Глава 9 ЯПОНИЯ Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Книги Статьи Реклама на сайте

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Глава 9 ЯПОНИЯ 
В Японии более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных нало-гов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспре-деляется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в ме-стные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каж-дый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на ме-стные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.
Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Япо-нии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, ме-стные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штра-фы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.
Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взи-мать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о ме-стных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.
В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифици-ровать по трем крупным группам;
• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;
• прямые налоги на имущество;
• потребительские налоги.
Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В сум-марном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме то-го, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, по-ступающего в распоряжение префектуры.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установ-лен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика- От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лече-ние. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жите-ля Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префекту-рах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подо-ходного налога более 30% его доходов.
Налоги на имущество юридические и физические лица вносят, в отличие от России, по одина-ковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бума-ги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.
Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гости-ницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относят-ся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3%-й налог.
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.
Как видим, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значи-тельно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципали-тетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.
Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Го-сударственные подоходные налоги занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управле-ния в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Напоминаем,
что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит пе-рераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

Вопросы для самопроверки
1. Какова структура доходной части бюджета Японии?
2. Назовите особенности налогообложения дохода юридических и физических лиц.
3. В чем состоит особенность местных налогов в Японии?
4. Охарактеризуйте налоги на имущество. 

5. Какие особенности косвенных налогов?

 

<< попередня     зміст     наступна >>

polkaknig(at)narod.ru, ICQ - 474849132 © 2005-2009 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.