3.4. Прогнозирование продаж страховой продукции по рынку в целом :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

3.4. Прогнозирование продаж страховой продукции по рынку в целом

.

3.4. Прогнозирование продаж страховой продукции по рынку в целом

Одной из основных практических задач, в которых используются результаты исследования рынка, является прогнозирование продаж страховой продукции. Здесь наиболее общим вопросом является прогнозирование объема продаж в целом по стране — как по отдельным видам страхования, так и по рынку в целом. Исследования показали, что при прогнозировании развития рынка наиболее удобной и точной является увязка объема собираемой страховой премии с валовым внутренним продуктом в номинальном исчислении (без учета инфляционной составляющей). Наиболее полно эта зависимость прослеживается для классического страхования, не связанного с различными псевдостраховыми продуктами. В качестве примеров приведем соотношение ВВП и страховой премии по страхованию имущества предприятий, а также принадлежащих им транспорта и грузов.

 

Рис. 3.4.1. Зависимость премии от ВВП по добровольному страхованию имущества, страхованию ответственности, а также по имущественному страхованию юридических лиц.

 

Как видно из этого рисунка, существует достаточно ясная и простая зависимость между ВВП и расходами на страхование по различным видам операций. Таким образом, располагая прогнозом развития экономики на перспективу, можно достаточно точно определить, как изменится страховой рынок.

Точно такие же зависимости можно построить и для страхования за счет физических лиц.

 

 

Рис. 3.4.2. Зависимость премии по страхованию физических лиц от ВВП

 

Из рисунков видно, что сбор премии достаточно точно следует за ростом ВВП. Если учесть, что в последние годы основным локомотивом роста ВВП в номинальном исчислении была инфляция, то и сбор премии по классическим видам страхования в основном рос за счет инфляционной накачки экономики. В то же время объяснять рост сбора премии в последние годы исключительно инфляционными процессами было бы неправильным. На него влияет и ряд других факторов. Так, например, номинирование значительной части премии в валюте может привести к росту рублевой премии при стагнации ВВП, сопровождающейся резким ростом курса доллара, как это было в 1998 году. Такой же результат может быть получен и за счет роста страховой культуры населения и предпринимателей.

Из приведенных выше рисунков можно сделать один важный вывод: в России на сегодня по многим видам страхования практически нет резервов расширения страхового рынка. Рост страховой премии осуществляется в основном за счет инфляционной накачки экономики по принципу «есть деньги — есть страхование, нет денег — нет страхования». С другой стороны, на рис. 3.4.1 можно, например, увидеть элементы непропорционального роста имущественного страхования, связанного, во-первых, с ростом числа платежеспособных предприятий, а также с расширением внедрения данных видов страхования в практику предприятий — ростом страховой культуры. В то же время, если качественный рост рынка и присутствует, то его значение не слишком велико в краткосрочном плане. Помимо отсутствия соответствующих традиций здесь сказывается низкая платежеспособность российского бизнеса в сочетании с высокой долей предприятий, остающихся убыточными несмотря на экономический рост.

При долгосрочном прогнозировании развития рынка факторы качественного роста нельзя сбрасывать со счетов. В то же время при планировании на 1 год вперед вполне можно использовать линейную или квадратичную зависимость, опирающуюся на динамику рынка за последние несколько лет. Зависимости, аналогичные тем, что приведены на рис. 3.4.1 и 3.4.2, позволяют делать прогнозы сбора премии по отдельным направлениям страхования: зная предположительную величину ВВП, можно ориентировочно предсказать, какой сбор премии будет достигнут. При этом погрешность оценки может быть достаточно велика. Однако в маркетинговых исследованиях сложно обеспечить высокую точность. Это связано, прежде всего, с неопределенностью и субъективным характером основного предмета исследований — потребительского поведения, а также возможностью появления дополнительных, ранее не учтенных факторов. Поэтому очень хорошей считается погрешность прогноза, не превосходящая 20-30%.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.