Статья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Статья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства

.

Статья 15.24. Публичное размещение, реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, - являются права и законные интересы физических или юридических лиц, объект инвестирования которых - ценные бумаги.

2. Согласно ст.142 ГК ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и (или) передача которых возможны только при его предъявлении. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке.

Из этого следует, что ценная бумага представляет собой, во-первых, документ, удостоверяющий определенное имущественное право (требования уплаты определенной денежной суммы, передачи определенного имущества и т.д.). В нем содержится информация о субъекте этого права и об обязанном лице. Во-вторых, речь идет именно о документе, т.е. об официальной записи, выполненной на бумажном носителе и имеющей строго определенную форму и обязательные реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или нарушение указанной формы влечет ничтожность бумаги (п.2 ст.144 ГК).

3. К ценным бумагам на основании ст.143 ГК относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Гражданский кодекс, перечисляя в ст.143 различные виды ценных бумаг, не делает их перечень исчерпывающим, закрытым. Вместе с тем он указывает, что документы могут относиться к числу ценных бумаг только по прямому указанию закона. Поэтому новые виды ценных бумаг, после вступления в действие Гражданского кодекса, могут появляться лишь в порядке, установленном законами о ценных бумагах или по их прямому указанию, но не по указанию подзаконных нормативных актов либо по инициативе иных лиц.

В имущественном обороте имеется много разновидностей ценных бумаг весьма специфического назначения. Так, в удостоверение приема груза в договоре морской перевозки перевозчик составляет и выдает грузоотправителю коносамент, являющийся ценной бумагой (ст.123-127 КТМ) и существующий в целом ряде разновидностей. Ценными бумагами могут быть варранты - свидетельства о наличии определенной партии товара на складе у профессионального хранителя, которые играют также роль товарораспорядительного документа, закладные, оформляющие ипотеку (залог недвижимости), и т.д. Такое многообразие ценных бумаг свидетельствует о невозможности и нецелесообразности охватить их правовой режим каким-либо одним законом. Поэтому Гражданский кодекс прямо говорит о законах о ценных бумагах, вовсе не сводящихся к закону о регламентации статуса и обращения акций и облигаций (Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг").

4. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения представляет собой одно из следующих действий: публичное размещение под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами; реклама под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами; предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами.

5. Статья 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" запрещает публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ.

6. Под публичным размещением в данной статье понимается отчуждение документов, удостоверяющих денежные или иные обязательства, под видом ценных бумаг, но не отнесенные законом к ценным бумагам, первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, лицом, принявшим решение о выпуске данных документов и несущим от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных в данных документах (право уплатить определенную сумму, передать имущество и т.п.).

7. Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о документах, удостоверяющих денежные и иные обязательства как о ценных бумагах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к документам, удостоверяющим денежные и иные обязательства как к ценным бумагам.

8. Предложение в любой иной форме можно определить как любое целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести документы, указанные в настоящей статье на определенных условиях, представляя указанные документы как ценные бумаги.

9. Публичное размещение, реклама, предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные или иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, являются административным правонарушением в том случае, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Например, ст.159 УК устанавливает уголовную ответственность за мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием; ст.182 УК предусматривает уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу, ст.186 - уголовную ответственность за изготовление или сбыт поддельных бумаг или ценных бумаг.

10. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется умыслом.

11. Субъектом данного правонарушения являются юридическое лицо и его должностные лица.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.