ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование
.
23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной
сферы. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании»
является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.
Большое значение придается повышению качества подготовки кадров, подготовке
специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному
совершенствованию учебного процесса.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией
включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков,
культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
Законом предусмотрено, что область образования входит в
компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального
бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование
федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов
развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования,
федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества
учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и
должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных
органов управления образованием.
В компетенции субъектов Федерации в этой области — формирование
их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных
нормативов финансирования образования.
В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование
местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных
нормативов финансирования образования.
На содержание учреждений образования в последние годы
выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального
бюджета — около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов
Федерации, т. е. основная доля расходов приходится на территориальные бюджета.
В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения
составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты —
8%, среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое
участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы
на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из
федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96%
финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.
Финансирование учреждений образования осуществляется на
основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного
обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться
ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном
бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.
Региональные и местные нормативы финансирования должны
учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для
покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с
образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного
оборудования образовательного учреждения.
Схема финансирования государственного и муниципального
образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем
виде образовательного учреждения.
Бюджетное финансирование получают и негосударственные
образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для
государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной
территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное
финансирование с момента их государственной регистрации.
Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных
учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной
деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим
законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления
платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а
также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических
лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не
влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из
бюджетной системы.
К дополнительным платным услугам населению относятся:
• обучение по дополнительным образовательным программам;
• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
• репетиторство;
• углубленное изучение отдельных предметов и др.
Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить
за рамки соответствующих образовательных программ и государственных
образовательных стандартов. Доходы от указанной деятельности образовательного
учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе
на увеличение расходов по заработной плате. В этом случае данная деятельность
не будет относиться к предпринимательской. Также необходимо иметь в виду, что
платные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной
деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае средства,
полученные путем такой деятельности, изымаются в соответствующий бюджет.
Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с
обучающегося за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках
государственных образовательных стандартов. Платная образовательная
деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если
получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению
образовательного процесса, в том числе на заработную плату, на его развитие и
совершенствование в данном образовательном учреждении.
В настоящее время образовательным учреждениям разрешено
заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмотренной уставом. К
такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в
аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля
покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в
деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и
других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных
операций, приносящих доход.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и
расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут
быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования
следующего года.
.