Статья 23.1. Судьи :: vuzlib.su

Статья 23.1. Судьи :: vuzlib.su

55
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 23.1. Судьи

.

Статья 23.1. Судьи

В отличие от гл.22, в которой названы основные субъекты, к
чьим полномочиям отнесено рассмотрение конкретных дел и, соответственно, их
разрешение, т.е. назначение административных наказаний, в главе 23 КоАП эти
общие положения получают необходимую юридическую расшифровку. Иначе говоря, в
ней определяются те составы административных правонарушений, составляющие
содержание Особенной части КоАП, которые отнесены к подсудности судей и
подведомственности соответствующих органов исполнительной власти, их
структурных и территориальных образований, а также должностных лиц.

При этом следует учитывать, что по характеру своих
полномочий должностные лица, действующие от имени тех или иных органов,
подразделяются на две группы. Должностные лица, входящие в первую группу,
полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Что касается
должностных лиц, отнесенных ко второй группе, то их полномочия связаны лишь с
возможностью составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е.
фактически они полномочны возбуждать производство по делам об административных
правонарушениях.

Их крайне многоликая система характеризуется в ст.28.3,
входящей в разд.IV «Производство по делам об административных
правонарушениях». Количество такого рода должностных лиц значительно
превышает число обозначенных в гл.23, причем не все они действуют от имени
соответствующих органов исполнительной власти. В то же время в большинстве
случаев они совпадают с должностными лицами, характеристика которых
предлагается гл.23 КоАП.

Изложенное необходимо учитывать, так как перенасыщенность
содержания КоАП перечислениями различных должностных лиц, тем более в его
различных разделах и главах, создает определенные сложности при анализе
отдельных позиций.

1. Конкретизация полномочий по рассмотрению дел об
административных правонарушениях обоснованно начинается с судей, чья роль в их
предотвращении велика и имеет тенденцию к расширению.

2. Судьи судов общей юрисдикции рассматривают дела об
административных правонарушениях, которые предусмотрены значительным
количеством статей Особенной части КоАП. По существу их роль проявляется во
всех основных подразделениях этой части Кодекса, в силу чего представляется
целесообразным не ограничиваться лишь перечнем составов правонарушений,
подлежащих рассмотрению судей, а назвать некоторые конкретные их составы
применительно к основным видовым подразделениям Особенной части.

Что касается административных правонарушений, посягающих на
права граждан (гл.5), то к рассмотрению судей относятся 34 состава
правонарушений из 44. Это, например, подкуп избирателей, участников референдума
(ст.5.16); нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст.5.24);
нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч.2 ст.5.27); принуждение
к участию или отказу от участия в забастовке (ст.5.40). Кроме того, они
рассматривают дела по ст.5.1-5.15, 5.17-5.23, 5.25-5.26, 5.37-5.43.

Из числа административных правонарушений, посягающих на
здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную
нравственность (гл.6), судьям подведомственны такие, как: сокрытие источника заражения
ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения
(ст.6.1); потребление наркотических средств или психотропных веществ без
назначения врача (ст.6.9); занятие проституцией (ст.6.11), а также
рассматривают дела по ст.6.2, 6.12-6.14.

В области охраны собственности (гл.7) к компетенции судьи
относятся: самовольная добыча янтаря (ст.7.5); уничтожение или повреждение
чужого имущества (ст.7.17); мелкое хищение (ст.7.27), а также рассматривают
дела по ст.7.12, 7.15, 7.24, 7.28.

Из числа административных правонарушений в промышленности,
строительстве и энергетике (гл.9) судьи правомочны рассматривать следующие:
отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных
для использования инвалидами (ст.9.14), а также рассматривают дела по ст.9.13;
из административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и
мелиорации земель (гл.10) — нарушение норм и правил ведения племенного
животноводства (ст.10.11).

В сфере административных правонарушений на транспорте
(гл.11) к подведомственности судей отнесены: нарушение правил охраны полосы
отвода автомобильной дороги (ст.11.21), правонарушения, предусмотренные ч.4
ст.11.7, ст.11.22, 11.24; в области дорожного движения (гл.12) — незаконное
ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
(ст.12.35), а также воспрепятствование законной деятельности по управлению и
эксплуатации транспортных средств (ст.12.36).

В области связи и информации (гл.13) судьи правомочны
рассматривать дела о злоупотреблении свободой массовой информации (ст.13.15); о
воспрепятствовании распространению продукции средства массовой информации
(ст.13.16), а также правонарушения, предусмотренные ч.1 и 2 ст.13.5, ст.13.10,
13.11, 13.14, 13.20, 13.21, 13.23; в области предпринимательской деятельности
(гл.14) — об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной
регистрации или без специального разрешения (лицензии) — ст.14.1); о
ненадлежащем управлении юридическим лицом (ст.14.21), а также правонарушения, предусмотренные
ст.14.10-14.14, ч.1 и 2 ст.14.16, ч.1, 3 и 4 ст.14.17, ст.14.18, 14.22-14.24,
ч.1, 2 и 4 ст.14.15.

Судья правомочен рассматривать дела об административных
правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
(гл.15). Это, например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
(ст.15.3); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст.15.5);
незаконные сделки с ценными бумагами (ст.15.18); нарушение законодательства о
банках и банковской деятельности (ст.15.26), а также правонарушения,
предусмотренные ст.15.4, 15.11, 15.12; в области таможенного дела (нарушения
таможенных правил) (гл.16): незаконное перемещение товаров и (или) транспортных
средств через таможенную границу РФ (ст.16.1); посягающие на институты
государственной власти (гл.17): неисполнение распоряжения судьи или судебного
пристава (ст.17.3); незаконное ношение государственных наград (ст.17.11), а
также правонарушения, предусмотренные ст.17.1, 17.2, 17.4-17.10, 17.12, 17.13;
в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания
иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
(гл.18): нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации
иностранной рабочей силы (ст.18.10); незаконная деятельность по трудоустройству
граждан Российской Федерации за границей (ст.18.13), а также правонарушения,
предусмотренные ст.18.11, 18.12.

К компетенции судьи отнесены также административные
правонарушения против порядка управления (гл.19): самоуправство (ст.19.1);
непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению
административного правонарушения (ст.19.6); заведомо ложный вызов
специализированных служб (ст.19.13); несоблюдение порядка государственной
регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст.19.21), а также
правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.19.5, ст.19.7, 19.9, 19.11, 19.12, ч.1 и
2 ст.19.19, ст.19.20, 19.23; правонарушения, посягающие на общественный порядок
и общественную безопасность (гл.20): нарушение установленного порядка
организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или
пикетирования (ст.20.2); самовольное оставление места отбывания
административного ареста (ст.20.25), а также ст.20.3, 20.5-20.7, 20.9, 20.15,
20.18, 20.19, 20.23, 20.24, 20.26, 20.27.

Полномочия судей значительно расширены, причем в отношении
ряда новых составов административных правонарушений, не предусматриваемых ранее
в КоАП.

3. Однако полномочия судей общей юрисдикции не
ограничиваются перечисленным. Предусмотрены и такие дела об административных
правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях, если орган или
должностное лицо, к которым поступило данное дело, передают его на рассмотрение
судье. Подобные случаи определены в ч.2 ст.23.1 КоАП.

К их компетенции относятся дела, предусмотренные
ст.8.17-8.20, 8.34, 8.35, 8.37, 8.39, 9.3, 11.5, 11.7, 11.9, 11.11, ч.2
ст.12.4, ст.12.8, ч.4 ст.12.9, ч.1 ст.12.10, ч.3 ст.12.15, ч.2 ст.12.17, ч.2
ст.12.21, ст.12.24, 12.26, ч.2 ст.12.27, ст.13.1-13.4, 13.6, 13.8, ч.2 и 4
ст.13.12, ст.13.13, 13.22, 14.2, ч.2 ст.14.4, ч.3 ст.14.16, ч.1 ст.14.20,
ст.16.2, 16.3, ч.1 ст.16.9, ст.16.16, ч.1 ст.16.18, ч.1 ст.16.19, ст.16.20,
16.21, ч.2 ст.18.1, ч.2 ст.18.3, ч.2 ст.18.4, ст.18.7, 18.8, 19.24, ч.2 и 3
ст.20.8, ст.20.10, ч.1 и 3 ст.20.12, ст.20.13, 20.14, 20.21.

Анализируя названные составы административных
правонарушений, следует обратить внимание на их особенность, выражающуюся в
том, что КоАП в подобных случаях относит к подсудности судей дела о
правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные
наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию
орудия совершения правонарушения или административный арест). В иных случаях
одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности
судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц.
Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом
административных санкций (т.е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей,
как правило, он более широк).

4. Если по делам об административных правонарушениях, о
которых речь идет в гл.23, проводилось производство в форме административного
расследования (см. ст.28.7), а также если дела влекли административное
выдворение за пределы Российской Федерации, их рассмотрение отнесено к
компетенции судей районных судов. В остальных случаях дела рассматриваются
мировыми судьями.

5. Дела об административных правонарушениях, совершенных
юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются
судьями арбитражных судов на основе норм АПК.

КоАП в их числе называет дела о правонарушениях,
предусмотренных ст.6.14, 7.24, 14.1, 14.10-14.14, ч.1 и 2 ст.14.16, ч.1, 3 и 4
ст.14.17, ст.14.18, 14.21-14.23, 15.10, ч.1 и 2 ст.19.19. В основном подобные
составы предусмотрены гл.14 «Административные правонарушения в области
предпринимательской деятельности».

6. Кроме судей судов общей юрисдикции дела об
административных правонарушениях, указанных в п.2 и 3 комментария к данной
статье, если они были совершены военнослужащими и гражданами, призванными на
военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (см.
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации»).

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяКниги бесплатно
    Следующая статьяФ. ВОЛЬТЕР :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ