Глава 12. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ :: vuzlib.su

Глава 12. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 12. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

.

Глава
12. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Форма
государственного управления — это внешнее проявление конкретных действий,
которые осуществляются органами государственного управления для реализации
поставленных перед ними задач.

Управленческая
деятельность государственных органов и органов местного самоуправления
осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена
специфическими задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Формы
управления призваны обеспечивать наиболее целенаправленное выполнение функций
управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и
времени; от форм управления зависит успех управленческой деятельности. В
специальной литературе иногда вместо понятия «форма управления» использовалось
понятие «формы осуществления исполнительной власти». В административно-правовой
литературе этот институт традиционно определялся термином «формы
государственного управления», иногда использовался термин «формы деятельности
государственной администрации», «административно-правовые формы деятельности
органов исполнительной власти».

Органы
государственного управления и должностные лица в каждом конкретном случае
выбирают наиболее приемлемую для них форму управленческой деятельности, исходя
из компетенции, назначения данного органа, его функций, особенностей
конкретного объекта управления и т. д. При этом важно указать, что должны
использоваться только те формы управления, которые предусмотрены действующим
законодательством. В противном случае возникнет вопрос о правомерности
государственного управления и тех последствий, к которым оно привело. Вместе с
тем, это не означает, что субъект управления лишен возможности выбора той или
иной формы в каждом конкретном случае. При осуществлении управленческой
деятельности субъекты управления имеют возможность выбирать формы управления по
своему усмотрению в пределах, установленных действующим законодательством.

Форма
управления тесно связана с процедурой ее реализации, поскольку каждый вид формы
управления имеет свою собственную процедуру и должен осуществляться с ее
соблюдением. То есть речь идет о процедурно-правовом регулировании
осуществления той или иной формы государственного управления. Важно отметить,
что в настоящее время отсутствует надлежащая законодательная регламентации
осуществления форм управления, что предопределяет необходимость принятия,
например административно-процедурного кодекса.

Общепринятой
классификации форм управленческой деятельности не существует. По мнению А. П.
Коренева можно выделить такие формы управления: а) по содержанию:
правоустановитель-ные и правоприменительные; б) по целенаправленности:
внутренние и внешние; в) по способу выражения: словесные и конк-людентные. Д.
Н. Бахрах выделяет такие формы управления, как: принятие правовых актов,
заключение договоров и осуществление иных юридически значимых действий. К
неправовым формам управления он относит организационные действия и
материально-технические операции.

Несколько
иную классификацию предлагает Ю. Н. Козлов:

а) по
степени юридического выражения: основные и базирующиеся на них;

б) по
достигаемым результатом: положительное регулирование и реакция на отрицательное
явление;

в) по
объему: общеобязательные или адресованные конкретному объекту;

г) по
направленности: влияние на общественные отношения в сфере государственного
управления или на деятельность подчиненного управленческого персонала;

д) по
субъектам: односторонне выраженные, двух- или многосторонние;

е) по
юридическому содержанию: разрешительные, запрещающие, предписывающие.

Из
вышеназванных, чаще всего характеризуются такие формы государственного
управления, как:

— издание
нормативных актов управления. К таким актам можно отнести: Порядок ведения
личных дел служащих в органах исполнительной власти, Типовой регламент местной
государственной администрации, Устав Академии правовых наук Украины, Положение
об общеобразовательном учебном заведении и др.;

— издание
индивидуальных актов управления. Как правило, это правовые акты, которые не
являются источниками административного права, однако выступают юридическими
фактами, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение
административных правоотношений. Примером таких актов может быть указ Президента
Украины о назначении на должность министра;

— заключение
административных договоров;


осуществление юридически значимых действий. Такие действия осуществляются на
основании законов или других подзаконных нормативных актов и направлены на
возникновение определенных юридических последствий. К таким действиям можно
отнести: государственную регистрацию; издание официальных документов;
лицензирование; составление административного протокола и др.;


проведение организационных мероприятий. Организационные мероприятия направлены
на обеспечение деятельности государственного органа как субъекта
государственного управления. К таким мероприятиям можно отнести: проведение
совещаний; разработку методических рекомендаций и указаний; проведение
пресс-конференций и др.;


осуществление материально-технических операций. Нормальное функционирование
государственного органа обусловлено осуществлением ряда материально-технических
операций, к которым можно отнести: делопроизводство, регистрацию, оформление,
рассылку документов, анализ информации, подготовку аналитических и
статистических данных и т. д.

Первые
четыре формы государственного управления относятся к правовым, поскольку влекут
определенные юридические последствия. Два последних вида относится к неправовой
форме управления, так как не обуславливают наступления юридических последствий.

Административный
договор — это один из видов публично-правовых договоров. Он представляет собой
основанное на нормах права и добровольном волеизъявлении двух или более
субъектов административного права, один из которых всегда выступает субъектом
государственной воли, соглашение, которое устанавливает, изменяет и прекращает
взаимные права и обязанности его участников. Административный договор является
одним из видов форм государственного управления. Вопрос о правомерности
признания административного договора равноправным элементом механизма
государственного управления в административной науке является достаточно
дискуссионным. Дело в том, что само понятие «договор» предусматривает юридическое
равенство сторон общественного отношения, присущее гражданскому праву. В
отличие от гражданских правоотношений, административные правоотношения, как
правило, являются властеотношениями, то есть стороны характеризуются
юридическим неравенством. Вопреки этому, административный договор приобретает
все большее значение как форма государственного управления и как источник
административного права.

Поскольку
термин «административный договор», несмотря на его непризнанность на
административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке,
на него возлагаются соответствующие функции, а именно:


структурно-организационная;


социального компромисса;


обеспечительная;


ориентационно-стимулирующая;


демократизации исполнительной власти;


воспитательная;


охранительная.

Административный
договор характеризуется комплексным характером, поскольку содержит
административные и гражданско-правовые признаки. Это проявляется, в частности,
и в ряде законодательных актов, предусматривающих заключение таких договоров.
Так, Закон от 24 января 1997 г. «О государственном материальном резерве»
устанавливает, что центральный орган исполнительной власти, осуществляющий
управление государственным резервом, проводит отбор, в том числе на конкурсной
основе, поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для
заключения с ними контрактов; заключает или поручает предприятиям, учреждениям
и организациям, относящимся к сфере его управления, заключение государственных
контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв,
осуществляет расчеты с поставщиками, имеет право применять финансовые санкции.

Необходимо
обратить внимание на классификацию административных договоров, а именно: двух-
и многосторонние; типовые и консенсуальные, предварительные и основные;

а) по
предметному критерию:


договоры о компетенции, в частности, о разграничении или делегировании
полномочий и предметов ведения (например, Законы от 20 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине», от 9 апреля 1999 г. «О местных государственных администрациях»);


договоры в сфере управления государственной собственностью;

— договоры,
обеспечивающие государственные нужды (государственные контракты);


договоры с военнослужащими, студентами;


финансовые и налоговые соглашения;


договоры о взаимодействии, сотрудничестве;


концессии, инвестиционные соглашения;


договоры о предоставлении некоторых платных услуг частным лицам (например,
постановления КМУ от 7 мая 1998 г. «Об утверждении перечня платных услуг,
которые могут предоставляться государственными архивными учреждениями»; от 11
декабря 1999 г. «О перечне платных услуг, которые могут предоставляться
информационными подразделениями органов внутренних дел») и др.;

б) по
смыслу: чисто организационные и смешанные (организационные вопросы связаны с
трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с
административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и др.).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ