Противоречия между ценностными суждениями и фактическими убеждениями

Противоречия между ценностными суждениями и фактическими убеждениями

59
0

Как показывают популярные экономические и политические доктрины, развитие общественных наук породило много противоречий между ценностными суждениями, составляющими основу этих доктрин, и реальными убеждениями лиц, принимающих политические и экономические решения. Отсутствие объективности в общественных науках очень опасно, так как в большой степени влияет на представления людей о верном и правильном. Противоречия между ценностными суждениями и фактическими убеждениями

Ценностные суждения, на которых основываются традиционные экономические теории, редко подвергаются тщательному анализу — чаще всего они просто принимаются как должное. Традиционные экономисты разделяют то, что они называют ценностными суждениями, и свои теории. Они убеждены, что это гарантирует объективность.

Если считать, что экономика как общественная наука должна приносить пользу, то эта заявка на объективность вызывает серьезные вопросы. За ней скрываются неизбежные предубеждения, умаляющие значение экономических теорий.

Игнорируя ценностные суждения, эти теории смешивают в общественных умах реальные и воображаемые факты.

  • Предубеждения, влияющие на экономические исследования, отчасти объясняются тем, что экономисты являются наследниками философских идей прошлого.
  • В традиционной экономической теории воздействие естественных законов и утилитаризма проявляется довольно очевидно.
  • Предубеждения порождаются также культурными и социальными нормами, лежащими в основе системы поощрения.

Проблема противоречий между ценностными суждениями и фактическими убеждениями никогда не будет разрешена, если социальные исследования не будут поставлены на реалистическую почву. В настоящее время, как и в XIX веке, многие экономисты все еще допускают большие вольности в своей трактовке реальности.

Они делают это потому, что проблема реального и, следовательно, возможного не вызывает у них того любопытства, какое она пробуждала у великих философов прошлого и лучших умов настоящего.

Образы, которые мы считаем реальными, поступают из внешнего мира в наш мозг, точно так же как зрительные ощущения поступают к нам через органы зрения. После того как информация попала в мозг, она интерпретируется на основе прошлого опыта.

То, что мы понимаем как действительное, на самом деле является комбинацией внешнего опыта и внутренней априорной интерпретации, иными словами, комбинацией индуктивного — того, что мы наблюдаем в действительности, и дедуктивного — того, как мы интерпретируем наблюдаемое.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ