Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении споров :: vuzlib.su

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении споров :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении споров

.

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые при
разрешении споров

1. Арбитражный суд разрешает споры на основании Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента
Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации,
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных
договоров Российской Федерации.

2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела
несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления,
иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает
решение в соответствии с законом.

3. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора.

4. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение,
арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при
отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.

5. Арбитражный суд в соответствии с законом или
международным договором Российской Федерации применяет нормы права других
государств.

Комментарий к статье 11

1. Часть 1 ст. 11 АПК устанавливает перечень источников
материального (гражданского, административного, земельного и др.) права,
которые обязан применять арбитражный суд при разрешении споров. Каждый
нормативный акт должен быть принят компетентным органом и в порядке,
предусмотренном законом.

Нормативные акты перечислены здесь в определенном порядке,
который предопределяется местом каждого из них в иерархической системе
российского законодательства. Акты, занимающие более низкое место в этой
системе, должны соответствовать всем иным занимающим в ней более высокую
«ступеньку».

На первом месте стоит Конституция Российской Федерации —
нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие. Все законы
и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции Российской Федерации (ст. 15).

По предметам ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое
действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы не могут
противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,
области, города федерального значения, автономная область и автономные округа
осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и
иных нормативных актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции).

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие
гражданские отношения, не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным
законам, регламентирующим эти отношения.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие
нормы гражданского права, принимаются им на основании и во исполнение ГК, иных
законов и указов Президента Российской Федерации.

При разрешении гражданско-правовых споров арбитражный суд
вправе применять и обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко
применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила
поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того,
зафиксированы ли они в каком-либо документе.

2. Часть 2 ст. 11 АПК устанавливает правовые последствия,
наступающие в случае нарушений законодательными органами предметной
компетенции, порядка принятия ими нормативных актов, а также в случае принятия
актов, не соответствующих закону. Законы и иные правовые акты, принимаемые в
Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации
(ст. 15 Конституции).

В случае противоречия закона или иного правового акта
Конституции арбитражный суд должен принять решение в соответствии с
Конституцией Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, В случае
противоречия Между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации, изданным по предметам ведения субъектов Российской
Федерации, действует нормативный акт субъекта Российской Федерации (ст. 76
Конституции).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации
или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или
иному закону применяется Кодекс или соответствующий закон (ст. 3 ГК).

При рассмотрении и разрешении спора арбитражный суд может
прийти к выводу, что примененный или подлежащий применению в данном деле закон
противоречит Конституции России. В этом случае суд может обратиться в
Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона (ст.
10 ФКЗоАС). Запрос допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда,
применению в рассматриваемом им конкретном деле.

В период с момента вынесения решения суда об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления
Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по
делу решения приостанавливается (ст. 10З Закона «О Конституционном Суде
Российской Федерации»).

При разрешении гражданско-правовых споров арбитражный суд
вправе применять и обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко
применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила
поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того,
зафиксированы ли они в каком-либо документе.

2. Часть 2 ст. 11 АПК устанавливает правовые последствия,
наступающие в случае нарушений законодательными органами предметной
компетенции, порядка принятия ими нормативных актов, а также в случае принятия
актов, не соответствующих закону. Законы и иные правовые акты, принимаемые в
Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации
(ст. 15 Конституции).

В случае противоречия закона или иного правового акта
Конституции арбитражный суд должен принять решение в соответствии с
Конституцией Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, В случае
противоречия Между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации, изданным по предметам ведения субъектов Российской
Федерации, действует нормативный акт субъекта Российской Федерации (ст. 76
Конституции).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации
или постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или
иному закону применяется Кодекс или соответствующий закон (ст. 3 ГК).

При рассмотрении и разрешении спора арбитражный суд может
прийти к выводу, что примененный или подлежащий применению в данном деле закон
противоречит Конституции России. В этом случае суд может обратиться в
Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона (ст.
10 ФКЗоАС). Запрос допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда,
применению в рассматриваемом им конкретном деле.

В период с момента вынесения решения суда об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления
Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по
делу решения приостанавливается (ст. 10З Закона «О Конституционном Суде
Российской Федерации»).

Большое значение для правильного применения закона при
разрешении конкретных дел имеют разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации,

3. Часть 3 ст. 11 АПК закрепляет приоритет норм,
установленных международным договором Российской Федерации, перед внутренним
законодательством.

Норму, содержащуюся здесь, надо применять с учетом
соответствующих правил, изложенных в материально-правовых актах. Так, согласно
ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской
Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные
договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пп. 1 и 2
ст. 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из
международного договора следует, что для его применения требуется издание
внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским
законодательством, применяются правила международного договора.

4. В ч. 4 ст. 11 АПК речь идет о применении арбитражным
судом по аналогии закона и права.

К аналогии закона арбитражный суд может прибегнуть только в
том случае, если отсутствует норма права, регулирующая спорное правоотношение,
а к аналогии права — когда отсутствуют как нормы, регулирующие спорное
отношение, так и нормы, регулирующие сходные с ними отношения. При аналогии
права арбитражный суд исходит из общих начал и смысла законов.

Применение закона и права по аналогии должно быть
мотивировано в решении арбитражного суда.

5. Арбитражный суд может применить при разрешении
конкретного спора нормы права других государств только в том случае, если это
предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ