ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 5. Принципы, определяющие охрану прав работников и работодателей
.
§ 5. Принципы, определяющие охрану прав работников и работодателей
1. Обеспечение права работников и работодателей на объединение
для защиты своих прав и интересов.
Этот принцип не имеет прямого отношения к правовому регулированию
труда на производстве. Он обращен к сторонам трудовых отношений в целях
побуждения их инициативы к объединению и активным действиям по защите своих
прав и интересов. Работникам предоставляется право создавать профсоюзы и вступать
в них, работодатели вправе создавать объединения предпринимателей и
промышленников и представлять свои интересы в органах государственной власти и
государственного управления.
Создаваемые работниками и работодателями объединения призваны
вырабатывать при координирующей роли государства стратегию и тактику своего
поведения. Как представители труда и капитала они должны соблюдать баланс
обоюдных интересов, поддерживать социальное партнерство, не допускать
социальных конфликтов.
Будучи закрепленным в ст. 2 ТК РФ, этот принцип предполагает
не только активное участие в защите своих прав работников и работодателей, но и
деятельность в этом направлении правоохранительных органов государства.
2. Принцип установления государственных гарантий по обеспечению
прав работников и работодателей, осуществлению надзора и контроля за их
соблюдением.
Предусмотренный ст. 2 ТК РФ принцип установления государственных
гарантий, обеспечивающих права работников и работодателей, выражает сущность
юридических норм, направленных на всемерную охрану и защиту прав сторон
трудовых отношений от каких-либо нарушений. Названный принцип предусматривает
систему государственного надзора и контроля за неукоснительным соблюдением
этих норм.
В настоящее время действуют три вида государственного
надзора и контроля в лице следующих органов: 1) основную функцию государственного
надзора и контроля выполняют органы Федеральной инспекции труда; 2) в отдельных
отраслях и на некоторых объектах промышленности надзор за безопасным ведением
работ наряду с органами Федеральной инспекции труда осуществляют специально
уполномоченные органы — федеральные надзоры; 3) внутриведомственный
государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Непосредственные обязанности по осуществлению государственного
надзора и контроля за соблюдением прав работников и работодателей возложены на
специальных должностных лиц — государственных инспекторов труда.
Указанный в ст. 2 ТК РФ принцип предполагает, что государственный
надзор за точным и единообразным применением юридических норм, устанавливающих
права работников и работодателей, осуществляют органы прокуратуры.
Подробнее о полномочиях органов государственного надзора и
контроля и государственных инспекторов труда см. ст. 353—369 ТК РФ.
3. Принцип обеспечения каждого на защиту государством его
трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.
Указанный принцип предполагает участие компетентных органов
государства в защите нарушенных прав и свобод. Среди этих органов выделяются прежде
всего суды. Судебную защиту трудовых прав и свобод следует признать в
современных условиях наиболее эффективной.
В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры как по
заявлению самого работника, так и по заявлению профсоюзного органа, защищающего
интересы работников, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым
спорам (КТС) либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению
прокурора, если решение комиссии не соответствует законам или иным нормативным
правовым актам.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые
споры по заявлению работника — о восстановлении на работе независимо от
основания прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки
причин увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного
прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой
работы (подробнее см. главу 60 ТК РФ «Рассмотрение индивидуальных трудовых
споров»).
4. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и
коллективных споров, а также на забастовку.
Указанный принцип, закрепленный в ст. 2 ТК РФ, базируется на
положениях Конституции РФ (ст. 37) и потому вполне может быть признан
конституционным. Его суть состоит в том, чтобы предоставить сторонам трудовых
отношений максимальные возможности отстаивать свои законные права и интересы в
цивилизованных формах, используя весь арсенал судебных и правоохранительных
органов.
Под индивидуальным трудовым спором следует понимать неурегулированные
разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и
иных правовых нормативных актов, содержащих нормы трудового права,
коллективного договора, соглашения, трудового договора, в том числе об установлении
или изменении индивидуальных условий труда, о которых
[заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров.
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия
между работниками (их представителями) и работодателями |(их представителями)
по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату),
заключения, изменения |и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также
|в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного
органа работников при принятии актов, содержащих [нормы трудового права в
организациях.
Индивидуальные трудовые споры разрешаются в КТС и
судах,[коллективные — с применением примирительных процедур в примирительных
комиссиях; путем привлечения посредника; в трудовом арбитраже.
Право на забастовку следует рассматривать как исключительную
возможность трудового коллектива и его представителя[(профсоюза) воздействовать
на работодателя в целях защиты сво-|их коллективных интересов.
Подробнее о правовом регулировании индивидуальных и
коллективных трудовых споров см. главы 60, 61 ТК РФ.
5. Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать
условия заключенного договора (ст. 2 ТК РФ) выражает главную [сущность правовых
норм, входящих в институт трудового договора. |В силу этой своей значимости, а
также возможностей выхода обязанностей сторон за пределы этого института
законодатель рассматривает его не только как принцип института трудового
договора, но и как общеотраслевой принцип.
Указанный принцип предполагает обеспечение основных полномочий
хозяйской власти работодателя, входящих в содержание •трудового договора,— его
право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного
отношения к имуществу работодателя. В свою очередь, этот принцип предусматривает
право работников требовать от работодателя соблюдения его (обязанностей по
отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права.
Перечень основных обязанностей сторон трудового договора
следует рассматривать в качестве элементов их статуса. Подробнее об этом см.
ст. 21 и 22 ТК РФ.
6. Статья 2 ТК РФ в качестве принципа трудового законодательства
закрепляет обеспечение права представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права.
Важной характерной чертой этого принципа является то, что
речь в данном случае идет о профсоюзном контроле. Он, конечно, отличается от
государственного контроля, однако его содержание в ст. 2 ТК РФ не раскрывается.
Потому следует руководствоваться положениями главы 58 ТК РФ (ст. 370—378).
Профессиональные союзы и их объединения могут создавать
правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются
полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими
профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональное, а также
территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов,
действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические
инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании
принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего
общероссийского объединения профессиональных союзов.
7. Принцип обеспечения охраны труда и здоровья работников.
В ст. 2 ТК РФ этот принцип не получил легального закрепления,
однако в ст. 10 ТК РФ он получил развитие в виде основных направлений
государственной политики в области охраны труда. Наиболее существенной из них
является возложение обеспечения безопасных условий труда на работодателя,
который обязан внедрять современные технические средства, предупреждающие производственный
травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие
возникновение профессиональных заболеваний работников.
Подлинная забота об охране труда и здоровья работников в современных
условиях считается действенной лишь в том случае, если нормы права обеспечивают
не только эффективные мероприятия по технике безопасности, но и массовое
внедрение в производство безопасной техники. Поэтому ст. 211 ТК РФ запрещает
принимать и вводить в эксплуатацию предприятия, цехи, участки и отдельные
производства, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.
Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного
назначения не допускается без разрешения органов, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической
инспекции профсоюзов и профсоюзного комитета организации. В правовом плане
создание безопасных для жизни и здоровья условий труда достигается
обеспечением принятия и неукоснительным соблюдением правил по охране труда,
обязательных для работодателя, и инструкций по технике безопасности,
обязательных для работников (ст. 212, 214 ТК РФ).
Анализ современного законодательства по охране труда дает основания
полагать, что правовой принцип обеспечения охраны труда и здоровья работников
характеризуется следующими основными чертами носит всеобщий характер, поскольку
нормы трудового права предусматривают проведение мероприятий в области охраны
труда во всех без исключения организациях и по отношению ко всем работникам
(ст. 211 ТК РФ) требует, чтобы наиболее высокий уровень правового регулирования
охраны труда был установлен на вредных производствах, а также на тяжелых
работах и в горячих цехах (ст. 215 ТК РФ) предполагает первоочередную заботу об
охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью (главы 41,
42 ТК РФ) предусматривает независимый надзор и контроль за соблюдением правил
по охране труда, осуществляемый специальными уполномоченными на то
государственными органами, а также профсоюзами (включая состоящие в их ведении
техническую и правовую инспекции труда).
8. Гарантированность трудовых прав работников.
В системе принципов трудового права этот принцип занимает
особое место, поскольку выражает сущность огромного количества норм, имеющих
своим назначением обеспечить реальное осуществление всех без исключения
трудовых прав, которыми согласно действующему законодательству обладают
работники. При этом принцип гарантированности трудовых прав работников предполагает
высокий уровень организационно-правовых средств их обеспечения. Юридические
гарантии должны быть эффективными при любых обстоятельствах. Это достигается,
во-первых, путем содействия осуществлению трудовых прав и, во-вторых, путем
устранения возможных препятствий в процессе их реализации.
Анализ трудового законодательства России свидетельствует,
что его эффективность во многом определяется разумным сочетанием в нем
поощрительных и принудительных средств обеспечения трудовых прав работников.
Причем средства поощрения и убеждения всегда играли и играют главенствующую
роль. Вместе с тем, в действующем трудовом законодательстве имеются достаточно
эффективные средства принуждения, которые применяются в случаях, когда
нормальное осуществление трудовых прав наталкивается на какое-то сопротивление
со стороны отдельных должностных лиц и органов. Таковы, например, нормы,
устанавливающие возложение ответственности на должностное лицо, виновное в
незаконном увольнении или переводе работника (ст. 234 ТК РФ), а также
ответственность за нарушение правил по охране труда (ст. 232 ТК РФ).
.