ВВЕДЕНИЕ

Экономико-правовая библиотека

Учебников в библиотеке - 334                                                                Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Матф.6:33)

ВВЕДЕНИЕ

Современная теория управления в сотрудничестве с психологией и социологией активно изучает набор факторов развития и повыше-ния эффективности деятельности организаций, вписывающиеся в идеи «гуманизации труда», доктрину «человеческих отношений» и другие подобные концепции. Такого рода подходы к организации управленческого воздействия ставят в центр производственной сис-темы человека, точнее «человеческий фактор», как решающий, наи-более важный и ценный. Достаточно большое количество исследова-ний, проводившихся в трудовых коллективах, неоднократно и убеди-тельно подтверждали гипотезу о том, что «технократический под-ход» к решению проблем организации неизбежно оборачивается из-держками в коммуникационных связях между членами коллектива, что в итоге отрицательно сказывается на результатах работы. 
«Человеческий» подход к решению организационных проблем означает, в первую очередь, осознание того, что именно человек, с его интеллектом и творческим потенциалом является решающим зве-ном деятельности; ни материально-технические условия, ни совер-шенная технология сами по себе не могут быть гарантией успеха. Отношение человека к делу, его заинтересованность в результатах своего труда, наличие внутренних мотивов и стимулов к высокопро-изводительному труду – именно такие социальные и психологиче-ские аспекты производственных отношений определяют успех или неудачу организации. На такого рода рассуждениях выстроена исто-рически предопределенная и реализованная в течение ХХ века трансформация от административных методов управленческого воз-действия (известных в менеджменте под названием «теория Х») к мотивационному опосредованному влиянию на подчиненных («тео-рия У»).
Социально-психологические факторы развития какой-либо сис-темы, в частности, производственной – это активное использование явных и потенциальных возможностей человека как специфического фактора (ресурса), элемента и организатора эффективной деятельно-сти в рамках целевой производственной системы. Все связанное с позитивным и негативным влиянием личности, личностных особен-ностей участвующего в производственном процессе работника (от уровня образования до темперамента) может быть отнесено к соци-ально-психологическим факторам, прямо или косвенно влияющим на характер развития системы. 
В качестве объекта приложения действия социально-психологических факторов, как правило, рассматривается развиваю-щаяся организация. Развитие вообще является объективной потреб-ностью как самой производственной системы, так и людей, в ней объединившихся. Однако цели развития людей (наемных работников) и организации (владельцев собственности) принципиально различны. Как правило, большинство работающих не заинтересованы напря-мую, например, в максимизации прибыли. Но рыночный способ хо-зяйствования располагает качественным механизмом, соединяющим интересы указанных категорий занятых совместной деятельностью. Правильно организованные стимулирование и мотивация труда дают желаемый результат: наемные работники задачи и сложности органи-зации воспринимают как свои собственные и готовы для их решения приложить максимум личных усилий, интеллекта, времени. Логично предположить, что о таких сотрудниках мечтает любой руководи-тель, но достижение подобной цели в реальности часто является проблематичным, поскольку это работа на трудно поддающемся управленческому воздействию уровне человеческой психологии. Речь идет об эффективном трудовом поведении. Заметим, что руко-водитель, задавшись целью, может воспитать таких работников и сформировать коллектив активно участвующих в производственном процессе и заинтересованных людей. Естественно, возможно это лишь при условии осознания руководителем необходимости исполь-зования социально-психологических факторов развития организации и экономической рациональности подобного рода мероприятий.
Важно отметить, что широкое распространение перехода к «че-ловеколюбивому» управлению, наблюдаемое сегодня во всем мире, объясняется в большей степени не альтруизмом работодателей, а объективной экономической целесообразностью: работодателю, ис-пользующему наемную рабочую силу, выгодно создавать для своих подчиненных такие условия, когда люди работают с максимальной эффективностью; ему необходима уверенность в том, что подчинен-ные работают с полной отдачей, что свои деньги (расходуемые на оплату труда) он тратит не зря. Всем известно, что наилучшие ре-зультаты получаются тогда, когда работа нравится, когда человек работает с удовольствием, когда сам процесс выполнения работы яв-ляется источником удовлетворения внутренних потребностей испол-нителя. Ценность таких мероприятий также в том, что они в боль-шинстве случаев не связаны с существенными материальными затра-тами.
Изучение курса «Социально-психологические основы управле-ния» студентами-экономистами имеет целью формирование совре-менного экономического мышления, ориентированного на человече-ские потребности. В качестве общей цели данной учебной дисципли-ны провозглашается поиск социально-психологических источников повышения эффективности управленческой деятельности в совре-менных экономических условиях.

 

зміст     наступна >>

polkaknig(at)narod.ru, ICQ - 474849132 © 2005-2009 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.