ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
21.2. Финансирование жилищного хозяйства
.
21.2. Финансирование жилищного хозяйства
Жилищное хозяйство — одна из важнейших отраслей социально-бытовой
инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением
жилищных условий.
Принимаемые за последние десятилетия меры по решению
жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов.
Улучшилось инженерное оборудование домов и оснащение их водопроводом,
канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным
общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных
фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%.
Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только
из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и
70% — из местных.
В общем объеме территориальных бюджетов расходы на содержание
жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах — 11%,
в местных — 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только
увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их
технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности,
технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание
девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соответственно
на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают
расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают
восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий
ремонт.
Таким образом, в перспективе с развитием в городах многоэтажного
и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут
возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к
вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание
и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей
снижения темпов роста расходов и сокращение их.
В затратах на содержание жилых строений значительную часть
занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами
высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном
хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных
систем в домах, широкое применение ручного труда.
Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в
значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации.
Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности
домов, повышение требовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяйством,
привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного
фонда, при которой все основные работы по его содержанию осуществляются силами
домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительностью
труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает
значительные экономические потери.
Основными путями совершенствования системы эксплуатации
жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уровня эксплуатационных
расходов являются:
• механизация и автоматизация производственных процессов;
• создание специализированных организаций, осуществляющих
на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и
ремонт зданий;
• концентрация материальных и финансовых ресурсов, выделяемых
в эту отрасль;
• совершенствование системы оплаты труда.
Из общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного
фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта.
Своевременное и в достаточном объеме выделение финансовых и материальных
ресурсов на текущий ремонт позволяет содержать жилые дома в технически
исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и
финансовых возможностей общества и в связи с необходимостью проведения более эффективных
мер по сохранению жилищного фонда размер средств, выделяемых на текущий
ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрастать и могут
превысить 50% эксплуатационных расходов.
Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресурсов,
ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повышения эффективности их
использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются
возможности наибольших резервов экономии.
1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повышения
эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих
работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая
концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и материальных
фондов этим организациям. Домохозяйства освобождаются от ведения этих работ,
становятся заказчиками и контролируют объем и качество выполняемых работ.
2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализированных
предприятий и передача им на обслуживание технического оборудования домов,
проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат
эффективное использование средств, а также снижение расходов жилищного хозяйства.
Создание таких служб возможно и целесообразно при наличии у местных органов
власти жилой площади 100 тыс. м2 и более, т. е. крупных домовладений, где, как
правило, уровень эксплуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных
организаций главным образом в муниципальном жилищном хозяйстве. Во многих
городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации
жилищного хозяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно распределено
между местными органами власти и ведомствами.
3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в
ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить
научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять
автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для
улучшения обслуживания населения и достижения экономического эффекта.
Мобилизация доходов — один из важнейших резервов улучшения
финансового состояния жилищного хозяйства.
Источниками доходов жилищного хозяйства являются:
• квартирная плата;
• арендная плата;
• сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;
• прочие доходы.
Главные источники доходов — это квартирная и арендная платы.
Удельный вес их в доходах достигает 80%.
В общем объеме доходов, получаемых жилищными организациями,
квартирная плата не превышает 55%. В последние десятилетия улучшилось качество
жилищ, их техническая оснащенность и комфортабельность. В то же время
функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес
домов, построенных более 20—30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик
удельный таких зданий в крупных старых городах.
Несмотря на проводимые работы по модернизации старого
жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их
преимуществах ниже, чем в новых. Это отсутствие технических средств,
коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых
домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера
оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.
Следующим по значению источником доходов муниципального
жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на
эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%.
Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исходя
из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы
как источника доходов должно повышаться. Этому должен способствовать ряд мер
экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда
нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользование ими, укрепление
хозрасчета и повышение уровня экономической работы в отрасли.
Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреплением
коммерческого расчета. Для этого требуется создание определенных условий, в
том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все
эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации
дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая
деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию
средств и к максимальному выявлению резервов доходов.
Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут
строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жилищные
организации будут платить налоги. В то же время следует отметить, что и из
бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство.
Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выделяться
пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.
.