ВВЕДЕНИЕ Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Книги Статьи Реклама на сайте

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике веде-ния народного хозяйства.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодатель-но закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фис-кальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.
Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:
равенство и справедливость — распределение налогового бремени должно быть равным; каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства. Есть два подхода к реализации этого принципа. Первый — основан на принципе выгоды нало-гоплательщиков- Согласно ему уплачиваемые налоги соответствуют выгодам, которые нало-гоплательщик получает от услуг государства. Таким образом, справедливость налогообложения увязана со структурой расходов бюджета. Второй подход основан на так назы-ваемом принципе "способности платить". При этом подходе система налогов не привязывается к структуре расходов бюджета. Но в этом случае каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости от своей платежеспособности. На практике налоговые системы с развитой рыночной экономикой стран содержат элементы обоих подходов;
эффективность налогообложения — реализация этого требования состоит в следующем:
налоги не должны оказывать влияния па принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным;
налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны, налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества;
административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законода-тельства должны быть минимальными.
В России проблема налогов также одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссии-Уже более 5 лет действует в российской экономике налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективно-сти и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы. Соответствует ли эта система условиям переходного периода к рыночным отношениям. Учитывает ли она реальную эконо-мическую ситуацию, в которой проводятся рыночные преобразования. Выполняет ли она за-данные ей функции. Положительно ответить на эти вопросы можно только с известной долей оптимизма. Анализ чисто фискальной стороны действия налоговой системы подтверждает лишь положение о переносе тяжести налогового бремени и источников формирования бюдже-та в условиях действия свободных цен на косвенные налоги. которыми облагаются средства, расходуемые на потребление. Но опять же надо быть большим оптимистом, чтобы даже с точ-ки зрения чистого фиска говорить об идеальности действующей налоговой системы: ведь она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства и конверси-ей военной промышленности. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной зашиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма и весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпри-нимательства, что налоговое бремя не очень велико и не приводит к чрезмерному изъятию средств государством. И поэтому важно изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенство-вание налогооблагаемой базы.
Мировой опыт говорит, что изъятие у налогоплательщика до 30--40% его дохода — вот тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений и тем самым — и инвестиций в экономику.
Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что забирается более 40—50% доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства. Нынешний уровень изъятия средств у российского налогоплательщика, исправно платящего установленные налоги, находится, к сожалению, за пределами той границы, за которой начинает падать интерес к производству.
При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране не-обходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставить не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок, важнейших видов на-логов, а распределение налогов между категориями плательщиков, о также специфику фор-мирования налогооблагаемой базы.
К сожалению, сегодня налицо явно неравномерное распределение налогов между отдельны-ми группами налогоплательщиков. Что имеется в виду? В принципе, налоговая система построена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогопла-тельщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Однако весь упор работы налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании- Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую на-грузку, а другие — или минимальную, или вообще не платят налогов.
Говоря о налоговом бремени в России, зачастую сравнивают величину ставок основных ви-дов налогов с установленными ставками аналогичных налогов в западных странах. Действительно, ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в России нахо-дятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран- Но к сожалению, такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в России более широкая и вследствие чего существен-но большая и величина уплачиваемых налогов.
Следует, например, вспомнить, что при расчете налога на прибыль в нашей стране не полно-стью вычитаются из доходов расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Это относится, в частности, к расходам на рекламу, на подготовку кадров, на страхование и т.д. Поэтому важно изучить опыт зарубежных стран применительно к обоснованному опреде-лению налогооблагаемой базы, а также налоговому администрированию.
Налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на по-пытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы — простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований; приемлемость для большинства членов общества.
Одна из основных бед российской налоговой системы заключается в том, что наряду с зако-нами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма... Это прежде всего затрудняет работу самих налого-вых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства (примерно один раз в полгода), в принципе справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства — все эти причины требуют, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое де-ло, что не все "новшества" оправданны.
Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточные четкость и ясность положения нормативных документов. На повестке дня — принятие четких правил вве-дения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. Необходи-мо законодательно закрепить, что введение новых или отмена действующих налогов, а также изменение правил их взимания осуществляются одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и иные нормативные акты по налогам и сборам.
В готовящихся проектах поправок в налоговые законы предусмотрено: решение о введении новых налогов и сборов вступает в силу не ранее следующего календарного года, а изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы. Предусматрива-ется также, что официальное толкование налоговых норм осуществляется исключительно ор-ганом, их принявшим. Немаловажное значение имеет устранение порочной практики издания многочисленных разъяснений, писем и телеграмм.
Налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зави-сит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе, к сожалению, усилиями и органов власти, и экономической науки, и практики за долгие годы создано негативное от-ношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Огромный практический и теоретиче-ский опыт экономически развитых стран в этой области может быть использован лишь относи-тельно, с учетом экономических, социальных и политических условий развития России.
Сложность проведения налоговой реформы связана и с тем, что российская экономика сего-дня не базируется на рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми его противоречиями. Отсюда невозможность обеспечить стабильность налоговой системы в сего-дняшних условиях. Как и при формировании общественных экономических отношений, в налоговой сфере приходится идти методом проб и ошибок. При этом следует постоянно пом-нить, что шараханья из стороны в сторону более опасны, чем консервативное отношение к уже созданному.
Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов касаются, как правило, от-дельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов обло-жения, замены или усиления одних видов налогов другими. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешнему этапу перехода к рыночным отноше-ниям, пока практически нет. И это, видимо, не случайно.
В современных условиях, очевидно, не может стоять вопрос о коренной ломке действующей налоговой системы, так как любые попытки перекроить ее, пусть даже в интересах товаропроизводителя, как это нередко предлагается, могут подорвать веру в стабильность финансовой и, в частности, налоговой политики. Эффективность новых преобразований может проявиться не очень скоро, и не всегда она бывает такой, какая планировалась. А товаропроизводитель при этом потеряет веру в государство.
Нереально сегодня и существенное усиление или ослабление налогового пресса. Рост нало-гового давления может привести только к дальнейшему свертыванию производства, или уходу его в теневую экономику, следовательно, к падению поступлений налогов. Ослабление же на-логовой нагрузки невозможно до тех пор, пока не будет решена проблема улучшения собирае-мости налогов. Сейчас важнее в пределах сегодняшних сумм налогов, собираемых в государ-ственную казну, усилить их стимулирующую роль, ослабить те элементы, которые "душат" товаропроизводителя, снижают его заинтересованность в росте инвестиций и расширении ма-териального производства.
Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства ликвидировать спад производства, осуществить серьезные преобразования для ук-репления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, обеспечить реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы не предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользо-ваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для созда-ния широкой сети так называемых малых предприятий.
Только одними налоговыми методами, без решения проблемы процентных ставок за кредит, без осуществления государственных мер поддержки инвестиций не заставишь товаропроизводителей решиться на инвестиции. Действительно, почти все годы экономических реформ неоднократно расширялись налоговые льготы по средствам, направленным на инвестиции, В настоящее время вся прибыль, использованная предприятием на производственное строительство, освобождена от налогов. Но это не дало сколько-нибудь заметного роста инвестиций.
Финансовые возможности государства по уменьшению налогового бремени сегодня также весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов бюджета составляют именно налоги с предприятий и заменить сегодня их нечем, а, во-вторых, как показал опыт бюджетною планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы. Успех всей эко-номической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации. Однако сказанное вовсе не означает, что налоговая система России не должна реформировать-ся. Но делать это необходимо с учетом осуществления других мер по расширению и углубле-нию экономической реформы. Важным шагом в этом направлении является принятие нового Налогового кодекса Российской Федерации. Он должен стать всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Его принятие по-зволит более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Кодекс призван устранить многие недостатки существую-щей налоговой системы. Можно сказать, что налоговые отношения в России выйдут на качест-венно иной уровень развития.
Между тем, в условиях принятия Налогового кодекса РФ для успешного проведения налого-вой реформы, формирования цивилизованной налоговой системы необходим тщательный ана-лиз налогов зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, исследование их воздействия на товаропроизводителей и потребителей, изучение тенденций изменения. Эту цель и пресле-дует данная работа. Авторы не стремятся к формальному унифицированию материала. Главная цель — показать исторически сложившуюся национальную специфику налогообложения в ка-ждой рассматриваемой стране.

 

зміст     наступна >>

polkaknig(at)narod.ru, ICQ - 474849132 © 2005-2009 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.