ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров
.
23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров
Научно-технический прогресс, задачи по повышению эффективности
производства и вхождению страны в рыночные отношения требуют постоянного роста
знаний и общей культуры кадров.
Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические
лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.
Все более важное место в настоящее время занимает система
переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.
Планирование и финансирование расходов на высшие учебные
заведения. В стране сформировалась система государственного и
негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигнования направляются в
основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем
специальностям, необходимым для развития экономики и непроизводственной сферы
страны.
Обучение осуществляется по следующим формам: дневное,
вечернее, заочное.
Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с
учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа
студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы
преподавателей и других показателей.
Основным финансовым документом вуза служит смета, определяющая
общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований.
Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим
учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с
начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные
вложения, приобретение оборудования и инвентаря.
Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке
«Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей
суммы расходов.
В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной
базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на
одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с
учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и
заочному обучению.
Среднегодовое число студентов определяется по формуле:
где Кср — среднегодовой контингент студентов;
КН — контингент на начало года;
В — выпуск студентов (например, с 1 июля);
П — прием студентов (например, с 1 сентября).
При планировании учитывается возможный отсев студентов. В
расходах на вузы значительный удельный вес имеет заработная плата. В фонд
заработной платы вузов включается заработная плата штатного
профессорско-преподавательского персонала (включая
преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений,
лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а
также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего
персонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностям
определяет и утверждает ректор вуза в пределах численности учащихся и фонда
заработной платы, установленных для этой категории работников.
1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского
состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и
средней ставки заработной платы.
Количество должностей определяется по расчетным коэффициентам
с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Эти
коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений по группам
вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и
аспирантов.
Ставки заработной платы профессорско-преподавательского
состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки,
ученого звания и ученой степени.
В вузах профессора, доценты и преподаватели в течение
шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и
научно-исследовательской работы в соответствии с учебным планом и планом
научно-исследовательских работ. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского
состава устанавливают ректоры вузов.
2. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специалистам,
не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в
процентах к годовому фонду заработной платы штатного персонала.
3. Фонд заработной платы руководящих,
административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов
определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объема и специфики
работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе
типовых штатов.
4. Второе место по величине в расходах вузов занимают затраты
на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа
студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. По высшим
учебным заведениям, имеющим очную аспирантуру, планируются также стипендии
аспирантам.
5. Учебные расходы и расходы на приобретение книг для
библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения
(дневное, вечернее, заочное) и профиля подготовки специалистов.
Расходы на производственную практику студентов определяются
исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В
эти расходы входят также оплата преподавателей за руководство практикой,
выплата им командировочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту
практики и обратно.
В расходах вузов планируются затраты на научно исследовательскую
работу кафедр, связанную с разработкой научных проблем, проведением опытов, на
научные командировки преподавателей, подготовку и защиту диссертаций.
6. Расходы на инвентарь и оборудование для высших учебных
заведений планируются с учетом необходимости обеспечения их специальным
оборудованием, компьютерами и хозяйственным инвентарем. Расходы на
приобретение инвентаря и оборудования при сводном планировании определяются по
нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы
на капитальный ремонт — исходя из внешней кубатуры зданий и норм расходов на 1 м3.
Планирование и финансирование расходов на средние специальные
учебные заведения. Главная задача средних специальных учебных заведений —
подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным и общим
средним образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические
навыки по специальности, для различных отраслей экономики и непроизводственной
сферы страны.
Основные показатели при расчете затрат на средние специальные
заведения:
• среднегодовое число учащихся;
• количество групп, определяемое раздельно по дневному,
вечернему и заочному обучению.
Среднегодовое число учащихся исчисляется так же, как и по
высшим учебным заведениям.
Расходы на текущее содержание средних учебных заведений
включают затраты на заработную плату с начислениями, выплату стипендий,
учебные, хозяйственные и прочие расходы.
Основная статья расходов средних специальных учебных заведений
— заработная плата.
Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодового
числа групп учащихся, которое определяется по переходящим группам — исходя из
фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой
наполняемости. Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от
сроков выпуска и приема.
В фонд заработной платы средних учебных заведений входят:
1) заработная плата педагогического персонала;
2) доплата за проверку письменных работ;
3) руководство предметными комиссиями;
4) заведование лабораториями и кабинетами;
5) классное руководство;
6) заработная плата учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего
персонала.
Фонд заработной платы педагогического персонала определяется
исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок.
Ставки заработной платы педагогам устанавливаются на основе единой тарифной
сетки по результатам аттестации.
Фонд заработной платы административно-хозяйственного и
учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодовому количеству
штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала
определяется штатным расписанием.
Расходы на выплату стипендий и производственную практику
учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные
расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и
профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчисляются
методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного
учащегося.
.