ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
.
7.3.
Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
Административно-правовой
статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые
предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления
следующих действий:
—
создания предприятия или учреждения;
—
государственной регистрации предприятия или учреждения;
— получении
лицензии на занятие определенными видами деятельности;
— определении
круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;
—
ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.
Нормы
права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и
учреждений, можно разделить на три основные группы:
1)
нормы, которые касаются предприятий всех форм собственности;
2)
нормы, касающиеся государственных предприятий и учреждений;
3) нормы,
которые адресуются негосударственным предприятиям и организациям.
Первая
группа норм устанавливает принципы взаимодействия предприятий и учреждений с
органами исполнительной власти, которые закрепляют невмешательство государства
в хозяйственную деятельность субъектов, государственную регистрацию предприятий
и учреждений, обязательность ведения ими бухгалтерского и статистического
отчета, предоставление государственным органам информации, необходимой для
налогообложения и т. п.
Кроме
этого, устанавливается обязанность для предприятий и учреждений всех форм
собственности соблюдения экологического, земельного законодательства, правил
безопасности ведения работ, правил безопасности труда,
санитарно-эпидемиологических, антимонопольных норм и т. п.
Уполномоченные
органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением
соответствующего законодательства и в этой части имеют право вмешиваться в
деятельность предприятий и организаций, применяя к ним средства
государственного принуждения в случае невыполнения требований, установленных
законодательством.
В
определенных случаях предприятия и учреждения должны получать разрешение на
осуществление отдельных видов деятельности.
Особенность
норм второй группы в том, что они устанавливают права и обязанности
государственных предприятий и организаций, собственником которых является
государство. В полномочия государственных органов входит создание таких
предприятий, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава,
управление организацией, реорганизация и ликвидация.
Должностные
лица государственных предприятий и учреждений имеют полномочия
государственно-властного характера.
Административно-правовой
статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от
правового режима имущества предприятия. Так, как уже отмечалось,
административно-правовой статус казенного предприятия, которое имеет имущество
на праве оперативного управления, отличается от статуса государственного
предприятия, которое обладает имуществом согласно праву полного хозяйственного
ведения.
Третья
группа норм устанавливает права и обязанности для негосударственных предприятий
и организаций, роль государства проявляется здесь в установлении правовых норм
и контроля за их соблюдением. Влияние государства более ограничено, оно не
решает конкретных вопросов их учреждения, определение предмета деятельности,
организации управления. Эти и прочие вопросы решают учредители предприятия или
уполномоченные ими органы, предприниматели. Значение таких решений для
государственных органов состоит в их правомерности или неправомерности как
юридических фактов.
Влияние
государства на негосударственные предприятия является специфическим, оно не
имеет характера государственного руководства их деятельностью.
Вопрос
создания и ликвидации предприятий и учреждений урегулированы в действующем
законодательстве Украины, в частности, в Законе Украины «О предприятиях в
Украине», Законе Украины «О хозяйственных обществах», Положении о
государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,
утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины 25 мая 1998 года и др.
Предприятия
и учреждения могут создаваться собственником, уполномоченным лицом,
государственными органами или органами местного самоуправления.
Учредительными
документами государственных предприятий и учреждений может быть устав или
положение. Для негосударственных предприятий учредительными документами
признаются устав или учредительный договор, или же наличие и устава и договора
в зависимости от организационной формы.
Для
государственной регистрации подаются документы, перечень которых установлен
законодательством.
Порядок
легализации юридических лиц предусматривает два вида такой легализации:
нормативно-явочный и разрешительный.
Государственная
регистрация предприятия или учреждения в качестве юридического лица является
моментом их создания.
Данные
государственной регистрации включаются в единый государственный реестр
юридических лиц, открытый для общего ознакомления.
Нарушение
установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие
его учредительных документов закону является основанием для отказа в
государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной
регистрации по другим мотивам (нецелесообразность и т. п.) не допускается.
Отказ
в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением могут быть
обжалованы в суде.
В
единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой
форме юридического лица, его наименование (фирменное наименование), местонахождение,
органы управления, филиалы и представительства, цель учреждения, а также другие
сведения, если этого требует закон.
Изменения
учредительных документов также подлежат государственной регистрации и
приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в
случаях, предусмотренных законом, — с момента извещения органа, который
осуществляет государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица
и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений
в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.
Юридическое
лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и
обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние,
присоединение, разделение) или в результате ликвидации.
Юридическое
лицо считается прекращенным после внесения записи о прекращении в единый
государственный реестр юридических лиц.
Прекращение
юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или
банкротства определяется законом.
Прекращение
деятельности предприятий и учреждений в виде ликвидации или реорганизации
возможно по решению учредителей или суда. Основанием для ликвидации являются:
—
решение собственника имущества, уполномоченного им органа, или органа, уполномоченного
на это учредительными документами;
— решение
суда в случае банкротства или систематического осуществления деятельности
юридического лица без соответствующего разрешения (лицензии), с нарушением
законодательства или запрещенной законодательными актами.
За
созданием, ликвидацией и реорганизацией предприятий установлен государственный
контроль, который осуществляется Антимонопольным комитетом. Такой контроль
имеет целью недопущение создания монопольных образований, ограничение
конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Поэтому
необходимо согласие данного органа на создание, слияние или присоединение
коммерческих объединений.
Порядок
и условия создания отдельных видов предприятий и учреждений устанавливаются
соответствующим специальным законодательством Украины.
Административно-правовые
гарантии самостоятельности предприятий и учреждений являются производными от
общего правового режима осуществления исполнительной власти. Они проявляются в
системе правовых норм, определяющих отношения органов исполнительной власти с
предприятиями и учреждениями.
Общий
правовой режим предусматривает подзаконность деятельности органов
исполнительной власти, обязанных придерживаться и выполнять законы,
устанавливающие права и обязанности предприятий и учреждений. Противоправные
акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность
предприятий и учреждений, могут быть обжалованы и подлежат отмене
соответствующими органами.
Предприятия,
учреждения, организации имеют право на обращение в суд с иском о признании
недействительными актов государственного управления, противоречащих закону и
ущемляющих права и законные интересы юридических лиц.
Нормами
административного права устанавливаются ограничения права собственности для
разных видов юридических лиц.
Не
ограничивая состав, количество и стоимость объектов, которые могут находиться в
собственности юридического лица, законодатель устанавливает исключения из этого
правила с учетом публичного, общегосударственного интереса. В соответствии с
Постановлением Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды
имущества» от 17 июня 1992 г. утвержден перечень видов имущества, которое не
может находиться в собственности граждан, их объединений, юридических лиц
негосударственных форм собственности. Это оружие, боеприпасы (кроме охотничьего
и пневматического оружия и боеприпасов к нему, а также спортивного оружия,
которое можно приобрести с разрешения органов внутренних дел),
ракетно-технические комплексы, боевая техника, взрывчатые вещества и орудия
взрыва, отравляющие вещества, наркотические, психотропные, сильнодействующие
лечебные средства, противоградные установки, государственные эталоны единиц
физических величин и т. п. Кроме этого, Законом от 7 июля 1999 г. установлен перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат
приватизации.
Целый
ряд видов деятельности, в соответствии с Законом Украины «О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г., и другими нормативными актами, может быть осуществлен лишь при наличии специального
разрешения (лицензии). Лицензия — это специальный документ, выданный
компетентным государственным органом предприятиям, дающий право на
осуществление отдельных видов деятельности. К видам деятельности, для
осуществления которых необходима лицензия, в частности, относятся:
— юридическая
практика;
—
ветеринарная практика;
— медицинская
практика;
—
судебно-экспертная деятельность;
—
страховая деятельность;
—
поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
—
производство, ремонт и реализация спортивного, охотничьего оружия и боеприпасов
к ним, холодного оружия, создание охотничьих стендов, создание и содержание
стрелковых тиров, стрельбищ;
—
добыча драгоценных металлов и драгоценных камней;
—
изготовление и реализация опасных химических веществ в соответствии с перечнем,
который определяется Кабинетом Министров Украины;
—
оптовая торговля спиртом этиловым, алкогольными напитками и табачными
изделиями, а также розничная торговля.
Кроме
лицензий, для занятия некоторыми видами деятельности может выдаваться также
разрешение (в т. ч. согласование):
выдача
разрешения на специальное использование природных ресурсов местного значения,
на проведение подрывных работ, согласование проектов конструкций транспортных
средств в части соблюдения требований обеспечения безопасности дорожного
движения, утверждение технических условий, технологических инструкций и т. п.
Соответствующие разрешения предоставляются также и на размещение определенных
объектов. В частности, речь идет о разрешении на сооружение объектов
градостроительства, согласование проектов землеустройства, постройки
предприятий и сооружений.
Государство,
устанавливая права и обязанности государственных и негосударственных
организаций в сфере административного права, предусматривает разнообразные
средства влияния на данный вид коллективных субъектов с целью обеспечения их
надлежащего поведения.
.