ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
30.4. Государственный фонд занятости населения РФ
.
30.4. Государственный фонд занятости населения РФ
Государственный Фонд занятости (ГФЗН) образован в соответствии
с Законом РФ (от 19 апреля 1991 г.) «О занятости населения Российской
Федерации» и предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из
бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и
реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд — государственный внебюджетный фонд. Его средства
являются государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении
и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему
территориальных органов — на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости
в отличие от других государственных внебюджетных социальных фондов не имеют
статуса юридического лица.
Средства Фонда имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании
в отчетном году изъятию не подлежат (переходят на следующий год).
Фонды занятости в городах и районах формируются за счет
обязательных страховых взносов работодателей; ассигнований из городских и
районных бюджетов; доходов от коммерческого использования (размещения) временно
свободных средств фонда.
В свою очередь фонды занятости субъектов Федерации и федеральная
часть Фонда формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований
из соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего
фонда; доходов от коммерческого использования временно свободных средств
соответствующего фонда.
Размеры обязательных страховых взносов работодателей в Фонд
занятости и размеры отчислений в федеральную часть Фонда из фондов, формируемых
в субъектах Федерации в части обязательных страховых взносов работодателей,
устанавливаются Федеральным Собранием по представлению Правительства РФ. В 1993 г. в федеральную часть отчислялись 10%, в 1994 г. — 15%, в 1995 г. — 1997 г. — по 20% сумм обязательных страховых взносов, формируемых на территории субъекта
РФ.
Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в
городах, районах, на вышестоящий их уровень в части обязательных страховых
взносов работодателей устанавливаются представительными органами субъектов
Федерации по представлению соответствующих исполнительных органов власти.
Размеры ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда
занятости определяются при утверждении бюджетов на планируемый период.
Средства Фонда занятости направляются на:
1) финансирование мероприятий по профессиональной ориентации,
подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду)
учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов
службы занятости;
2) организацию и частичное (долевое) финансирование общественных
работ;
3) выплаты пособий по безработице, компенсации материальных
затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую
местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи
членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам,
потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного
законодательством срока его выплаты, оплату периода временной
нетрудоспособности безработным гражданам;
4) возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением
досрочных пенсий безработным;
5) мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или
новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств)
для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию
предпринимательской деятельности безработных граждан (указанные расходы
производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кредитования
согласно заключенным договорам);
6) содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий,
включая расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживание работников по
нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих
исполнительных органов власти;
7) расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой
баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по
социальной защищенности различных групп населения и др.
По бюджету ГФЗН РФ на 1999 г. доходы и расходы равны и составляли 13,7 млрд. руб. Реализуемая государством политика занятости становится
активной лишь тогда, когда в структуре расходов ГФЗН преобладает финансирование
затрат на сохранение рабочих мест и создание новых и дополнительных, субсидии
для организации собственного дела, финансирование затрат на профессиональное
обучение, переподготовку и профориентацию и другие, а не на выплату пособий по
безработице.
.