Глава II. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях — 1....

Глава II. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях — 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях :: vuzlib.su

64
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава II. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных
организациях — 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против
интересов службы в коммерческих и иных организациях

.

Глава II. Преступления против
интересов службы в коммерческих и иных организациях — 1. Понятие, общая
характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и
иных организациях

Преступления против интересов
службы в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не
являющихся государственными органами, органами местного самоуправления,
государственными или местными учреждениями, выделены в Уголовном кодексе РФ 1996 г. в самостоятельную группу преступлений. Эта группа преступлений является наглядным следствием
осуществляемых политических, социальных и экономических реформ и
преобразований. Происходящие в стране экономические и политические реформы
вызвали к жизни многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие)
организации, аппарат которых не участвует в государственном управлении народным
хозяйством. В то же время многие служащие аппарата этих организаций наделены
управленческими полномочиями в своих структурах и, злоупотребляя данными
полномочиями, подчас способны причинить серьезный вред правам и законным
интересам граждан, интересам организаций, в которых они работают, или интересам
других организаций, а также общественным и государственным интересам, что
придает таким деяниям характер общественной опасности. Это обстоятельство
обусловило криминализацию деяний, посягающих на наиболее важные интересы
деятельности коммерческих и иных (некоммерческих) организаций, и появление в
Уголовном кодексе главы о рассматриваемых преступлениях.

Глава 23 УК «О преступлениях
против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях»
помещена законодателем в разд. VIII, предусматривающем ответственность за
преступления в сфере экономики. В связи с этим сферу экономических общественных
отношений можно было бы определить в качестве родового объекта данных
преступлений. Однако такой вывод является условным, поскольку само название гл.
23 УК прямо указывает на определенную несогласованность с названием как всего
разд. VIII УК «Преступления в сфере экономики», так и входящих в него
глав (гл. 21 «Преступления против собственности», гл. 22
«Преступления в сфере экономической деятельности»). Родовой объект
преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях не
является частью типового объекта преступлений в сфере экономики, поскольку
общественные отношения рассматриваемых преступлений не являются родом
экономических отношений, т.е. отношений, обеспечивающих владение, пользование и
распоряжение имуществом*(96). Кроме того, преступления против интересов службы
в коммерческих и иных организациях от других преступлений, предусмотренных в
разд. VIII УК, отличаются, по крайней мере, двумя моментами. Они совершаются,
во-первых, в связи с управленческой деятельностью указанных организаций и,
во-вторых, специальным субъектом, т.е. лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации, либо их представителем*(97). Таким
образом, помещение гл. 23 в разд. VIII УК, несомненно, носит условный характер.
Более правильным решением с точки зрения построения Особенной части Кодекса
было бы поместить рассматриваемую группу преступлений в самостоятельный раздел
с одноименным названием. В противном случае к числу преступлений в сфере
экономики следовало бы отнести и преступления против интересов государственной
службы, для которых названные экономические отношения также могут являться
факультативным объектом*(98).

В литературе по данному вопросу
существуют и иные позиции. Так, Б.В.Волженкиным высказано сомнение в
целесообразности наличия самостоятельной главы «Преступления против
интересов службы в коммерческих и иных организациях». В частности, он
указывает, что «вообще самостоятельное существование данной главы ввиду
отсутствия особого правоохраняемого объекта сомнительно, а находящиеся в ней
четыре состава преступлений вполне могли найти место в других главах
Кодекса»*(99).

Свою позицию автор обосновывает
отсутствием «особой» ценности охраняемого объекта. Однако
представляется, что интересы службы в данном случае заключаются в правильном и
четком функционировании аппаратов управления коммерческих организаций, в
надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций в соответствии
с задачами и на благо организаций, но не в ущерб законным интересам граждан,
других организаций, общества и государства в целом.

Весьма противоречивое мнение
относительно объекта рассматриваемых преступлений высказано С.В.Изосимовым. Он
полагает, что у группы преступлений, объединенных в гл. 23 УК, нет единого
объекта. Поэтому не должно быть в Уголовном кодексе самостоятельной главы,
предусматривающей ответственность за данные преступления. Последние могут как
посягать на права и законные интересы граждан и организаций, так и причинять
вред другим охраняемым законом интересам общества и государства*(100). С таким
мнением трудно согласиться. Основой классификации объектов преступных
посягательств является совокупность однородных отличительных признаков и
качеств правоохраняемых интересов, взятых под охрану уголовно-правовыми
нормами. Законодатель определяет однородные общественные отношения и интересы,
нуждающиеся в уголовно-правовой защите, а затем по этим интересам группирует
уголовно-правовые нормы и объединяет их в главы и разделы.

Объединяющим признаком
рассматриваемой группы преступлений с другими преступлениями, предусмотренными
разд. VIII УК, служит то, что они совершаются в связи с экономической и другой
предпринимательской деятельностью коммерческих и иных организаций. Анализ
составов преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, показывает, что установленная
в них ответственность может быть возложена только на лиц, выполняющих
управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. осуществляющих
в ней постоянно или временно организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные обязанности. При выполнении этими лицами
деятельности иного рода, причинившей вред организациям, гражданам, государству,
ответственность наступает не по признакам составов преступлений против интересов
службы в коммерческих и иных организациях. Стало быть, законодатель делает
акцент на вред, причиняемый нормальной деятельности коммерческих и иных
организаций, а не экономическим отношениям.

Под преступлениями против
интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие
общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность
коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения
существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо
охраняемым законом интересам общества или государства.

Объектом анализируемых
преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций,
не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления,
государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений
против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен
дополнительный непосредственный объект — права и законные интересы граждан или
организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201 и
202 УК); здоровье человека (ст. 203 УК).

Особенностью рассматриваемых
преступлений является их совершение в сфере управленческой деятельности
коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами,
органами местного самоуправления, государственными или муниципальными
учреждениями.

Согласно ч. 1 ст. 50 ГК под
коммерческими понимаются организации различных форм собственности, преследующие
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут
создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ (полное товарищество,
товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной
ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственных
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных
на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. При этом
необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК
коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за
ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно
осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 и
115 ГК)*(101).

Некоммерческими являются
организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение
прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками*(102). Они
могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных
организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных
и иных фондов.

Некоммерческие организации
создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных,
образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья
граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан, оказания юридической помощи, а также в
целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации
могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют им. Любая
коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления,
установленные законом для каждой из них.

Коммерческие и некоммерческие
организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Объективная сторона преступлений
против интересов службы в коммерческих и иных организациях заключается в
общественно опасном деянии (действии или бездействии), совершенном вопреки
интересам службы и благодаря занимаемому служебному положению. Такие
преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, как
злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК), злоупотребление полномочиями
частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), могут быть совершены как путем
действия, так и путем бездействия. Превышение полномочий служащими частных
охранных или детективных служб (ст. 203 УК), а также коммерческий подкуп (ст.
204 УК) совершаются только путем действия.

По законодательной конструкции
объективной стороны рассматриваемые преступления имеют как материальные, так и
формальные составы. Например, преступления, предусмотренные ст. 201, 202, 203
УК, имеют материальные составы, а коммерческий подкуп (ст. 204 УК) — формальный
состав. Коммерческий подкуп признается оконченным преступлением с момента
совершения указанных в ст. 204 УК действий, независимо от наступивших
последствий.

Совершение преступлений против
интересов службы в коммерческих и иных организациях сопряжено с причинением
вреда не только самим этим организациям, но и правам и законным интересам
граждан, охраняемым законом интересам общества и государства. Поэтому, учитывая
специфику их вредоносности, закон предусматривает различный порядок
осуществления уголовного преследования (примечание к ст. 201 УК).

В соответствии с примечанием п. 2
к ст. 201 УК, если деяние, предусмотренное статьями гл. 23 УК, причинило вред
интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным
или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по
заявлению этой организации или с ее согласия. Если деяние причинило вред
интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или
государства, то, согласно примечанию п. 3 к ст. 201 УК, уголовное преследование
осуществляется на общих основаниях. Например, директор коммерческого банка за
вознаграждение выдал какой-либо организации крупный кредит без надлежащего
обеспечения. Получатель кредита своевременно деньги не вернул, чем причинил
банку ущерб. В действиях директора имеются признаки злоупотребления полномочиями
(ст. 201 УК) и незаконного получения коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 204 УК).
Вопрос о его ответственности должен решаться на основании п. 2 или 3 примечания
к ст. 201 УК. Если вред причинен только банку, то привлечение к уголовной
ответственности возможно лишь по заявлению банка или с его согласия. Но если
из-за невозврата кредита банк не смог выполнить обязательства перед
государством, рассчитаться с клиентами (организациями или гражданами),
выплатить заработную плату сотрудникам и т.д. и тем самым причинил вред
интересам не только своим, но и чужим, то мнение банка значения не имеет,
уголовная ответственность наступает на общих основаниях*(103). Следует
оговорить, что нормы, установленные законодателем в примечании к ст. 201 УК,
носят не уголовно-правовой, а уголовно-процессуальный характер. Основания
такого законодательного решения достаточно понятны. Как отмечается в литературе
по этому вопросу, государство не должно вмешиваться во внутренние дела такой
организации. Она сама должна решить, как поступить с руководителем, причинившим
вред ее интересам: простить, принять собственные меры воздействия или же
настаивать на привлечении к уголовной ответственности. Однако коммерческие
организации взаимодействуют со многими иными организациями и гражданами
(партнерами, клиентами и т.д.) и своими неправильными действиями могут
причинить вред не только собственнику, но и чужим интересам. Государство не
может относиться безразлично к подобным фактам и должно защищать интересы
других организаций и граждан, в том числе путем установления уголовной
ответственности за причиненный им вред*(104).

Субъективная сторона
рассматриваемых преступлений характеризуется только умышленной формой вины.
Обязательным признаком таких преступлений, как злоупотребление полномочиями
(ст. 201 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
(ст. 202 УК), является специальная цель — извлечение выгод для себя или других
лиц либо нанесение вреда другим лицам.

Субъектом преступлений против
интересов службы в коммерческих и иных организациях, по общему правилу, могут
быть лица, наделенные специальными признаками, — лица, выполняющие
управленческие функции в этих организациях (ст. 201, 204 УК), частные нотариусы
и аудиторы (ст. 202 УК), руководители или служащие частных охранных или
детективных служб (ст. 203 УК).

К преступлениям против интересов
службы в коммерческих и иных организациях относятся следующие составы:

а) злоупотребление полномочиями
(ст. 201 УК);

б) злоупотребление полномочиями
частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК);

в) превышение полномочий
служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК);

г) коммерческий подкуп (ст. 204
УК).

Все указанные общественно опасные
деяния можно объединить в две подгруппы: первая подгруппа — это преступления,
совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных
организациях (ст. 201, 204 УК); вторая — это преступления, посягающие на
служебные интересы отдельных видов деятельности (ст. 202, 203 УК).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ