§ 4. Принципы юридической психологии :: vuzlib.su

§ 4. Принципы юридической психологии :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Принципы юридической психологии

.

§ 4. Принципы юридической психологии

На необходимость вычленить и
определить основные принципы юри­дической психологии справедливо обращают
внимание многие ученые, так как самостоятельность этой науки подтверждает
наличие принци­пов, на которых она базируется. Эти принципы, безусловно,
связаны с предметом, системой и задачами юридической психологии. В научной
литературе имеют место утверждения о том, что принципы психологии — это, как
правило, ее наиболее всеобщие законы*. Следует, однако, отметить, что законы —
это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между
явлениями, а принципы —фундамен­тальные основания науки и теории,
познавательной деятельности.

_____________________________________________________________________________

* Платонов К.К. Структура и развитие
личности. М.. 1986, с. 183.

В подавляющем большинстве работ по
психологии и юриспруденции принципы науки лишь перечисляются. Как правило,
авторы указывают принцип системности, единства сознания и деятельности,
партийности и т. д. Исключение составляют, в частности, монография А.Н.
Ткаченко* и тематический сборник под редакцией Л.И. Анцыферовой**. В боль­шинстве
же работ по юридической психологии проблемы принципов авторами вообще на
затрагивались. Лишь в отдельных работах А.Р. Ратинова, А.В. Дулова и отчасти
Б.Я. Петелина обосновывается действие в юридической психологии принципов
правосудия (закон­ность, демократичность, гуманизм).

_____________________________________________________________________________

* Ткаченко А.Н. Принципы и категории
психологии. Киев, 1979.

** Анцыферова Л.И. Категории
материалистический диалектики в психологии. М., 1988.

Для того чтобы нам все-таки
определить принципы юридической психологии, необходимо разобраться с
этимологией этого понятия. Принцип (от лат. principium — основа) — центральное
понятие, логи­ческое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая
систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Об­щими принципами
построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются
принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Нам также необходимо разобраться и с
основными принципами диалектики, проявляющимися в любом познании, в том числе и
в сфере юридической психологии. Общедиалектический принцип всеобщей связи и
взаимодействия, конечно, является основополагающим и в юри­дической психологии.
В этом принципе выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со
всем, в том числе и между различными формами движения материи; в основу этого
принципа поставлено материальное единство мира*. Под связью А.Г. Спиркин
понимает общее выражение зависимости между явлениями, отражение
взаимообусловленности и существования, а также их развития. Приме­нение
принципа всеобщей связи и взаимодействия в юридической пси­хологии позволяет
познавать предмет этой науки во взаимосвязях и вза­имодействии с предметами
других наук, и в то же время имеется возможность отделить его от смежных
предметов, исследовать относи­тельно обособленно и конкретно.

_____________________________________________________________________________

* Спиркин А.Г. Основы философии. М.,
1988. с. 154.

Диалектическими принципами познания,
имеющими важное значение, являются принципы развития и историзма, которые
обеспечивают изучение явления с точки зрения того, как оно когда-то возникло,
какие главные этапы в своем развитии проходило, чем стало в настоя­щее время и
чем будет в будущем. Диалектическое развитие предмета юридической психологии
характеризуется направленностью, последовательностью, необратимостью,
сохранением достигнутых результатов, преемственностью, отрицанием. На
протяжении всей истории юридической психологии как науки, несмотря на
определенные ее подъемы и спады, четко прослеживается все же тенденции дальней­шего
развития, экспансия ее в смежные сферы знания и движение вперед. Согласно
историзму социальные явления характеризуются закономерным, направленным и
необратимым развитием, прогрессив­ной тенденцией, борьбой внутренних
противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип
историзма  — основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и
системы, в частности развития деформации психологии правонарушителя и т, д.

Принцип историзма диалектически
связан с принципом развития и в психологии означает движение форм психического
отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до
социально обусловленных (самосознания), превращение индивиду­ально-психологических
особенностей в свойства личности*. В юриди­ческой психологии этот принцип
конкретизируется в исследовании этиологии противоправного поведения индивида и
социальных групп, психологических средств ресоциализации личности
правонарушителя.

____________________________________________________________________________

* Платонов К.К. Система психологии и
теория отражения. М., 1975, с. 253—254.

Остановимся и на третьем принципе
диалектики, используемом в юридической психологии, а именно на принципе
причинности. Он связан с принципами всеобщей связи и развития, проявляется в
одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в
которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие).
Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений,
неизбежность порождения одних другими и так — до бесконечности. Характеристикой
причинности является связь со временем и со взаимодействием.

В юридической психологии принцип
причинности означает, что пси­хические явления, процессы и состояния человека,
психология соци­альных групп в сфере, регулируемой правом, являются вторичными
образованиями, причинно обусловленными объективной действитель­ностью, и
отражением этой действительности. Он предполагает установление причин,
породивших отдельное явление. Считается важным принцип причинности в
исследовании психологии правомерного и про­тивоправного поведения личности,
формирования ее правосознания, юридического мировоззрения. На психологию
личности как правонару­шителя, так и законопослушного человека постоянно
воздействует мно­жество экономических, политических, идеологических,
социально-де­мографических, психологических и других факторов. Одни из них спо­собствуют
формированию позитивного отношения к праву, правовым нормам, принятию их как
части внутренней позиции личности, другие могут деформировать правосознание.
Одни и те же факторы в то же время могут действовать различно, порой полярно, в
зависимости от особеннос­тей личности, ситуации, объема и вида информации,
времени действия.

Нам следует более детально
остановиться и на принципе системности в познании. В отечественной психологии
этот принцип связан с именем Л.С. Выготского, который применял его к анализу
развития сознания. Центральным в системном подходе Л.С. Выготского является
вопрос о природе и структуре сознания, изменении межфункциональных свя­зей и
отношений сознания.

Название принципа системности,
данное Л.С. Выготским («структур­ный») сохранялось в психологии до конца 70-х
годов. Этот принцип иногда называют системно-структурным, а иногда
структурно-функци­ональным.

Большую роль в развитии системного
принципа в нашей психологии в 70—80-х годах сыграл ведущий ученый-психолог Б.Ф.
Ломов. Он, правда, в своих работах употреблял термин «системный
подход», опира­ясь на дополнительный ряд принципов более низкого уровня*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Ломов Б.Ф. Методологические и
теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 92—94.

Применение принципа системности в
юридической психологии оз­начает такой подход к психическим проявлениям
личности и социаль­ной группы в сфере, урегулированной правом, при котором
отдельные элементы предмета познания и исследования рассматриваются как вза­имодействующие,
взаимообусловленные, взаимосвязанные части еди­ного целого. С помощью этого
принципа, как правило анализируется система науки юридической психологии,
выделяются ее новые струк­турные элементы. С другой стороны, принцип
системности позволяет рассмотреть юридическую психологию, входящую одновременно
в две другие системы более высокого уровня — в психологию и юриспруден­цию.
Данный принцип, его целенаправленная реализация обеспечивает непрерывное развитие
юридической психологии, позволяет увязывать наличное знание с добытым и
прогнозируемым, способствует развитию системы так называемых объяснительных
принципов, а также исходя из взаимосвязи принципов, категорий, понятий и
законов этой науки.

Предпринятая попытка обосновать
специфику проявления принци­пов диалектики в юридической психологии еще далека
от совершенства. Однако без исследования принципов, категорий, понятий, законов
дальнейшая разработка этих теоретико-методологических проблем юри­дической психологии
невозможна.

В данной работе нами сделана попытка
изложения отраслевых прин­ципов, присущих юридической психологии.

В психологической литературе
перечень отраслевых принципов дает­ся разный. Так, Б.Д. Парыгин, применительно
к социальной психо­логии выделяет принципы: 1) отражения, 2) социальной
значимости, 3) общения, 4) развития*. Указанная классификация со стороны уче­ных-психологов
вызывает существенные замечания.

_____________________________________________________________________________

*См.: Парыгин Б.Д. Социальная
психология как наука. Л., 1965, с. 81—84.

Отметим, что в отечественной
психологии проблема отражения ис­следовалась не только применительно к
социальной психологии. В част­ности, А.Н.Леонтьев, подчеркивая важность
использования диалектики в познании, говорил о понятии отражения и его
применении в психо­логии вообще*, А.А. Смирнов, посвятивший ряд своих работ
взаимо­связи ленинской теории отражения и психологии, писал об отражении как
орудии современного психологического исследования познаватель­ной деятельности
человека**.

_____________________________________________________________________________

* Леонтьев А.Н. Понятие отражения  и
его значение для психологии. Хрестоматия по психологии. Под.ред. Петровского
А.В. М., 1977, с.53-61.

**Смирнов А.А. Ленинская теория
отражения и психология. Избранные психологические труды. М., 1987, ч.1, с.
26—62.

Принцип социальной значимости, о
котором писал Б.Д.Парыгин, не расшифровывался даже самим автором. Принцип
общения может рас­сматриваться как социально-психологический, а принцип
развития — как общепсихологический лишь после определенной конкретизации
явления, интересующего нас.

Мы выше уже говорили о развитии как
принципе диалектики, при­меняемом в психологическом познании. В большинстве работ
по теории и методологии психологии этот принцип трактуется как психологичес­кий.
Принцип развития в психологии иногда называют еще генетичес­ким. Указывается,
что с его помощью познаются изменения психичес­ких явлений, что правильная и
полная характеристика любою психи­ческого явления возможна лишь тогда, когда
одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история
или причины возникновения, возможные перспективы его последующих изменений*. С
учетом содержания психологического принципа развития, возможно, следует
называть его конкретизацию в психологии генетическим прин­ципом.

___________________________________________________________________________

* См.: Общая психология (под ред.
Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А.А.).с.24-25

По нашему мнению, принцип развития
(генетический принцип) име­ет важное значение и в юридической психологии.
Применение этого принципа имеет особое значение при использовании специальных
пси­хологических знаний на практике, в частности для определения меха­низма
эмоционального напряжения, аффективного состояния у право­нарушителя в ситуации
совершения конкретного правонарушения.

Вторым важным общепсихологическим
принципом, применяемым в юридической психологии, является принцип единства
сознания и де­ятельности.

Этот принцип понимания природы
психического, который впервые выделил С.Л. Рубинштейн (в 1934 г.), — один из важнейших в нашей отечественной психологии. Он писал, что труд, деятельность,
сознание и психика так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как
бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой
сознание формируется и раскрывается. По нашему мнению, содержание этого
принципа заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания
(психического) и деятельности, т. е. деятельность обуславливает формирование
сознания, психических свя­зей, процессов, свойств, а они, в свою очередь,
осуществляют регу­ляцию, человеческой деятельности, являются условием ее
адекватного выполнения*. Одни и те же движения могут обозначать различные
поступки, и различные движения — один и тот же поступок**.

_____________________________________________________________________________

*Рубинштейн С.Л. Проблемы общей
психологии. М., 1973, с.22-28

**Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. М., 1946, с.14-16

Значительный вклад в разработку
связи психики и деятельности внес известный психолог А. Н. Леонтьев, который
указывал, что при изуче­нии развития психики человека следует исходить из
анализа развития его конкретной деятельности. При таком подходе может быть
выяснена роль внешних условий в жизни человека, их связь с его задатками,
понята ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятель­ность
человека, его отношение к действительности и поэтому определя­ющего его
психику, сознание*.

_____________________________________________________________________________

*Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М., 1977, с.13

Принцип единства сознания и
деятельности свое дальнейшее развитие получил в трудах А.В. Запорожца, В.П.
Зинченко, О.К. Тихомирова и др. В юридической психологии с помощью
обозначенного выше прин­ципа единства сознания и деятельности профессиональную
деятель­ность юриста или противоправную деятельность правонарушителя мож­но
понимать как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения
сознания человека. С помощью этого принципа можно, изучая противоправное
поселение, деятельность, выяснить внутренние психологические механизмы
совершенного правонарушения, понять мотивы и цели правонарушителя.

От принципа единства сознания и
деятельности К.К.Платонов отпочковал принцип единства личности и деятельности,
который приме­нял при изучении личности курсантов авиационных училищ, на основа­нии
которого получил подтверждение того, что чем больше деятельность обследуемого
сходна по своей психологической структуре с условиями полета, тем более
достоверно позволяет судить о его личностных качест­вах. Принцип единства
познания и личности этот ученый также выво­дит из базового принципа единства
сознания и деятельности. В частности, он пишет, что, говоря о сознании, мы
всегда подразумеваем созна­ние конкретной личности, а говоря о деятельности, не
должны забывать все известное нам о сознании.

К.К. Платонов, выделив указанные
выше принципы из базового, в дальнейшем синтезирует их и предлагает свой новый
принцип — единства сознания, личности и деятельности, формулируя его следую­щим
образом: «…сознание как высшая интегральная форма психичес­кого отражения,
личность — являющаяся человеком как носителем со­знания, деятельность как форма
взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает сознательно
поставленной цели, существу­ют, проявляются и формируются в своем не тождестве,
а триединстве, определяемом взаимодействиями со сменой их причинно-следственных
связей» *. Об этом пишут и другие ученые-психологи**.

_____________________________________________________________________________

*Платонов К.К. Система психологии и
теория отражения. М., 1975, с. 255—256.

**Абульханова-Славская К.А. Деятельность
и психология личности. М.,1980, с.260

При дальнейшей доработке и
достаточном обосновании этого прин­ципа мы находим, что можно будет ставить
вопрос о его использовании в юридической психологии.

Мы также считаем, что в юридической
психологии должен приме­няться и распространенный в юридических науках принцип
гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность чело­века
как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих
способностей. Равноправие — существенный элемент демокра­тии. С ним связан
принцип равенства, состоящий в том, что нравствен­ные, правовые и другие
требования должны распространяться на всех людей независимо от их
общественного, должностного положения и ус­ловий жизни. Человечность также
конкретизирует принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям
людей и включает ряд важных качеств — сочувствие, уважение к людям, доверие к
ним, честность и скромность. Эти нравственно-правовые требования касают­ся
любого психологического исследования, а в юридической психо­логии в
особенности, поскольку от результатов последнего может зави­сеть правильность
решения суда, другого полномочного органа, вид и размер применяемых санкций и
т. д.

Важным в юридической психологии
является и принцип комплекс­ности. Поскольку сама эта наука интегративная, то и
познаваемые ею явления необходимо рассматривать комплексно. Реализация этого
принципа означает необходимость развития междисциплинарных свя­зей юридической
психологии, ее взаимодействия с психологическими и юридическими науками.
Принцип комплексности базируется на идеях Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова о
комплексном изучении человека*.

_____________________________________________________________________________

*Ананьев Б.Г. Избранные
психологические труды. М., 1980, Т. 1, с. 56; Ломов Б.Ф. Система наук о
человеке. Психологический журнал. 1987, № 1. Т. 8, с. 9—12.

Важное значение в юридической
психологии, по нашему мнению, имеет принцип активности познающего субъекта.
Активность человека определяется самой его природой, тем, что он в процессе
познания обязательно имеет в виду свою конечную цель, не только воспринимает и
перерабатывает информацию, принимает решение, но и обязательно действует, имеет
к этому личное отношение. Роль конкретного юриста, согласно принципу
активности, состоит не в том, чтобы быть просто придатком системы, в которую
входит, а в том, чтобы осуществлять активные функции.

Общие принципы познания в
юридической психологии могут кон­кретизироваться в зависимости от их вида, в
частности теоретического или практического уровня — научного или эмпирического.
Так, в прак­тическом, прикладном познании, например, во время
судебно-психологической экспертизы могут использоваться принципы: законности;
объ­ективности; полноты и обоснованности заключения экспертизы; са­мостоятельности
и активности эксперта в проводимом исследовании; разграничения функций эксперта
и других участников процесса*; лич­ной ответственности эксперта. Такая
экспертная психологическая оцен­ка должна быть получена от признанных в юридической
психологии специалистов, и мы это считаем правильным и целесообразным.

_____________________________________________________________________________

* Лисиченко В.К., Циркаль В.В.
Использование специальных знаний в следственной и судебной практике. Киев,
1987, с. 68—73.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ