ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
8.3.4. Монополия
.
8.3.4. Монополия
Такая конкурентная
ситуация, как и чистая конкуренция, представляет собой предельный случай. На
рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу
покупателей. Как следствие его товар на протяжении короткого времени не имеет в
своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация
наблюдается в фазе жизненного цикла. соответствующей введению товара на рынок,
в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями.
Если монополия
существует, фирма в принципе владеет повышенной рыночной силой. В реальности ей
быстро начинают угрожать новые фирмы, привлеченные растущим потенциалом рынка и
высокими прибылями. Следовательно, важным фактором становится ожидаемая
длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких
барьеров входа для новых конкурентов. Вследствие быстрого распространения
технологических нововведений монополии становятся все более эфемерными. В
предыдущей главе были рассмотрены стратегические альтернативы и риски,
связанные с инновационной монополией. Конкуренцию монополисту могут оказать и
товары-заменители.
Более часты случаи
государственной монополии, логика которых отличается от логики частных фирм.
Это уже логика не прибыли, а общественного блага. Трудность при этом
заключается в отсутствии рыночного контроля над служением общественным
интересам, что способствует развитию централизованного управления,
сконцентрированного скорее на собственных внутренних задачах. Данная проблема
относится к сфере социального маркетинга, или маркетинга неприбыльных
организаций.
Динамика
конкуренции
Завершая анализ
конкурентных сил, можно отметить, что рыночная сила и потенциальная прибыль
могут изменяться в широких пределах в зависимости от ситуации на рынке.
Коснемся двух предельных случаев, когда потенциал прибыли близок к нулю и, наоборот,
очень высок. В первом случае будет наблюдаться такая ситуация:
— вход на рынок
товара свободный;
— по отношению к
клиентам и поставщикам действующие на рынке фирмы не имеют никакой способности
торговаться;
— вследствие
большого числа фирм-соперников конкуренция не ограничена;
— все товары
схожи, и имеется много заменителей.
Это идеальная
модель совершенной конкуренции, столь дорогой экономистам. Для второго случая,
с очень высоким потенциалом прибыли, ситуация противоположна:
— существуют
мощные барьеры, блокирующие вход новых конкурентов;
— конкуренты
отсутствуют или слабы и немногочисленны;
— покупатели не
могут обратиться к товарам-заменителям;
покупатели лишены
возможности давления и не могут добиться понижения цены;
поставщики не
имеют достаточной возможности давления, чтобы добиться принятия повышенных
издержек.
Это ситуация,
идеальная для фирмы, которая в этом случае обладает очень высокой рыночной
силой. Реальные рыночные ситуации, очевидно, лежат между этими предельными
случаями, причем переплетение конкурентных сил благоприятствует то одной, то
другой ситуации.
.