ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
27.1. Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность
.
27.1. Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность
Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между
бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые
бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за
некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника
финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными
статьями с целевыми поступлениями средств.
С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и
целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие
характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им
формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной
формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными
словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции
изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или
консолидации в бюджет.
Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков,
и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление
государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда,
случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных
средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их
использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером средств. Так,
большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в
бюджеты дорожных фондов. Причина тому — нецелевое использование их средств при
самом плачевном состоянии российских дорог.
Представляется, что использование всех трех форм организации
государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых
бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного
периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно
быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не
постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды:
дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы,
воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных
объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы
налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых
бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением
целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо
ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование
водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют
как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами.
Операции по средствам этих фондов (за исключением средств
дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только
через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства
финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном
управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета,
управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.
.