7.2. СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО СПРОСА :: vuzlib.su

7.2. СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО СПРОСА :: vuzlib.su

78
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7.2. СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО СПРОСА

.

7.2. СТРУКТУРА
ПЕРВИЧНОГО СПРОСА

Анализ спроса и
его детерминант лежит в основе исследований привлекательности рынка. Цель
анализа — дать количественную оценку потенциала рынка и фактического уровня
первичного спроса, без чего невозможен никакой экономический анализ. Структура
первичного спроса существенно зависит от того, относится ли он к
потребительским товарам или к товарам промышленного назначения, а также от
того, относится ли он к товарам длительного или краткосрочного пользования или
к услугам.

7.2.1. Спрос на
потребительские товары

Различные методы
оценки исходят по существу из двух факторов:

количества
потребляющих единиц (n) и количества товара, потребляемого единицей (q). В
общем виде

Q = n х q,

где Q — первичный
спрос в штуках. Первичный спрос в денежном выражении соответственно имеет вид:

R = n х q х p,

где R обозначает
общий товарооборот, а р — среднюю цену за единицу товара.

Рассмотрим
последовательно модификацию этих базовых принципов применительно к различным
категориям потребительских товаров.

Спрос на
быстрорасходуемые потребительские товары

Спрос на
потребительские товары, не связанные с применением товаров длительного
пользования, можно определить исходя из следующих данных:

числа
потенциальных потребляющих единиц;

доли реальных
пользователей среди потенциальных потребляющих единиц (уровень охвата);

уровня единичного
потребления на одного реального покупателя (уровень проникновения).

Различие между
«уровнем охвата» и «уровнем проникновения» важно для идентификации приоритетных
целей воздействия на рынок: увеличивать либо число пользователей. либо объем
потребления на одного пользователя.

Абсолютный
потенциал рынка определяется в предположении, что уровень охвата равен 100%, а
уровень проникновения оптимален для каждого использования. Текущий уровень
спроса может быть определен из наблюдений устойчивых навыков при покупке.
Необходимые данные иногда можно получить также от профессиональных ассоциаций
или из официальной статистики. Как правило, однако, не удается обойтись без У
первичных данных, которые могут быть получены, например от комиссий («панелей»)
потребителей.

Если же
потребительский товар связан с использованием товара длительного пользования
(например, стиральный порошок и стиральная машина), уровень охвата потребителей
заменяется на уровень охвата соответствующего товара длительного пользования.
Необходимо также ввести дополнительный показатель — частоту обращения к этому
товару. В итоге имеем следующий набор показателей:

потенциальное количество
единиц расходуемого товара;

уровень охвата
товара длительного пользования;

частота обращения
к товару длительного пользования;

объем потребления
расходуемого товара на единичное обращение к товару длительного пользования
(технический коэффициент).

Потенциальное
потребление расходуемых товаров определяется исходя из выполняемых ими функций.
Остальные необходимые данные должны быть установлены из опросов или наблюдений,
за исключением объема потребления при одном обращении, который определяется из
технических соображений.

Спрос на товар
длительного пользования

В этом случае
необходимо проводить важное разграничение между первичным спросом и спросом на
замену. Первичный спрос на товар длительного пользования определяется на основе
следующих показателей:

число реальных
потребляющих единиц и прирост уровня их оснащенности товарами длительного
пользования;

число новых
потребляющих единиц и уровень их оснащенности товарами длительного пользования.

Важным показателем
является скорость диффузии товаров длительного пользования в среде целевых
покупателей. Для ее определения весьма полезны кривые проникновения для сходных
товаров за предыдущие периоды.

Более сложно
оценить спрос на замену; для этого привлекаются следующие данные:

объем имеющегося
парка предметов длительного пользования,

распределение
этого парка по сроку службы,

распределение
товара по сроку службы (физическое, экономическое или психологическое
старение),

темп замены
товара,

эффект появления
новых альтернатив замены (новые технологии),

эффект исчезновения
потребляющих единиц.

Спрос на замену
находится в прямой зависимости от размера парка и срока службы товара
длительного пользования. Темп замены необязательно совпадает с темпом
прекращения срока службы, под которым понимается доля товаров длительного
пользования, которая перестает существовать. Благо может устареть, потому что
его экономические показатели стали неудовлетворительными или потому, что, по
мнению пользователей, оно просто вышло из моды.

В общем случае
темп прекращения срока службы связан обратной зависимостью с длительностью
этого срока. Например, если средний срок службы равен 12 годам, средний темп
прекращения этого срока составляет 8, 3%.

Последующая
эволюция срока службы окажет сильное влияние на оценки, относящиеся к
первичному спросу.

Например, во
Франции реальный средний срок службы автомобилей составляет 10-11 лет. Если
предположить, что он достигает 12, 5 лет, то темп прекращения срока пользования
будет равен примерно 8%, что соответствует спросу на замену порядка 1, 7
миллионов машин. Если, напротив, принять, что средний срок службы не превысит 9
лет, то темп прекращения срока пользования составит около 11, 1%, что
соответствует спросу на замену в размере 2, 1 миллиона машин (OECD, 1983, р.
34).

На автомобильном
рынке происходит непрерывное увеличение технологического срока службы.
Исследование, проведенное в Швеции, показало, что срок службы некоторых марок
автомобилей с 1965 г. увеличился на 65% (OECD, 1983).

Некоторые
сведения, необходимые для оценки спроса, например данные об имеющемся парке и о
его возрастном распределении, могут быть получены из анализа прошлых продаж.
Необходимая оценка распределения по срокам службы может быть найдена на выборке
владельцев товара, например тех из них, которые заняты заменой имевшегося у них
изделия. Определенный таким образом темп замены. очевидно, не позволяет
различать типы старения. ответственные за замену товара.

Технически
пригодный товар может быть заменен по экономическим соображениям (например,
если новые товары характеризуются резким снижением эксплуатационных расходов)
или по психологическим причинам, (если пользователь чувствителен к эстетическим
свойствам новых моделей). Кроме того, нельзя забывать, что в момент замены
пользователь может обратиться к товару, выполняющему ту же функцию, но
основанному на другой технологии.

Значительный
прогресс достигнут в области центрального отопления в результате разработки
более экономичных «низкотемпературных» котлов, что привело к ускорению темпов
замены по экономическим соображениям. Одновременно развивались и другие
технологии, например тепловые насосы, которые во многих случаях пришли на смену
установкам на мазуте, по крайней мере для некоторых специальных применений.

Значительная часть
продаж в секторе товаров длительного пользования соответствует спросу .на
замену, особенно в западных странах, где уровень оснащенности домашнего
хозяйства такими товарами уже очень высок, а прирост населения незначителен.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяСамсунг Галакси S10
    Следующая статьяФ. НИЦШЕ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ