняя
мотивация сковывается внешними факторами (бюрократической отчетностью или давле­нием
на ученого со стороны руководства).

Для того, чтобы ослабить давление на творческих работников,
практикуется отделение ученых, работающих над перспективными и теоретическими
проблемами, от специалистов, решающих конк­ретные задачи, связанные с
производством продукции.

Не только внешние факторы, но и проблемы внутри самих твор­ческих
групп могут оказать отрицательное влияние на развитие инновационных процессов.
В этом плане опасным может оказаться слишком высокий уровень конкуренции между
самими творчески­ми работниками. В связи с этим никогда не следует давать парал­лельные
задания нескольким творческим группам помимо тех слу­чаев, когда необходимо в
очень сжатые сроки выполнить конкрет­ный заказ. При этом всегда надо помнить,
что соревнования такого рода всегда приводят к стрессам. Ученый должен
гордиться тем, что именно он делает все возможное, чтобы лучше выполнить заказ
своего клиента.

Многие исследовательские фирмы начинают осознавать
справедливость утверждения, что 15% времени ученого должно тра­титься на
«простое» обдумывание проблемы.

Интересен опыт фирмы ЗМ, утвердившей для своих сотрудни­ков,
начиная еще с 1920 года, регламент работы с выделением од­ного дня в неделю для
работы над любыми проектами, которые заинтересуют исследователей. В этом
случае, даже если менед­жер не одобрит какой-либо проект, предложенный
исследовате­лем, то у ученого останется один день на неделе, чтобы доказать
свою правоту.

Обычно исследовательские группы в компаниях невелики и де­централизованы,
что позволяет сочетать работу в группе с относи­тельной автономией. Однако
слишком сильная изоляция исследо­вателей, по мнению некоторых специалистов,
может привести к созданию своего рода творческих гетто.

Для стимуляции творческой активности фирма ЗМ принимает
систему оплаты труда в зависимости от того, как распродается произведенный
товар, и в зависимости от личного вклада каждого исследователя в процесс
создания данного изделия. Практикуется также выплата ежегодных вознаграждений
особо выдающимся сотрудникам. Кандидатов на премии выдвигают их же коллеги, в
основном это люди, сделавшие выдающееся изобретение или пред­ложение,
радикально меняющее уровень производства.

В процессе поощрения творческих работников всегда следует
знать чувство меры. Признание и вознаграждение обычно являют­ся мощными
стимулами для активизации творческого процесса, особенно в компаниях, где
осуществляется разработка высоких технологий, где прекращение инновационного
процесса равносильно смерти. Тем не менее, следует принимать во внимание тот
факт, что подобная политика может привести и к обратным результатам. Например,
исследователи начнут связывать размеры и сам факт пре­мирования только с тем,
насколько успешно продается товар, то есть без учета элемента творчества в
процессе его разработки, а это подавляет элемент риска в творчестве
исследователя. Одна крупная фирма по разработке программного обеспечения пре­кратила
выплату премий разработчикам, поскольку отдача стано­вилась все меньше при
одновременном снижении творческого на­чала в работе.

Необходимость признания со стороны коллег часто толкает
исследователя на конфликт с руководителем. Кроме того, ни одна компания не
может позволить себе реализовать все идеи и предло­жения, выдвигаемые
исследователями; а когда какое-либо пред­ложение отклоняется возникает
потенциальная возможность для конфликта. Один из наиболее примечательных
случаев произо­шел в начале 80-х годов, когда один из исследователей фирмы
«Ксерокс» предложил начать разработку нового типа персональ­ного
компьютера. Руководство фирмы сказало — нет! Тогда со­трудник уволился и
перешел на работу в фирму «Эппл», где и был создан знаменитый
«Макинтош». После этого «Ксерокс» с сожа­лением
констатировал, что такие случаи неизбежны в практике любой компании. Это
произошло и может произойти снова в любой мо­мент.

Бывает достаточно сложно практически оценить творческую
продуктивность работника. Это трудно сделать даже в области рекламы и
маркетинга, где результат оценивается по объему про­данных товаров, поскольку
объем продаж зависит и от множества других факторов. Менеджеры, руководящие
разработкой высо­ких технологий, часто для оценки своей деятельности обращаются
за мнением к своим коллегам, даже если те работают в другой компании. В этих
целях проводятся различные научные конферен­ции, на которых можно обменяться
мнениями и услышать, как кол­леги оценивают твою деятельность. Кроме того, это
позволяет по­стоянно быть в контакте с внешним миром.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяЖенская одежда
    Следующая статьяР. ДЕКАРТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ