§ 5. Принципы, определяющие охрану прав работников и работодателей :: vuzlib.su

§ 5. Принципы, определяющие охрану прав работников и работодателей :: vuzlib.su

544
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 5. Принципы, определяющие охрану прав работников и работодателей

.

§ 5. Принципы, определяющие охрану прав работников и работодателей

1. Обеспечение права работников и работодателей на объедине­ние
для защиты своих прав и интересов.

Этот принцип не имеет прямого отношения к правовому регу­лированию
труда на производстве. Он обращен к сторонам трудо­вых отношений в целях
побуждения их инициативы к объедине­нию и активным действиям по защите своих
прав и интересов. Работникам предоставляется право создавать профсоюзы и всту­пать
в них, работодатели вправе создавать объединения предпри­нимателей и
промышленников и представлять свои интересы в органах государственной власти и
государственного управления.

Создаваемые работниками и работодателями объединения при­званы
вырабатывать при координирующей роли государства страте­гию и тактику своего
поведения. Как представители труда и капита­ла они должны соблюдать баланс
обоюдных интересов, поддержи­вать социальное партнерство, не допускать
социальных конфликтов.

Будучи закрепленным в ст. 2 ТК РФ, этот принцип предпола­гает
не только активное участие в защите своих прав работников и работодателей, но и
деятельность в этом направлении правоох­ранительных органов государства.

2. Принцип установления государственных гарантий по обеспече­нию
прав работников и работодателей, осуществлению надзора и контроля за их
соблюдением.

Предусмотренный ст. 2 ТК РФ принцип установления госу­дарственных
гарантий, обеспечивающих права работников и рабо­тодателей, выражает сущность
юридических норм, направленных на всемерную охрану и защиту прав сторон
трудовых отношений от каких-либо нарушений. Названный принцип предусматривает
систему государственного надзора и контроля за неукоснитель­ным соблюдением
этих норм.

В настоящее время действуют три вида государственного
надзора и контроля в лице следующих органов: 1) основную функцию госу­дарственного
надзора и контроля выполняют органы Федеральной инспекции труда; 2) в отдельных
отраслях и на некоторых объектах промышленности надзор за безопасным ведением
работ наряду с органами Федеральной инспекции труда осуществляют специально
уполномоченные органы — федеральные надзоры; 3) внутриведомст­венный
государственный контроль в подведомственных организаци­ях осуществляют
федеральные органы исполнительной власти, орга­ны исполнительной власти
субъектов РФ и органы местного само­управления.

Непосредственные обязанности по осуществлению государствен­ного
надзора и контроля за соблюдением прав работников и работодателей возложены на
специальных должностных лиц — государ­ственных инспекторов труда.

Указанный в ст. 2 ТК РФ принцип предполагает, что государ­ственный
надзор за точным и единообразным применением юри­дических норм, устанавливающих
права работников и работодате­лей, осуществляют органы прокуратуры.

Подробнее о полномочиях органов государственного надзора и
контроля и государственных инспекторов труда см. ст. 353—369 ТК РФ.

3. Принцип обеспечения каждого на защиту государством его
трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

Указанный принцип предполагает участие компетентных орга­нов
государства в защите нарушенных прав и свобод. Среди этих органов выделяются прежде
всего суды. Судебную защиту трудо­вых прав и свобод следует признать в
современных условиях наи­более эффективной.

В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры как по
заявлению самого работника, так и по заявлению профсоюз­ного органа, защищающего
интересы работников, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым
спорам (КТС) либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявле­нию
прокурора, если решение комиссии не соответствует законам или иным нормативным
правовым актам.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные тру­довые
споры по заявлению работника — о восстановлении на ра­боте независимо от
основания прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки
причин увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного
прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения ни­жеоплачиваемой
работы (подробнее см. главу 60 ТК РФ «Рассмот­рение индивидуальных трудовых
споров»).

4. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и
коллективных споров, а также на забастовку.

Указанный принцип, закрепленный в ст. 2 ТК РФ, базируется на
положениях Конституции РФ (ст. 37) и потому вполне может быть признан
конституционным. Его суть состоит в том, чтобы предоставить сторонам трудовых
отношений максимальные воз­можности отстаивать свои законные права и интересы в
цивили­зованных формах, используя весь арсенал судебных и правоохра­нительных
органов.

Под индивидуальным трудовым спором следует понимать не­урегулированные
разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и
иных правовых нормативных актов, содержащих нормы трудового права,
коллективного до­говора, соглашения, трудового договора, в том числе об установ­лении
или изменении индивидуальных условий труда, о которых

[заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия
между работниками (их представителями) и работодателями |(их представителями)
по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату),
заключения, изменения |и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также
|в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного предста­вительного
органа работников при принятии актов, содержащих [нормы трудового права в
организациях.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются в КТС и
судах,[коллективные — с применением примирительных процедур в примирительных
комиссиях; путем привлечения посредника; в трудовом арбитраже.

Право на забастовку следует рассматривать как исключительную
возможность трудового коллектива и его представителя[(профсоюза) воздействовать
на работодателя в целях защиты сво-|их коллективных интересов.

Подробнее о правовом регулировании индивидуальных и
коллективных трудовых споров см. главы 60, 61 ТК РФ.

5. Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать
условия заключенного договора (ст. 2 ТК РФ) выражает главную [сущность правовых
норм, входящих в институт трудового договора. |В силу этой своей значимости, а
также возможностей выхода обязанностей сторон за пределы этого института
законодатель рассматривает его не только как принцип института трудового
договора, но и как общеотраслевой принцип.

Указанный принцип предполагает обеспечение основных полномочий
хозяйской власти работодателя, входящих в содержание •трудового договора,— его
право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного
отношения к иму­ществу работодателя. В свою очередь, этот принцип предусматри­вает
право работников требовать от работодателя соблюдения его (обязанностей по
отношению к работникам, трудового законода­тельства и иных актов, содержащих
нормы трудового права.

Перечень основных обязанностей сторон трудового договора
следует рассматривать в качестве элементов их статуса. Подробнее об этом см.
ст. 21 и 22 ТК РФ.

6. Статья 2 ТК РФ в качестве принципа трудового законода­тельства
закрепляет обеспечение права представителей профсоюзов осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права.

Важной характерной чертой этого принципа является то, что
речь в данном случае идет о профсоюзном контроле. Он, конечно, отличается от
государственного контроля, однако его содержание в ст. 2 ТК РФ не раскрывается.
Потому следует руководствовать­ся положениями главы 58 ТК РФ (ст. 370—378).

Профессиональные союзы и их объединения могут создавать
правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются
полномочиями, предусмотренными положениями, ут­верждаемыми общероссийскими
профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональное, а также
территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных сою­зов,
действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические
инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании
принимаемых ими по­ложений в соответствии с типовым положением соответствующе­го
общероссийского объединения профессиональных союзов.

7. Принцип обеспечения охраны труда и здоровья работников.

В ст. 2 ТК РФ этот принцип не получил легального закрепле­ния,
однако в ст. 10 ТК РФ он получил развитие в виде основных направлений
государственной политики в области охраны труда. Наиболее существенной из них
является возложение обеспечения безопасных условий труда на работодателя,
который обязан вне­дрять современные технические средства, предупреждающие про­изводственный
травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиениче­ские условия, предотвращающие
возникновение профессиональных заболеваний работников.

Подлинная забота об охране труда и здоровья работников в со­временных
условиях считается действенной лишь в том случае, если нормы права обеспечивают
не только эффективные меро­приятия по технике безопасности, но и массовое
внедрение в про­изводство безопасной техники. Поэтому ст. 211 ТК РФ запрещает
принимать и вводить в эксплуатацию предприятия, цехи, участки и отдельные
производства, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.
Ввод в эксплуатацию новых и рекон­струированных объектов производственного
назначения не допус­кается без разрешения органов, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической
инспекции профсоюзов и профсоюзного комитета организации. В правовом плане
создание безопасных для жизни и здоровья ус­ловий труда достигается
обеспечением принятия и неукоснитель­ным соблюдением правил по охране труда,
обязательных для рабо­тодателя, и инструкций по технике безопасности,
обязательных для работников (ст. 212, 214 ТК РФ).

Анализ современного законодательства по охране труда дает ос­нования
полагать, что правовой принцип обеспечения охраны труда и здоровья работников
характеризуется следующими основными чертами носит всеобщий характер, поскольку
нормы трудового права предусматривают проведение мероприятий в области охраны
труда во всех без исключения организациях и по отношению ко всем ра­ботникам
(ст. 211 ТК РФ) требует, чтобы наиболее высокий уровень правового регулиро­вания
охраны труда был установлен на вредных производствах, а также на тяжелых
работах и в горячих цехах (ст. 215 ТК РФ) предполагает первоочередную заботу об
охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью (главы 41,
42 ТК РФ) предусматривает независимый надзор и контроль за соблюде­нием правил
по охране труда, осуществляемый специальными уполномоченными на то
государственными органами, а также профсоюзами (включая состоящие в их ведении
техническую и правовую инспекции труда).

8. Гарантированность трудовых прав работников.

В системе принципов трудового права этот принцип занимает
особое место, поскольку выражает сущность огромного количества норм, имеющих
своим назначением обеспечить реальное осуществ­ление всех без исключения
трудовых прав, которыми согласно действующему законодательству обладают
работники. При этом принцип гарантированности трудовых прав работников предпола­гает
высокий уровень организационно-правовых средств их обеспе­чения. Юридические
гарантии должны быть эффективными при любых обстоятельствах. Это достигается,
во-первых, путем содейст­вия осуществлению трудовых прав и, во-вторых, путем
устранения возможных препятствий в процессе их реализации.

Анализ трудового законодательства России свидетельствует,
что его эффективность во многом определяется разумным сочета­нием в нем
поощрительных и принудительных средств обеспече­ния трудовых прав работников.
Причем средства поощрения и убеждения всегда играли и играют главенствующую
роль. Вме­сте с тем, в действующем трудовом законодательстве имеются достаточно
эффективные средства принуждения, которые приме­няются в случаях, когда
нормальное осуществление трудовых прав наталкивается на какое-то сопротивление
со стороны от­дельных должностных лиц и органов. Таковы, например, нормы,
устанавливающие возложение ответственности на должностное лицо, виновное в
незаконном увольнении или переводе работни­ка (ст. 234 ТК РФ), а также
ответственность за нарушение правил по охране труда (ст. 232 ТК РФ).

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ