ТЕМА 2. ПОДАТКОВА СИСТЕМА ТА ПОДАТКОВА ПОЛІТИКА

ТЕМА 2. ПОДАТКОВА СИСТЕМА ТА ПОДАТКОВА ПОЛІТИКА

1
0

ТЕМА 2. ПОДАТКОВА СИСТЕМА ТА ПОДАТКОВА ПОЛІТИКА

1. Понятие налоговой системы

2. Требования к налоговой системе

3. Принципы построения налоговой системы Украины


Построение чёткой налоговой системы — одно из главных условий эффективного функционирования экономики и финансов, поскольку через налоги осуществляется связь между государством и её субъектами — юридическими и физическими лицами относительно формирования, распределения и использования их доходов.
Налоговая система Украины прошла определенный период своего становления и сейчас находится на стадии усовершенствования. Поэтому необходимым является научное обоснование основ налоговой системы. В литературе определены критерии научного подхода для создания налоговой системы: системность, установление базы для системы, формирование правовой основы и принципов.
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов. Все элементы системы имеют между собой связи, а через вход в систему и выход из неё связаны с внешней средой. Система постоянно находится в динамике. Выделяют два типа динамики системы: её функционирование и развитие.
В отечественной финансовой науке часто используется термины «налоговая система» и «система налогообложения». Последний термин используется чаще, так как он продекламирован Законом Украины «О системе налогообложения». В статье 2 закона даётся определение: Совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые удерживаются в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.
Полное определение термина «налоговая система» дается в роботе «Налоги» под редакцией В. Бурякосвкого: «Налоговая система — это совокупность налогов, установленных законодательной властью, которые удерживаются исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Расширенное определение системы налогообложения даёт С. Онишко: Система налогообложения — это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные фонды, механизм их начисления и удержания, права и обязательства налоговых служб и плательщиков налогов, которая даёт возможность достичь поставленной цели относительно конкретного отрезка времени. Это определение наиболее полно характеризует налогообложение как систему. Во-первых, здесь четко отделяются все элементы системы налогообложения. Во-вторых, делается акцент на взаимосвязи и взаимообусловленности элементов системы и на цели функционирования системы.
Влияние на налоговую систему снаружи осуществляется через налоговое законодательство, которое разрабатывается исполнительной властью и принимается Верховной Радой Украины. Комплекс налогового законодательства должен отражать государственную налоговую политику. При этом налоговую политику следует понимать как деятельность государства в сфере установления правового регламентирования и организации направления налогов и сборов в централизованные фонды денежных ресурсов страны. Налоговая политика ведется исходя их принципов, которые отображают ее задачи.
Формирование налоговой политики должно строится на таких принципах:
стабильность налоговой системы;
использования одинакового налогового бремени для различных групп плательщиков налогов в зависимости от уровня их доходов;
создание одинаковых условий налогообложения как предпринимателей, занятых в сфере производства, так и потребителей.
Нынешняя налоговая система является неадекватной условиям переходной экономики, создала значительный налоговый пресс на субъекты предпринимательства, привела к неоправданному изъятию оборотных средств предприятий, возникновению дополнительных потребностей в кредитных ресурсах. Значительные деформации и нестабильность имеют место в ставках налогов, в определении базы и периодов налогообложения. Всё это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонениям от налогообложения, задержке налоговых поступлений.
Таким образом, налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать производственной деятельности, стимулировать формирование средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития Украины.
Оптимальная налоговая система должна соответствовать следующим требованиям:
распределение налогового бремени должно быть равным;
налог должен стимулировать деятельность субъекта предпринимательской деятельности;
налог не должен оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;
при реализации налоговой политики для достижения социально-экономических целей надо свести до минимума нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
налоговая структура должна способствовать реализации налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста;
административные издержки по управлению налогами должны быть минимальными.
Эффективная налоговая система должна соответствовать следующим принципам:
стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности;
обязательность — введение норм по уплате налогов и сборов, определенных на основании достоверных данных об объекте налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;
равнозначность и пропорциональность — взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов — на большие доходы;
равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов;
социальная справедливость — обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения путём введения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;
стабильность — обеспечение неизменности налогов и сборов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;
экономическая обоснованность — установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учётом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;
равномерность уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;
компетенция — установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховною Радою Украины, Верховным Радою Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;
единый подход — обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора, объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора, налогового периода, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;
доступность — обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов.
К принципам налогообложения можно также отнести:
гибкость — налоговое законодательство должно своевременно реагировать на изменения в социально-экономической жизни государства без нарушения стабильности налогового законодательства;
недопущение двойного налогообложения одного и того же объекта налогообложения;
гласность — исполнительные власти ежегодно публикуют сведения о суммах собранных налогов, сборов и других обязательных платежей и об их расходовании;
эффективность администрирования — процедура налогового взыскания должна быть максимально простой для плательщика налогов и сборов.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ