6. Преступления, связанные с посягательствами на установленный порядок реализации прав и обязанностей граждан...

6. Преступления, связанные с посягательствами на установленный порядок реализации прав и обязанностей граждан :: vuzlib.su

44
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. Преступления, связанные с посягательствами на установленный порядок
реализации прав и обязанностей граждан

.

6. Преступления, связанные с посягательствами на
установленный порядок реализации прав и обязанностей граждан

Уклонение от прохождения военной и альтернативной
гражданской службы (ст. 328 УК). Согласно ст. 59 Конституции РФ защита
Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Реализуется эта обязанность через прохождение гражданином военной службы,
которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы.
Исполняется служба в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках
Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства
внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской
обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях
при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ,
органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной
службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации,
федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения
мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на
военное время специальных формированиях. Граждане проходят военную службу по
призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Функция института воинской
обязанности граждан — обеспечить оборону Российской Федерации от внешних
вторжений*(327).

Если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит
несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской
службой. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или
получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на
военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на
военную службу по ст. 328 УК.

Объект преступления — установленный порядок формирования
Вооруженных сил РФ и других формирований.

С объективной стороны преступление выражается в уклонении от
призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от
нее.

Основания, порядок прохождения и условия освобождения от
военной службы регламентируются федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе
военнослужащих» с последующими изменениями и дополнениями*(328); от 28
марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с
последующими изменениями и дополнениями*(329), другими подзаконными
нормативными актами.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную
аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)
негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального
образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после
достижения ими возраста 18 лет.

Не призываются на военную службу граждане, которые в
соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане,
которым предоставлена отсрочка от призыва, а также граждане, не подлежащие
призыву на военную службу.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе,
осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря
после издания Указа Президента РФ «О призыве граждан на военную службу и
об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по
призыву». Для отдельных категорий граждан, например, проживающих в
отдельных районах Крайнего Севера (их перечень определяется Генеральным штабом
Вооруженных Сил РФ), проживающих в сельской местности и непосредственно занятых
на посевных и уборочных работах, а также являющихся педагогическими работниками
образовательных учреждений, установлены иные сроки призыва. Призыв на военную
службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера,
осуществляется в сроки, устанавливаемые Президентом РФ.

Законные основания, о которых говорится в диспозиции ст. 328
УК, предусмотрены в ст. 23 и 24 Закона. Так, в соответствии со ст. 23 Закона от
призыва на военную службу освобождаются граждане:

а) признанные негодными или ограниченно годными к военной
службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской
Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую
службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

д) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

е) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата,
родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Не подлежит призыву на военную службу гражданин, отбывающий
наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы,
ареста или лишения свободы, имеющий неснятую или непогашенную судимость за
совершение преступления, а также в отношении которого ведется дознание либо
предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в
суд.

В ст. 24 Закона предусматриваются условия предоставления
отсрочки от призыва граждан на военную службу, например, признанных в
установленном порядке временно негодными к военной службе по состоянию
здоровья, — на срок до одного года, имеющих двух и более детей, обучающихся по
очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих
государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) в негосударственных образовательных учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального
образования, — на время обучения и т.д., всего более 10 случаев*(330).

Перечень уважительных причин неявки по повестке о призыве
при наличии документального подтверждения предусматривается в ч. 2 ст. 7
Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ: заболевание или увечье
гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья
отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки,
бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц,
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное
обстоятельство, не зависящее от воли гражданина, а также иные причины,
признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной
постановке на воинский учет (военным комиссаром — для граждан, призываемых на
военную службу из запаса) или судом.

Призыв на военную службу осуществляется по повесткам
военного комиссариата, вручаемым под расписку призывнику уполномоченными
лицами. Так, Дзержинским РВК г. Волгограда в прокуратуру было направлено
заявление о привлечении к уголовной ответственности гражданина Б. за уклонение
от призыва на военную службу. При этом комиссариатом в заявлении было отмечено,
что повестка вручена не лично призывнику, а его сестре. Но это означало
нарушение правила и порядок уведомления лица о необходимости прибытия в военный
комиссариат в связи с мероприятиями, связанными с призывом на военную
службу*(331).

Призыв включает в себя:

для граждан, не пребывающих в запасе: а) явку на медицинское
освидетельствование и заседание призывной комиссии; б) явку в военный
комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в
военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

для граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского
звания офицера: а) явку на медицинское освидетельствование и к военному
комиссару для принятия решения о призыве на военную службу; б) явку в военный
комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной
службы.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется
вышеупомянутым Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на
военную службу граждан РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1
июня 1999 г. N 587 в ред. постановления от 22 января 2001 г. N 39*(332) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подлежащие призыву на военную службу граждане, не
пребывающие в запасе, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на
медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки
в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном
комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Граждане мужского
пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, обязаны
явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, а
также к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу и
получения предписания для убытия к месту военной службы.

Уклонение как форма бездействия выражается в неявке без
уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на
мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Неявкой, в частности,
следует признавать совершенные после издания соответствующего указа Президента
РФ для граждан, не пребывающих в запасе, — неявку для постановки на воинский
учет, медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для
отправки в воинскую часть для прохождения военной службы; для граждан,
зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера — неявку на
медицинское освидетельствование, к военному комиссару для принятия решения о
призыве на военную службу и получения предписания для убытия к месту военной
службы. Установление факта неявки и отсутствия уважительных причин является
достаточным основанием для привлечения лица к уголовной ответственности. Способ
уклонения от призыва на военную службу в ст. 328 УК законодателем не определен.
Это могут быть неявка без уважительных причин на заседание призывной комиссии
либо в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы,
уклонение путем симуляции болезни, представление подложных документов,
членовредительство и т.п. Поэтому характер действий, направленных на создание
видимости уважительных причин неявки (предоставление подложных документов,
сообщение ложных сведений, симуляция болезни и т.п.) на квалификацию не влияют
Если же эти действия образуют состав самостоятельных преступлений (подделка
документов, дача взятки и т.п.), то содеянное должно квалифицироваться по
совокупности преступлений. Оконченным преступление считается с момента неявки
по повестке на призывной пункт или в иное установленное место без уважительных
причин.

В диспозиции ст. 238 УК говорится лишь об уклонении от одной
из форм воинской обязанности — о призыве на военную службу. Поэтому уклонение
от постановки на воинский учет, обязательной подготовки к военной службе,
прохождения военной службы по призыву, пребывания в запасе, призыва на военные
сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе не могут
квалифицироваться по ст. 238 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым
умыслом. При этом лицо преследует специальную цель — избежать призыва на
военную службу.

Субъект преступления — специальный. Ответственности подлежат
только граждане Российской Федерации мужского пола, достигшие 18-летнего
возраста, состоящие или обязанные состоять на военном учете и обязанные по
закону нести военную службу, но без уважительных причин уклоняющиеся от явки на
медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии либо от явки в
военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. Женщины
призываются на военную службу только по собственному желанию.

В ч. 2 ст. 328 УК предусматривается ответственность за
уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных
от военной службы. Статья 59 Конституции РФ предусматривает, что гражданин
Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию
противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным
законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Альтернативная гражданская служба предусматривается для тех случаев, когда лицо
на законных основаниях освобождается от военной службы. Основания и порядок
прохождения альтернативной гражданской службы должны устанавливаться
соответствующим законом. Прохождение военной службы противоречит религиозным
воззрениям, исповедуемым отдельными сектами, например, баптистами,
«пятидесятниками», свидетелями Иеговы и некоторыми другими. В остальных
признаках характеристика данного состава не отличается от предусмотренного в ч.
1 ст. 328 УК.

Самоуправство (ст. 330 УК). Объект преступления —
установленный нормативными актами порядок реализации гражданами своих прав и
обязанностей.

Установленный государством порядок управления обеспечивает
не только нормальную деятельность органов власти и управления, но и
определенный порядок реализации гражданами своих прав и обязанностей, при
котором не должны нарушаться права и интересы других граждан. Данный порядок урегулирован
процедурно и имеет задачей как соблюдение прав лица, считающего себя ущемленным
в чем-либо, так и необходимость защиты от причинения вреда правомерных
интересов иных лиц. Самовольная реализация своих прав, сопряженная с
причинением вреда охраняемым правам и интересам иных граждан, образует признаки
преступления, предусмотренного ст. 330 УК.

Объективная сторона преступления характеризуется совершением
активных действий, правомерность которых оспаривается организацией или
гражданином. Оспаривание означает выраженное в любой форме несогласие
организации или гражданина с самоуправными действиями лица. Обязательным
элементом состава является способ выполнения действия. Виновное лицо действует
самовольно, избирая произвольную форму поведения, которая не соответствует
установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку
осуществления гражданами своих прав и обязанностей. В отличие от Уголовного
кодекса 1960 г. данный порядок может определяться не только законом, но и иным
нормативным правовым актом, что более соответствует реальному содержанию
преступления. Избирая неприемлемую для общества и государства форму поведения,
виновное лицо может осуществлять как действительное (на самом деле
существующее, закрепленное в правоположениях), так и предполагаемое
(отсутствующее, но по убеждению лица принадлежащее ему) право. Указание в новой
редакции закона на формулу «правомерность которых оспаривается
организацией или гражданином» позволяет говорить, что как самоуправство
должны рассматриваться и такие самовольные действия, которые сознаются лицом
как неправомерные уже во время их выполнения, например, изъятие имущества до
принятия решения судом о его принадлежности.

Отсутствие оспаривания правомерности поведения лица
исключает признание содеянного самоуправством.

Самоуправство сконструировано законодателем по принципу
материального состава, поэтому ответственность за оконченное деяние возможна
лишь тогда, когда в результате самовольных действий организации или гражданину
причиняется существенный вред. Понятие «существенный вред» является
оценочным и определяется органами предварительного расследования и судом в
конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Существенный вред может
выражаться в причинении существенного материального ущерба, нарушении конституционных
прав граждан на свободу передвижения, пользования жилой площадью и т.п. Между
самовольными действиями и наступившими последствиями должна быть причинная
связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной
формой вины. Цели и мотивы поведения виновного для квалификации значения не
имеют.

Субъект преступления — общий.

В отличие от Уголовного кодекса 1960 г. в новой редакции для самоуправства предусмотрен квалифицированный вид — применение при
самовольных действиях насилия или угрозы его применения. О понятии этого
признака см. соответствующий раздел к ст. 227 УК. Вследствие новых подходов
законодателя к оценке личности в системе социальных ценностей общества
причинение потерпевшему при самоуправстве вреда здоровью квалифицируется по ч.
2 ст. 330 УК. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью выходит за пределы
состава ч. 2 данной статьи и требует дополнительной квалификации по ст. 111 и
105 УК. Когда самовольные действия образуют признаки самостоятельных составов
иных преступлений (нарушение неприкосновенности жилища, неправомерное
завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, отказ
в предоставлении гражданину информации и т.п.), они квалифицируются по
соответствующим статьям Кодекса, предусматривающим эти преступления.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ