ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения
.
25.2. Расходы на мероприятия по социальной защите населения
Социальная политика является приоритетным направлением
деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам,
провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление
гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению
этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.
Однако в условиях сложного финансового положения, в котором
находится Россия, государство в лице своих органов оказывается в состоянии
обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям
населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем
доходов, матерям-одиночкам и др.
Поэтому становление России как социально ориентированного
государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям
институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального
обеспечения.
Одной из таких структур является система социального обслуживания
населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным,
неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно
или на льготных условиях разные виды социальных услуг.
Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся
учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных
центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания
социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и
поддержки и др.
Расходы на оказание социальной помощи на 1999 г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их
составляет 7,2% а в бюджетах территорий — 8,5%.
Программно-целевой принцип реализации социальной политики
является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например,
федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты»
«Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание
организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной
политики.
В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные
акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю
предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых,
социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном
выражении.
При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее
защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности
между федеральными и территориальными органами власти и местного
самоуправления.
В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной
защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов
на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление
социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при
увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.
Реформы в социальной сфере начались с 1998 г. Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пенсионное обеспечение
и социальное страхование.
Главными направлениями в реформировании фондов социального
страхования являются:
• пересмотр некоторых условий отдельных выплат по болезни,
беременности и родам;
• постепенный переход к финансированию пособий по временной
нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1,5% фонда
заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;
• отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприятий
(не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее
обеспеченных категорий населения через местные органы социальной защиты);
• перевод страховых выплат по инвалидности в систему
обязательного пенсионного страхования.
Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ
законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О статусе
военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.
В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов человек,
или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около
350 млрд. руб., или около 50% федерального бюджета. Поэтому предполагается
пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.
Необходимо пересмотреть оплату больничных листов. Предполагается
ограничить размер пособий по нетрудоспособности и родам до минимальных размеров
оплаты труда. Эти меры обеспечат снижение затрат Фонда социального страхования
на 1,3 — 1,4 млрд. руб.
Предполагается 50%-ная скидка по оплате жилья ветеранам
труда, если с ними не проживают члены семьи.
Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального
размера оплаты труда, семьям военнослужащих по призыву до достижения ребенком
возраста 16 лет.
Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в
органах социальной защиты.
К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк
который настаивает на осуществлении пенсионной реформы, принятии нового
трудового законодательства.
Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов,
в том числе социального страхования, позволит увеличить норму сбережений в
российской экономике приблизительно на 5—6% ВВП за счет взносов в накопительную
пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и
медицинского страхования. Благодаря этому норма сбережений в России может
превысить 30% ВВП, что составляет уровень большинства стран с высокими темпами
экономического развития (например, Китай — 40% ВВП).
.