Статья 85 :: vuzlib.su

Статья 85 :: vuzlib.su

102
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 85

.

Статья 85

1. Президент Российской Федерации
может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного
решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации
вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской
Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской
Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого
вопроса соответствующим судом.

Комментарий к статье 85

1. Президент Российской Федерации
наделен Конституцией правом использовать согласительные процедуры для разрешения
разногласий между федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации. При Президенте создана
специальная комиссия, на которую возложена среди других обязанностей подготовка
предложений о применении согласительных процедур (СЗ РФ, 1995, N 41, ст. 3875;
1996, N 5, ст. 461). Эти процедуры могут осуществляться в различных формах:
совместного обсуждения спорных вопросов, создания согласительных комиссий,
поиска консенсуса. Инициатива может исходить как от самого Президента
Российской Федерации, так и от иных органов государственной власти, например от
Государственной Думы (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1562).

В силу Конституции Российской
Федерации разногласия между органами государственной власти могут разрешаться
путем передачи Президентом Российской Федерации спора на рассмотрение
соответствующего суда в случае недостижения взаимоприемлемого решения на стадии
использования согласительных процедур.

Ряд споров о компетенции
разрешается Конституционным Судом Российской Федерации (ч. 3 ст. 125
Конституции). При этом в соответствии с Федеральным конституционным законом
«О Конституционном Суде Российской Федерации» допустимость обращения,
вносимого в Суд в порядке ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации,
ставится в зависимость от использования Президентом Российской Федерации
согласительных процедур для разрешения разногласий в споре о компетенции.

Федеральный конституционный закон
«Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 18, ст.
1589) предусматривает рассмотрение Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации экономических споров между Российской Федерацией и ее субъектами, а
также между субъектами Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 10).

2. Если акты органов
исполнительной власти субъектов федерации противоречат Конституции России,
федеральным законам (имеются в виду и федеральные конституционные законы),
международным обязательствам Российской Федерации, а также нарушают права и
свободы человека и гражданина, Президент России вправе приостановить действие
таких актов. Это полномочие Президента Российской Федерации проистекает из его
конституционного статуса гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина, обеспечивающего осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории Российской Федерации. Указы
Президента Российской Федерации приостанавливают применение актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменяют их. В
случае спора вопрос решается судом. Данное конституционное полномочие
Президента Российской Федерации распространяется на акты президентов республик
(если они являются носителями исполнительной власти), правительств, администраций
субъектов Российской Федерации и глав администраций. Президент Российской
Федерации не вправе приостановить или отменить действие законов субъектов
Российской Федерации, поскольку это было бы вмешательством в деятельность
законодательной и судебной властей.

В качестве примеров использования
Президентом Российской Федерации своего статуса гаранта Конституции Российской
Федерации можно привести издание им Указов о приостановлении действия актов:
Правительства Ленинградской области, администраций Ненецкого автономного
округа, Красноярского края, Мурманской и Воронежской областей (САПП, 1994, N
13, ст. 1001; N 11, ст. 867; N 14, ст. 1070; СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1714; 1996,
N 18, ст. 2116), а также Указов Президентов Республики Ингушетия, Республики
Саха (Якутия), Чувашской Республики, Республики Башкортостан (САПП, 1994, N 15,
ст. 1215; СЗ РФ 1994, N 4, ст. 305; 1995, N 4, ст. 281; 1996, N 4, ст. 262).

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ