Раздел III. Государственное управление — Глава 10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ::...

Раздел III. Государственное управление — Глава 10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Раздел III. Государственное управление — Глава 10.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

.

Раздел
III. Государственное управление — Глава 10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ

Управление
— это целенаправленное воздействие на сложную систему. Сущность управления на
протяжении десятилетий остается неизменной. Так, определяя понятие управления
классик-менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций: 1) технические
операции (производство, обработка); 2) коммерческие операции (закупка, продажа,
обмен); 3) финансовые операции (распоряжение средствами); 4) страховые операции
(страхование, охрана имущества и лиц); 5) учетные операции (бухгалтерия, учет,
статистика и др.); 6) административные операции (предвидение, организация,
распорядительство, координация и контроль). Административную науку наиболее
интересуют именно административные операции, в которых и проявляется сущность
управления. Управлять — это означает предвидеть (учитывать будущее и
разрабатывать программу действий), организовывать (создавать двойной —
материальный и социальный — организм учреждения), распоряжаться (принуждать
коллектив работать надлежащим образом), координировать (взаимосвязывать,
объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать
(обеспечивать, чтобы все происходило в соответствии с установленными
правилами).

Важный
вклад в теорию управления внесла наука кибернетика, предметом которой стали
процессы управления в разных областях. Эта наука изучает вопросы управления,
связей, контроля регулирования, приема, сохранения и обработки информации в
какой-либо сложной динамической системе. Кибернетика определяет управление как
«целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы — на объект
управления — сложную динамическую систему».

В
юридической науке традиционно принято выделять три вида управления:
техническое, биологическое, социальное. Под техническим управлением понимают
управление техникой, технологическими процессами, машинами. Биологическое
управление — это управление процессами жизнедеятельности живых организмов. Социальное
управление, как особый вид управления, представляет собой влияние одних людей
на других с целью упорядочения социально важных процессов, обеспечения стойкого
развития социальных систем. То есть социальное управление возникает там, где
имеет место общественная деятельность людей, которая предопределяет
необходимость осуществления руководства данным сообществом с целью приведения
отношений в определенную систему и их упорядочение.

Социальное
управление является публичным управлением, которое включает в себя:

а)
государственное управление, то есть управление в сфере функционирования
государственных органов;

б)
негосударственное управление, которое, в свою очередь, делится на:


местное самоуправление — осуществляется органами местного самоуправления;

— общественное
управление — осуществляется в объединениях граждан;

— коммерческое
управление — осуществляется в коммерческих организациях, которые ставят перед
собой цель получение прибыли.

В
административной науке отмечается, что термин «государственное управление»
является довольно многоаспектным. Его можно рассматривать как вид
государственной деятельности, который не относится к законодательной и судебной
деятельности. Исходя из точки зрения системности, государственное управление
представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент
которой продуцирует, передает, воспринимает регулирующее влияние таким образом,
что они упорядочивают общественную жизнь. С точки зрения своего предназначения,
государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять
исполнительную власть. То есть государственное управление определяется как
основанная на законе организующая, юридически властная деятельность органов
исполнительной власти (аппарата государственного управление), которая заключается
в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и
хозяйственным строительством. В этом аспекте государственное управление
включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров,
координацию и контроль. С организационной точки зрения государственное
управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления
(государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект
управления (общество, граждан и др.).

В
теории административного права при характеристике государственного управления
выделяют такие его признаки:

— проявляется
посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности
в соответствующие коллективы и организационно оформляет;


ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения
согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью
влияния на их поведение (волю);

— выступает
в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и
объектом в процессе реализации функций социального управления;

— является
властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих
отношений;

— имеет
особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей.

Поскольку
государственное управление является видом социального управления, ему присущи
названные выше признаки. Рассматривая вопрос о сущности государственного
управления, необходимо отметить, что продолжительное время дискутировался
вопрос о «широком» и «узком» понимании государственного управления. При этом
следует отметить, что и первое и второе толкования данного понятия имеют право
на существование. Так, в широком смысле государственное управление определяется
как совокупность всех видов деятельности государства, то есть всех форм
реализации государственной власти в целом. Такое понимание позволяет отделить
государственные органы по управленческой деятельности от негосударственных.

В
узком смысле государственное управление представляет собой деятельность
государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной
власти. В данном случае государственное управление рассматривается как
деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых
актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.

В
административно-правовой науке нет единого понятия государственного управления.
Одни его трактуют с точки зрения сути, реального содержания, другие — форм, в
которых оно выступает и в которых функционирует. Наиболее часто оно определяется
путем отграничения одних видов государственной деятельности от других. То есть
государственное управление — это вся незаконодательная и несудебная
деятельность государства. Наиболее распространенным является такое определение:
государственное управление — это самостоятельный вид государственной
деятельности, которая носит подзаконный, исполнительно-распорядительный
характер, органов (должностных лиц) относительно практической реализации
функций и задач государства в процессе регулирования экономической,
социально-культурной и административно-политической сфер.

Сущность
государственного управления проявляется в его необходимости, общественной
обусловленности и целевой направленности.

Необходимость
государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации
политики государства, направленной на эффективное использование природных,
трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод
человека.

Общественная
обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и
содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого
общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а
также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая
направленность государственного управления означает необходимость достижения
максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых,
финансовых и других средств.

Анализируя
государственное управление, можно выделить такие его особенности:

— оно
имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное
управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и
обеспечение выполнения законов. Одновременно, для обеспечения выполнения законов
органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции,
принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе
являются подзаконными нормативными актами;

— организующий
характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем
объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с
помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства;


систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной
системы, ее укрепление и развитие. Государственное управление обусловлено самой
сущностью общества, функционирует вместе с ним, направлено на обеспечение
общества как самоуправляемой системы;

— оно
носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется
постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

— субъекты
государственного управления используют имеющиеся у них правовые и фактические
возможности для применения внесудебного, то есть административного принуждения;

— в
ведении органов государственного управления находится фактическая
государственная сила: правовые, информационные, экономические, технические,
идеологические, организационные ресурсы, которыми они распоряжаются;

— наличие
большого государственного аппарата;

— подконтрольный
характер деятельности.

Уяснение
сущности государственного управления невозможно без определения целей. В
административной науке существует несколько классификаций целей
государственного управления. Наиболее распространенной является классификация в
зависимости от содержания управленческой деятельности:


социально-экономические цели, то есть упорядочение общественной жизни и
удовлетворение публичных интересов, достижение экономического благополучия,
создание и поддержка определенных экономических отношений;

— политические
цели, то есть вовлечение в управление политических структур государства,
поддержка политических процессов в государстве и обществе;

— обеспечительные
цели, то есть обеспечение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
законности в обществе, общественного порядка и т. д.;


организационно-правовые цели, то есть формирование правовой системы, которая
способна реализовать основные функции государства и решить его задачи с помощью
механизма правового государства.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ