ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
26.1. Расходы на содержание органов государственной власти и управления
.
26.1. Расходы на содержание органов государственной власти и
управления
Система органов управления в Российской Федерации представляет
собой совокупность представительных и исполнительных органов власти всех
уровней, суда и прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ система государственной
власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и
судебной властей, а также разграничения предметов ведения между РФ, краями,
областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, автономными
округами и местным самоуправлением.
Законодательная власть на федеральном уровне представлена
Федеральным Собранием — Государственной Думой, судебная — Верховным Судом РФ.
Главой исполнительной власти в РФ является Президент РФ,
Правительство РФ как орган исполнительной власти подотчетно Государственной
Думе и Президенту РФ.
На региональном и местном уровне структура органов
управления аналогична государственной и представлена законодательными
(представительными) органами и администрацией.
В соответствии с действующим в РФ законодательством расходы
на содержание федеральных и территориальных аппаратов управления утверждаются
ежегодно в соответствующих бюджетах исходя из принципа оптимальности.
В консолидированном бюджете на 1999 г. доля расходов на государственное управление и местное самоуправление составила 3,03%,
расходы на судебную власть — 0,4%. Эти расходы предназначены для выполнения
следующих задач:
1) реализации в сфере государственной службы общих принципов
денежного содержания государственных служащих при сокращении их численности и
оптимизации структуры органов управления;
2) постепенной передачи расходов на содержание финансовых
органов на финансирование за счет бюджетов субъектов РФ (за исключением структурных
подразделений контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов РФ);
3) реализации мероприятий по правам человека и содержания
аппарата уполномоченного по правам человека;
4) передачи расходов по финансированию территориальных
органов управления на уровень субъектов Федерации и иных
административно-территориальных образований при уменьшении арендной платы за
пользование федеральным имуществом на 10% за счет федерального бюджета.
Расходы на судебную власть включают содержание службы
судебных приставов и судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции
России.
Судебная власть в соответствии с посланием Президента РФ
Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» признана одним из
приоритетов. Поэтому расходы на судебную власть в Федеральном бюджете на 1999 г. предусмотрены с ростом против уровня 1998 г. на 21%.
Расходы по разделу «Судебная власть» включают денежное
содержание работников судов, оплату транспортных услуг, другие виды выплат.
Следует отметить, что расходы по этому разделу в части
заработной платы судей освобождены от взносов в Пенсионный фонд РФ.
При расчете расходов на управление и судебную власть субъекта
Федерации за базу принимаются предварительные итоги исполнения бюджета
предыдущего года с учетом мероприятий по экономии и реструктуризации расходов с
планируемым годом.
Объем расходов на содержание аппарата управления определяют
такие основные документы, как штатное расписание и смета расходов.
В штатном расписании указываются наименования должностей
руководителей и специалистов по структурным подразделениям, количество штатных
единиц по каждой должности, схемы должностных окладов, надбавки, месячный фонд заработной
платы по должностным окладам, размеры оклада на каждой должности
(минимальные и максимальные).
Финансирование органов управления осуществляется в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ, принципами исполнения бюджетов. Органы управления
могут быть обособленными юридическими лицами или структурным подразделением
администрации. В последнем случае составляется смета расходов.
Размер ассигнований не может превышать объема, утвержденного
в бюджете; при этом основным принципом использования бюджетных ресурсов
является строгое их регламентирование по назначению и времени.
Расчеты по расходам на управление администрации субъектов
РФ готовят соответствующие структурные подразделения. При этом используются
метод прямого счета и метод нормирования. Размер необходимых ассигнований
рассчитывается на основании утвержденных тарифов, норм и т. д. При определении
расходов могут применяться индивидуальные и комбинированные нормы,
объединяющие группу расходов. Расходы предусматриваются в соответствии с
группировочными кодами бюджетной классификации.
В состав расходов на содержание аппарата управления входят:
заработная плата (должностной оклад и надбавки), начисления на заработную
плату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
Фонд заработной платы на год исчисляется путем умножения
среднемесячной ставки заработной платы на среднегодовое число работников и 12
месяцев.
Средняя ставка заработной платы рассчитывается исходя из
месячного фонда заработной платы по должностным окладам, утвержденным по
штатному расписанию, деленным на количество штатных единиц.
Один из основных видов затрат на управление — расходы на
приобретение инвентаря, оборудования и расходных материалов (канцелярских и
других товаров).
Расходы на командировки и служебные разъезды работников
аппарата управления включают оплату стоимости проезда, различные надбавки к
заработной плате, выплаты за счет командировочных (суточных, квартирных) и т.
д.
Затраты на оплату транспортных услуг включают содержание
транспорта, его текущий ремонт, компенсации за использование личных легковых
автомобилей.
Оплата услуг связи включает расходы междугородных и иных
телефонных переговоров, телефаксов, оплату почтовых отправителей и т. д. К
расходам на коммунальные услуги относят расходы по аренде помещений, на
отопление, освещение, водоснабжение и другие услуги.
В прочих текущих расходах учитывают оплату текущего ремонта
оборудования и инвентаря, повышение квалификации кадров и др.
Контроль за расходованием бюджетных ассигнований, выделяемых
на управление, осуществляют финансовые органы, Контрольно-счетная палата,
Контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ и другие структуры.
Они выявляют причины перерасхода бюджетных ассигнований и
разрабатывают предложения по сокращению расходов. Проверяется порядок
составления и утверждения штатных расписаний и смет расходов на содержание
аппарата управления, размеров и ставок заработной платы.
По результатам проверок составляется акт, в котором указываются
выявленные нарушения штатно-счетной дисциплины с требованием их устранения.
Финансовые органы занимаются, помимо контроля, разработкой
мероприятий, направленных на эффективное сокращение расходов на содержание
аппарата управления.
Экономное и рациональное использование средств, выделяемых
на эти цели, приводит к снижению доли расходов на управление в общем объеме
бюджетных расходов.
.