ТЕМА 1. СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ПОДАТКІВ

ТЕМА 1. СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ПОДАТКІВ

1
0

ТЕМА 1. СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ПОДАТКІВ

1. Понятие налога

2. Признаки налогов

3. Функции налогов

4. Элементы налогов

5. Виды налогов


Налоги один из влиятельных инструментов регулирования экономики страны в сфере финансов и наиболее важный элемент финансовых отношений на уровне государства, предприятия, граждан.
Налоги являются основой доходов государства, они могут составлять 85-92 % в общей совокупности доходов
Налог представляет собой индивидуальный, обязательный, безвозвратный безусловный, безвозмездный платёж, который вносится в бюджет определённого уровня. Налог это форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, который вносится в бюджет соответствующего уровня на основании закона.
Налоги не являются единственным источником доходов бюджета. Кроме налогов существуют другие виды изъятий в государственный бюджет: лицензионные и регистрационные сборы, сборы с населения. Налоги и сборы представляют собою формы обязательных платежей налогового характера. В целом же обязательные платежи включают: налоги, сборы, налоговые платы (госпошлина, таможенная пошлина, плата за торговый патент).
Украинское налоговое законодательство не делает разграничения между несколькими схожими категориями. Так, практически как синонимы употребляются понятия налога, сбора, обязательного платежа. Разграничение налогов, сборов, обязательных платежей является проблемой практики.
Во-первых, когда речь идёт о налогах, то это безусловные и нецелевые платежи. В ситуации со сборами картина иная. Это целевые поступления, которые необходимы для финансирования определённых мероприятий.
Во-вторых, налоги в основном поступают в бюджеты, тогда как сборы могут формировать целевые фонды.
В третьих, если установление, изменение и отмена налогов и всех элементов правового механизма налогов является исключительной компетенцией Верховной Рады Украины, то детализация элементов сборов в перспективе можно рассматривать и в качестве компетенции Кабинета Министров Украины.
В экономической теории определены основные признаки налогов:
это вид платежа, закрепленный органом государственной власти;
односторонний характер установления;
нецелевой характер налогового платежа означает поступление его в фонды, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей;
безусловный характер налога означает уплату налога, не связанную ни с какими другими встречными действиями;
платёж поступает в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда;
обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета;
безвозвратный характер налога;
платёж в денежной форме.

2. Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальная, регулирующая, стимулирующая.
Фискальная функция считается основной, с её помощью формируется бюджет и доходы государства.
Регулирующая функция налогов проявляется в том, что государство изменяет условия налогообложения, применяет систему налоговых ставок, льгот, штрафов.
Анализируя изменения в отечественном законодательстве, можно выделить несколько характерных им черт:
изменения происходят очень часто, что делает невозможным для субъектов хозяйствования предусмотреть ближайшие изменения в налоговой системе, и, соответственно, и эффективное планирование своей деятельности, в то время как в рыночной экономике решающие условия приобретает именно стабильность условий налогообложения;
законодательные акты о таких изменениях иногда носят силу обратного действия, то есть дата, с которой начинают действовать изменения, устанавливается раньше даты принятия законодательного акта. В этом случае создаётся вообще недопустимая ситуация, когда предприниматели не знают не только об условиях налогообложения на будущий период, но и на тот, который ещё не закончился;
существуют противоречия между законами, постановлениями правительства, инструктивными материалами;
отсутствие четких формулировок и согласованности в принятии и внесении изменений в законодательные акты часто приводит к разным трактовкам одних и тех же положений со стороны налоговых администраций, плательщиков налогов, таможенных органов и арбитражных судов.
В существующих условиях более эффективные предприятия утрачивают свои конкурентные преимущества: снижается их международная конкурентоспособность (из-за более высокого, чем в других странах, общего уровня налогового бремени); утрачиваются их сравнительные преимущества на внутреннем рынке (из-за более высоких, чем для предприятий-должников, фактических налоговых платежей).
Основным назначением стимулирующей функция является повышение заинтересованности субъектов предпринимательства в осуществлении деятельности. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, санкциями государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций, реконструкцию и расширение производства.


3. Содержание каждого вида налогов раскрывается в его элементах — определённые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.
Субъект налогообложения — юридические и физические лица, на которых возложены обязанности по уплате, удержанию налогов.
Объект налогообложения — экономический показатель, облагаемый налогом (доход, выплаты по оплате труда, прибыль, операции по продаже, осуществление отдельных видов деятельности, имущество, земля).
База налогообложения — количественное измерение объекта налогообложения.
Ставка — величина налога на единицу обложения. По характеру:
пропорциональные — сумма налогового обязательства увеличивается пропорционально объекту налогообложения;
регрессивные — сумма налогового обязательства при увеличении объекта налогообложения растёт медленно;
прогрессивные — налоговые обязательства увеличиваются быстрыми темпами, чем объект налогообложения (налог на доходы физических лиц).
По способу установления: твердые, процентные, установленные в абсолютной сумме на единицу обложения, комбинированные.
Источник налогообложения — средства, за счёт которых уплачивается налог: доход, имущество, цена продукции, прибыль после налогообложения, себестоимость.
Единица обложения — единица измерения объекта налогообложения, используемая в ставке налога (денежная единица дохода, затрат, метр земельной площади).
Налоговый период — период, за который исчисляется налоговое обязательство.
Порядок исчисления и уплаты налога — метод определения налогового обязательства.
Сроки представления отчетности и уплаты налогов зависят от базового налогового периода. Если он равен календарному месяцу — отчётность подаётся в течение 20 календарных дней после его окончания. При квартальном, полугодовом периоде отчётность подаётся в течение 40 календарных дней после его окончания. Если отчётный годовой период — 60 календарных дней до 1 апреля. Сроки уплаты налогов в течение 10 дней после истечения срока подачи налоговой отчётности.
Льготы — специально создаваемые для налогоплательщиков условия и режимы налогообложения. Они применяются ко всем элементам налогов кроме санкций.
Санкции — действия, направленные на наказание плательщиков, которые нарушили налоговое законодательство. Санкции подразделяются на: финансовые, штрафы, пеня, налоговый залог, арест активов.
Финансовые санкции применяются при несвоевременном предоставлении расчётов, деклараций, выявлении недоимки. Их размер является одинаковым для всех налогов и сборов.


4. Налоги делятся на следующие группы:
в зависимости от объекта обложения: прямые и косвенные;
в зависимости от органа осуществляющего взимание: государственные, местные;
в зависимости от порядка использования: общие, специальные.
Прямые налоги — устанавливаются на доход и имущество юридических и физических лиц производящих уплату налогов.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, оплаченные в цене товара или включённые в тариф.
К общегосударственным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизный сбор;
налог на прибыль предприятий;
налог на доходы физических лиц;
таможенная пошлина;
государственная пошлина;
налог на недвижимое имущество;
земельный налог;
рентные платежи;
налог с владельцев транспортных средств;
налог на промысел;
сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счёт государственного бюджета;
сбор за специальное использование природных ресурсов;
сбор за загрязнение окружающей среды;
сбор в Фонд по осуществлению мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
сбор в Государственный инновационный фонд;
плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
фиксированный сельскохозяйственный налог;
сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
гербовый сбор (до 1.01.2000 года);
единый сбор, который удерживается в пунктах пропуска через государственную границу Украину;
сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;
сбор в фонд гарантирования вкладов физических лиц;
сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию.
Общегосударственные налоги и сборы устанавливаются ВРУ и взимаются на всей территории Украины.
К местным налогам и сборам относятся:
налог с рекламы;
коммунальный налог;
гостиничный сбор;
сбор за парковку автотранспорта;
рыночный сбор;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
курортный сбор;
сбор за участие в бегах на ипподроме;
сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
сбор за право использования местной символики;
сбор за право проведения кино- и телесъёмок;
сбор за проведения местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за рубеж;
сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
сбор с владельцев собак.
Местные налоги и сборы, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливается сельскими, поселковыми, городскими советами, кроме сбора за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за рубеж, который устанавливается областными советами.
Суммы налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты в порядке, определённом сельскими, поселковыми, городскими советами.
Основным назначением налогов должна стать защита имущественных прав и интересов юридических и физических лиц, а также стимулирование повышения эффективности производства.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ