Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным

.

Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным

            отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

 

            1. Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VII СК, признаются в России лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие "подданство" сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию "гражданство").

            Статья 62 Конституции РФ допускает двойное гражданство российского гражданина в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Ситуация двойного гражданства возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа. Согласно ст.3 Закона "О гражданстве Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 6, ст.243) российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, но только такого, с которым имеется соответствующий международный договор. Этот договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

            Признание в соответствии с Конституцией РФ двойного гражданства лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства (ч.1 ст.3 упомянутого закона о гражданстве в редакции Закона от 17 июня 1993 г.), продолжает действовать. Поэтому российский гражданин, имеющий доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, будет при отсутствии соответствующего международного договора рассматриваться в России только как российский гражданин.

            Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь гражданами Российской Федерации, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Россия стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст.7 Закона о гражданстве российское государство поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

            2. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (п.3 ст.62 Конституции РФ). Конституция, таким образом, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Это относится и к правам и обязанностям в семейных отношениях. Правило о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права.

            Национальный режим иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляли в России и до принятия Конституции РФ. Он закреплен в ст.17 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г. (ВВС СССР, 1981, N 26, ст.836). Применительно к семейным отношениям этот вопрос решался в ст.160 КоБС. В отношении лиц без гражданства ч.2 ст.160 КоБС содержала, однако, ограничение: национальный режим предоставлялся лишь тем лицам без гражданства, которые постоянно проживали в РСФСР (хотя на практике и временно находящиеся в России лица приравнивались в принципе к российским гражданам).

            Отсутствие в разделе VII СК посвященной национальному режиму статьи, аналогичной ст.160 КоБС, никак не означает изменения принципиального подхода к данному вопросу: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России национальным режимом в семейных отношениях на основании п.3 ст.62 Конституции РФ. Отсутствие же в разделе VII СК содержавшегося в ч.2 ст.160 КоБС ограничения означает, что лицам без гражданства национальный режим предоставляется теперь независимо от места их жительства, т.е. национальным режимом пользуются и те, кто постоянно проживает за границей, а в России находится лишь временно.

            Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их жительства вправе, как и российские граждане, вступать на территории России в брак, расторгать его, иметь права и обязанности супругов, родительские права и т.д.

            Вместе с тем, надо иметь в виду, что п.3 ст.62 Конституции РФ (как и ранее действовавшее законодательство) допускает возможность изъятий из национального режима. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

            В качестве федерального закона СК предусматривает некоторые ограничения прав иностранных граждан по сравнению с правами российских граждан. Так, есть особенности в порядке усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства (см. п.3 ст.124 СК и комментарий к нему).

            3. Содержание раздела VII СК несколько шире его названия: в нем рассматриваются не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только российских граждан, если эти отношения связаны с территорией иностранного государства. Например, в п.1 ст.158 СК определяются условия признания браков между российскими гражданами, заключенных на территории иностранных государств.

            4. В нормах раздела VII СК решается вопрос о том, право какого государства подлежит применению к тем или иным семейным отношениям, связанным как с российской, так и с иностранной правовой системой (коллизионные нормы). Связь с иностранной правовой системой может заключаться в том, что супруги имеют разное гражданство, ребенок - российский гражданин усыновляется иностранным гражданином, супруги проживают в иностранном государстве и т.п.

            В разделе V КоБС коллизионные нормы отсылали, как правило, к российскому законодательству и охватывали лишь некоторые семейные отношения, оставляя пробелы в регулировании.

            Раздел VII СК, во-первых, восполняет пробелы, формулируя отсутствовавшие в КоБС коллизионные нормы о недействительности брака, личных неимущественных и имущественных отношениях супругов, правах и обязанностях родителей и детей, алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи и др.

            Расширение коллизионного регулирования семейных отношений обусловлено значительным изменением положения России в мировом сообществе, развитием контактов российских граждан с иностранными гражданами, увеличением числа браков с иностранными гражданами, учащением случаев разного гражданства членов семьи. Расширение регулирования соответствует и мировым тенденциям. Так, во многих иностранных государствах в последние годы законодательство в данной сфере обновлено и детализировано. Коллизионные нормы семейного права включены в новые законы о международном частном праве (Австрия, Венгрия, Турция, Швейцария и т.д.) или в кодексы - семейные или гражданские.

            В разделе VII СК, во-вторых, существенно изменен подход к определению подлежащего применению права: практически во всех коллизионных нормах предусмотрены отсылки, допускающие применение не только российского, но и иностранного права в зависимости от гражданства участника семейного отношения или от места его жительства (в России или за границей). В некоторых случаях допускается выбор подлежащего применению права самими сторонами (см. п.2 ст.161 СК и комментарий к нему).

            Жесткое применение к любым семейным отношениям российского законодательства вошло в противоречие с интересами самих участников отношений, в частности, российских граждан за границей. Так, неприменение иностранного права вело к тому, что в тех иностранных государствах, где определяющим признается закон гражданства супруга, соответствующие акты российских учреждений (например, заключение брака) могли оказаться непризнанными и нереализованными, браки - "хромающими", т.е. признаваемыми в одной, но не признаваемыми в другой стране. Был учтен и опыт иностранных государств, в законодательстве которых коллизионные вопросы семейного права чаще всего решаются исходя из применения закона страны гражданства или постоянного места жительства лица.

            В разделе VII СК учтена договорная практика России. Так, в договорах России и СССР (Россия выступает как государство-продолжатель) с восточноевропейскими и некоторыми другими странами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (см. Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996) право, подлежащее применению к семейным отношениям, определяется не только на основании законодательства страны, суд которой рассматривает дело, но и исходя из гражданства или места жительства супругов, детей и т.д. Аналогичная позиция отражена и в Конвенции стран СНГ от 22 января 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (СЗ РФ, 1995, N 17, ст.1472).

            5. Хотя в целом круг регулирования в разделе VII СК по сравнению с разделом V КоБС расширен, однако в нем отсутствуют нормы, относящиеся к опеке и попечительству (ст.166 КоБС) и к регистрации актов гражданского состояния (ст.167, 168 КоБС). Это связано с принятием нового ГК.

            Так, опека и попечительство урегулированы в ст.31-41 ГК. Соответственно и коллизионные вопросы опеки и попечительства будут рассматриваться в последнем разделе ГК. До принятия последней части ГК пробел должен, очевидно, восполняться практикой на базе нормы ст.166 КоБС.

            Вопросы регистрации актов гражданского состояния получили разрешение в ст.47 ГК, предусматривающей принятие закона об актах гражданского состояния; впредь до принятия данного закона сохраняет свое действие в части, не противоречащей СК, раздел IV КоБС (см. ст.168 СК и комментарий к ней). Хотя в ст.168 СК не предусмотрено сохранение действия ст.167 и 168 КоБС, практика до принятия нового законодательства должна, очевидно, строиться на базе норм указанных статей КоБС. Действуют также ст.42-44 и ст.55-56 Консульского устава СССР от 25 июня 1976 г. (ВВС СССР, 1976, N 27, ст.404), сохраняющего свое действие на территории России.

            Таким образом, документы, представляемые в суды и иные учреждения в связи с рассмотрением семейных дел, если они выданы за границей, признаются в России действительными при наличии консульской легализации, если только иное не установлено международным договором. Легализация - это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам страны пребывания консула.

            Освобождение от легализации предусмотрено в двусторонних договорах России о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в Конвенции стран СНГ от 22 января 1993 г., в Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., касающейся освобождения иностранных официальных документов от легализации, ратифицированной Россией в 1991 г. (в этой Конвенции, в которой участвует более 40 стран, предусмотрено, что удостоверение иностранных официальных документов осуществляется в особом упрощенном порядке - проставляется специальный штамп - апостиль, который не требует дальнейшего заверения и признается официальными учреждениями всех стран-участниц).

            6. При применении норм раздела VII СК должно учитываться правило ст.6 СК: если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены соответствующими статьями данного раздела, применяются правила международного договора (см. ст.6 СК и комментарий к ней).

 

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.