Глава 7 ИТАЛИЯ Итальянская Республика Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Книги Статьи Реклама на сайте

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Глава 7 ИТАЛИЯ Итальянская Республика 
Государственное строительство Италии имеет многовековые традиции, которые начинаются с Древнего Рима. Первоначально все государство представляло собой лишь г. Рим и прилегаю-щие к нему местности.
В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были ми-нимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Главная статья расходов — строительство общественных зданий — обычно покрывалась за счет сдачи в аренду общественных земель.
В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с доходами.
Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.
В IV—III вв. до н. э. римское государство разрастается, основываются или завоевываются но-вые города-колонии. Происходят и изменения в налоговой системе. В колониях вводятся ком-мунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги снимись, а порой государственный налог отменялся со-всем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. 
Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить нало-ги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государство и общины были обложены раз-лично. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским ле-гионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых орга-нов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной сте-пени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными яв-лениями стали злоупотребления, коррупция.
Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Це-зарь (102 или 100 - 44 гг. до н.э.). Прежде всего он отменил откупа по прямым налогам, сохранив их только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, без того, чтобы значи-тельные суммы шли в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая вино-градные лозы.
Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.
Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.
В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций, Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайшие родствен-ники были от него освобождены.
Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существен-ными из них можно назвать:
налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль. (Акциз на соль платили только жители провинций. Граж-дане самого города Рима были от него освобождены.) Августом были введены новые тамо-женные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин была дифференцированной, в среднем ставка составляла 5%.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следователь-но, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской эко-номики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.
Как и во многих развитых странах одним из важнейших источников государственных доходов является подоходный налог с физических лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитывает комплексный чистый доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он складывается из: доходов от земельной собственности, капитала, работы по найму, пред-принимательской деятельности и прочих источников.
Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от земельных участков и от строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей, или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от эксплуатации зданий и со-оружений непосредственным владельцем и из дохода, получаемого в результате их сдачи в аренду. 
Размер земельной ренты регулируется кадастровыми реестрами. Размер налогов со строений, находящихся в пользовании непосредственного владельца, устанавливается на основе тарифов. Размер налогов со строений, отданных в аренду, определяется годовой арендной платой, обу-словленной договором аренды. При расчете комплексного чистого дохода для целей налогооб-ложения арендная плата уменьшается на 10% и может снижаться еще на 15%, исходя из по-требностей эксплуатации здания или строения.
Кадастровые оценки пересматриваются 1 раз в 10 лет. Но в интервалах между ними Министер-ство финансов может вносить в действующие нормативы поправочные коэффициенты.
При расчете налога на владение землей учитываются только земли, пригодные для сельскохо-зяйственной деятельности. А при исчислении налога на строения принимаются в расчет городские дома, дачи, но исключаются постройки для содержания скота, хранения сельскохозяй-ственной продукции, вспомогательные постройки производственных и торговых предприятий, например, склады, помещения для охраны.
Доход от капитала включает: проценты по вкладам и текущим банковским счетам, дивиден-ды, аннуитеты, лотерейные выигрыши и т.д. Налог удерживается по единой ставке при выплате денег банковским или иным учреждением, то есть у источника, и не включается в обла-гаемый совокупный доход.
Доход от наемного труда представляет собой помимо заработной платы и входящих в нее компонентов также и пенсии. Лица, не имеющие других источников дохода, кроме заработной платы и пенсии, освобождаются от подачи налоговой декларации.
Доходы от предпринимательства касаются населения, занимающегося индивидуальной дея-тельностью и учитывают чистую прибыль. В случае профессиональной индивидуальной дея-тельности, например, врачебная или адвокатская практика, творческие занятия, из дохода вы-читаются фактические затраты.
Прочие доходы определяются законодательством как любые возможные формы поступлений.
Ставки подоходного налога с физических лиц носят прогрессивный характер. Изменения вно-сятся ежегодно с учетом индекса инфляции.
В 1993 г. доход до 7,2 млн. лир облагался по ставке 10%, от 7,2 млн. лир — 22%, от 14,4 млн. до 30 млн. лир — 27% и так далее до 50%.(В 1980-х годах максимальная ставка подоходного налога доходила до 62%.)
Лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход менее 5,1 млн. лир, пользу-ются налоговыми льготами.
Подоходный налог исчисляется самим плательщиком путем заполнения декларации о доходах, представляемой в налоговые органы-
Вторым по доходности прямым налогом является подоходный налог с юридических лиц. Налог пропорциональный и уплачивается в бюджет по фиксированной ставке — 36%.
При определении облагаемого дохода заработная плата персонала вычитается из валового до-хода без учета выплат директорам компаний в порядке участия в прибылях- Расходы на науч-ные исследования вычитаются полностью. Убытки можно отнести на прибыль будущего года (при необходимости в течение 5 лет). Не подлежит налогообложению фонд безнадежных дол-гов, куда разрешается перечислять 0,5% выручки от реализации в год, пока размер этого фонда не достигнет 2% выручки. Тогда отчисления снижаются до 0,2%, пока фонд не достигнет 5%, после чего отчисления прекращаются. Фирмы могут создавать также фонд компенсации по-терь по кредитам. Годовые отчисления в него могут быть 0,5% от суммы кредитов, пока не достигнут 5% балансового объема кредитов. Можно также создавать фонд потерь, вызванных колебаниями иностранных валют.
Эти два налога — общегосударственные. Помимо них в Италии действует местный подоход-ный налог, который вносят как физические, так и юридические лица. Ставка налога для всех фиксированная — 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от собственности на землю и на строения. Налог взимается центральным правительством, но полно-стью перечисляется затем местным бюджетам.
Из косвенных налогов Италии следует в первую очередь выделить налог на добавленную стоимость. С точки зрения налогообложения добавленная стоимость складывается из разни-цы между выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредствен-ной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стои-мостью товаров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспо-могательных материалов и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взимается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.
Обычная ставка налога на добавленную стоимость составляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой - 13%, 9% и 4%. Скидка распространяется на продовольственные товары, газеты, журналы.
Экспортные товары, международные услуги и связанные с ними операции налогом на добав-ленную стоимость не облагаются.
Некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории Италии, также освобождаются от НДС: операции по страхованию и выдаче кредитов; распространение акций и облигаций; расходы по медицинскому обеспечению, народному образованию; культуре; некоммерческие виды аренды; почтовые услуги; операции, связанные с золотом и иностранной валютой.
Косвенные налоги на потребление (акцизы) применяются к некоторым специфическим видам товаров. К. ним относятся, например, крепкие алкогольные напитки, пиво, спички, бананы, строительные материалы, электроэнергия, нефть и нефтепродукты.
Итак, прямые подоходные налоги на физических и юридических. лиц, включающие налогооб-ложение земли и недвижимости, а также основные косвенные налоги на потребление, обес-печивают главную часть доходов страны. Отметим еще некоторые виды налогов.
Налог на увеличение стоимости недвижимого имущества (введен в середине 1970-х годов). Он применяется по ступеням с прогрессирующей шкалой налогов. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оценкой недвижимости, находящей-ся в Италии. Речь идет о зданиях, сооружениях, свободных строительных площадках и т.д. Ис-числение налога начинается с момента передачи собственности в руки данного налогопла-тельщика.
Налог на рекламу является муниципальным налогом. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны отличаются. Они зависят от финансового состояния муниципалитета, а также дифференцируются в зависимости от видов и целей рекламной деятельности.
Налог на автотранспорт носит двойной характер. Он функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все владельцы транспортных средств: юридические и физические лица. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности двига-теля.
Налог на использование общественных площадей устанавливается муниципалитетами в зави-симости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади дифференци-руются на классы и категории.
Гербовый сбор уплачивается при получении любых государственных и административных ак-тов, документов и реестров. Способы его взимания различны. Это использование гербовой бумаги или бумаги с водяными знаками, гашение гербовых марок, наложение гербовых печатей, уплата почтовых сборов и платежей. Ставка зависит от характера документа и суммы сделки.
Реестровые или регистрационные сборы устанавливаются реестровыми органами и служат для регистрации, то есть для записи в государственных реестрах определенных актов. К таким актам, являющимся предметом регистрационных сборов, относятся: нотариальные акты отно-сительно передачи права владения недвижимым имуществом, договора об аренде недвижимо-сти, об аренде или передаче в собственность предприятия и т.д. Объект обложения — денеж-ная сумма, упомянутая в регистрируемом документе. Ставка от 0,5 до 8%.
Государственные комиссионные сборы налагаются на определенные виды административных актов. Сюда относится выдача паспортов, выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на владение холодильником и др. Сборы уплачиваются как в момент выдачи, так и в случае обновления документов. Для взимания сбора обычно применяются специальные марки.
Местные лицензионные сборы обычно устанавливаются за право сезонной торговли в общест-венных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т.д.
Налог на наследства и дарения состоит из двух самостоятельных частей, взыскиваемых одно-временно. Первая часть зависит от стоимости переходящего к новому владельцу имущества. Необлагаемый минимум здесь составляет 120 млн. лир, после него действует прогрессивная шкала с минимальной ставкой 3% и максимальной — 27%. Последняя применяется в том слу-чае, если стоимость имущества превышает 3 млрд. лир. Вторая часть налога зависит от степени родства. От нее освобождены супруги, дети и родители.
Существуют также целевые сборы. Например, школьный налоговый сбор, сбор за использова-ние государственных земельных участков и др.
Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:
• прямое перечисление налогов в бюджет;
• удержание налогов при выплате сумм;
• взимание налогов посредством податного списка — налогового реестра.
Первые два метода широко практикуются повсеместно. Остановимся на третьем.
Использование налогового реестра при взимании налогов в Италии имеет место в тех случа-ях, когда налогоплательщик не уплатил налог путем прямого его внесения или посредством удержания при выплате суммы. Тогда налоговые управления обеспечивают платеж путем ре-гистрации в специальном реестре — податном списке. Реестр составляется работниками мест-ных налоговых бюро и затем зарегистрированные в нем сведения сообщаются окружным налоговым управлениям, которые следят за уведомлением налогоплательщиков и последующей уплатой налогов, сначала добровольной. Путем внесения налогов в налоговый реестр взимаются также проценты, дополнительные сборы и денежные штрафы. Если добровольно платеж не поступает, то налогоплательщику направляется уведомление о просроченных платежах, после чего применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. В этих случаях налоговые органы могут наложить арест на имущество налогоплательщика. Имущество, на которое наложен арест, может быть публично продано на аукционе.
Кроме этого, итальянским законодательством введены особые правовые нормы уголовного ха-рактера по преследованию лиц, скрывающих доходы от налогообложения. Правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случаях:
• незаполнения декларации при доходах свыше 50 млн. лир;
• отсутствия порядка ведения бухгалтерских записей;
• выписки и использования счетов на фиктивные операции;
• сознательного занижения дохода.
Подобные факты являются основанием для передачи дела в суд.

Вопросы для самопроверки
1. Расскажите историю развития налогообложения в Италии.
2. Охарактеризуйте подоходный налог с граждан как основной источник дохода бюджета.
3. Назовите особенности использования косвенных налогов.
4. Дайте оценку роли муниципальных налогов.

 

<< попередня     зміст     наступна >>

polkaknig(at)narod.ru, ICQ - 474849132 © 2005-2009 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.