ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
.
§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов
Тарифная система сохраняет свое обязательное действие для
значительной части работников, работающих в бюджетной сфере, а кроме того, она
может быть использована и для трудящихся всех иных форм и отраслей хозяйства.
Тарифную систему можно определить как совокупность нормативных
актов, принимаемых в централизованном порядке и позволяющих дифференцировать
оплату труда в зависимости от его сложности и условий производства (с учетом
тяжести и вредности), а также квалификации работника на основе единых
критериев. Принятие в централизованном порядке тарифных ставок, тарифных сеток,
тарифных коэффициентов и тарифно-квалификационных справочников, составляющих
тарифную систему и являющихся ее элементами, дает возможность «с одинаковой
меркой» подойти к оценке фактически различного труда.
Теперь это удел учреждений и лишь некоторых предприятий с
бюджетным финансированием. Основная же часть предприятий сама решает, принять
ей тарифную систему или нет.
Но при этом, видимо, следует учесть, что требования, предъявляемые
к работнику, имеющему определенный квалификационный разряд, должны быть
одинаковы, иначе шкала тарифных разрядов теряет смысл. А это возможно только с
помощью закрепленных в тарифно-квалификационных справочниках определенных квалификационных
требований, соответствующих тому или иному разряду. Наличие таких справочников
и присвоение работнику определенного разряда дают возможность вне зависимости
от установления испытательного срока при приеме на работу только путем
ознакомления с трудовой книжкой определить уровень его квалификации.
Практически везде, где применяются разряды, более высокий
разряд свидетельствует о более высокой квалификации (исключение составляют
водители транспорта). Причем присвоение квалификационных разрядов производится
квалификационной комиссией, создаваемой на предприятиях (в учреждениях)
администрацией с участием представителя соответствующего профсоюзного органа.
Эта комиссия, выяснив уровень теоретических знаний работника
и его практических навыков, принимает решение о присвоении ему соответствующего
разряда. Понятно, что подход к определению уровня квалификации должен быть
единым и присвоение работнику соответствующего разряда должно означать, что его
знания и навыки удовлетворяют общеустановленным требованиям, закрепленным в
тарифно-квалификационном справочнике. Поэтому не может быть «своей» тарифной
системы на каждом предприятии.
В организациях бюджетной сферы проводится периодическая
аттестация работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) и в соответствии с
Основными положениями о порядке проведения аттестации*.
* См.: Бюллетень Министерства труда РФ 1992. №11 – 12. С.
18.
Одним из основных элементов тарифной системы является тарифная
ставка, представляющая собой размер оплаты труда за единицу времени работнику
соответствующего разряда (квалификации). Тарифные ставки могут быть часовыми,
дневными и месячными. Месячная тарифная ставка служащего называется окладом.
Тарифные ставки возрастают по мере увеличения разряда, поскольку
разряд — показатель уровня квалификации, а также соответственно и сложности
выполняемой работы.
Соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется
в тарифной сетке с помощью тарифного коэффициента, стоящего против каждого
разряда и показывающего, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше
тарифной ставки первого разряда. Коэффициент тарифной ставки 1-го разряда
принимается за единицу.
Раньше тарифные ставки, хотя и утверждались в
централизованном порядке, имели, как правило, отраслевую принадлежность. Теперь
вся тарифная система в качестве императива применяется только в тех отраслях
экономики, которые финансируются из бюджета. Для работников отраслей вводится
ЕТС, состоящая из 18 разрядов. Соотношение между тарифными коэффициентами
определено как 1:10,07. Таким образом, чтобы определить величину тарифной ставки
— должностного оклада работника, имеющего 18-й разряд, нужно тарифную ставку
1-го разряда умножить на 10,07. Размер тарифной ставки 1-го разряда
устанавливается Правительством РФ.
ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы вместе с
тарифными коэффициентами утверждена постановлением Правительства РФ от 14
октября 1992 г. «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной
сферы на основе единой тарифной сетки»*. В соответствии с постановлением
врачам, например, в зависимости от квалификации должны быть присвоены разряды
с 8-го по 15-й, медицинским сестрам — с 4-го по 10-й, учителям всех
специальностей — с 7-го по 14-й, и т.д. Этим же постановлением министерствам и
ведомствам РФ было предложено вместе с Министерством труда РФ разработать
квалификационные требования по должностям служащих и профессиям рабочих, а
также положения о порядке проведения аттестации. Руководители организаций,
учреждений и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, обязывались
провести аттестацию служащих и перетарификацию рабочих в соответствии с
квалификационными требованиями.
* Российская газета. 1992. 28 окт.
Министерство труда РФ разработало Методические рекомендации
по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений,
организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, в которых
изложены принципы тарификации служащих и порядок установления им разрядов*.
* См.: Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №11 — 12. С.
18.
Профессии рабочих бюджетной сферы тарифицируются в
соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих с 1-го по 8-й разряд ЕТС. Размер
тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера
заработной платы, предусмотренного законом. Эта ставка применяется для оплаты
самых простых видов труда, не требующих какой-либо квалификации работника.
Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут
устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12-го разрядов ЕТС по
перечням, утверждаемым министерствами и ведомствами РФ и Министерством труда
РФ.
ЕТКС содержит квалификационную характеристику различных
видов работ по их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или
иная работа, и требований, которые предъявляются к знаниям и навыкам рабочего
при присвоении ему соответствующего разряда. В нем дается описание основных,
наиболее типичных работ, характерных для данной профессии и данного разряда*.
* См Общие положение ЕТКС работ и профессий рабочих,
утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 31 января 1985 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР 1985. №6.
Этим же справочником руководствуются при присвоении разрядов
рабочим, а также и ЕТС не только в бюджетной сфере, но и на всех других
предприятиях, которые намерены применять тарифную систему*.
* Отнесение профессий рабочих к разрядам оплаты труда Единой
тарифной сетки осуществляется в соответствии с постановлениями Министерства
труда России от 12 мая 1992 г № 15а «О применении действующих квалификационных
справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и
в организациях, расположенных на территории России» и от 10 ноября 1992 г «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».
Тарифная система, как это следует из ее определения,
предполагает учет не только сложности труда и уровня квалификации работника,
но и условий труда. Поэтому трудовое законодательство различает следующие
условия:
а) нормальные;
б) тяжелые и вредные;
в) особо тяжелые и особо вредные.
За работу с вредными условиями труда устанавливаются доплаты
к окладу (ставки) в размере 12 процентов; а за работы с особо вредными и
тяжелыми условиями труда — в размере 24 процентов оклада, тарифной ставки*.
* См.: постановление Министерства труда РФ от 25 апреля 1995 г. (Бюллетень Министерства труда РФ 1995 № 5). Вместо указанных доплат могут вводиться и
повышенные тарифные ставки с применением соответствующих коэффициентов (См.:
Бюллетень Министерства труда РФ, 1995. № 5-13).
В отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах
могут быть установлены и более высокие доплаты за работу с вредными и особо
вредными и тяжелыми условиями труда.
Тяжелые климатические условия также влияют на величину тарифной
ставки (оклада) с помощью районных коэффициентов и надбавок, которые
увеличивают заработную плату работников организаций, расположенных в этих
местностях.
Федеральный закон «О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях» устанавливает для всех производственных и
непроизводственных отраслей районный коэффициент от 1,1 до 2,0 в зависимости от
степени неблагоприятности климатических условий.
С 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в
пустынях и безводной местности в размере 1,15 в некоторых районах Саратовской
области*.
* Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ.
1997. № 1. С. 6.
За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях также установлены процентные надбавки к заработной плате.
Таким образом, все надбавки и доплаты можно разделить на следующие
виды:
1) доплаты и надбавки, выплата которых обязательна и связана
со строго определенными в законодательстве условиями. Право на такие надбавки
не зависит от усмотрения администрации и формы собственности организации. Это
выплата районного коэффициента и процентной надбавки для работников, работающих
во вредных, тяжелых и особо вредных и тяжелых, а также неблагоприятных климатических
условиях;
2) надбавки и доплаты, которые установлены для бюджетных
организаций соответствующими нормативными актами, обязательны только для них.
Это доплаты за стаж, ученую степень, знание иностранного языка, классность и
др.;
3) надбавки и доплаты, выплата которых производится по усмотрению
самой организации в зависимости от ее финансовых возможностей. Основания для
их выплат предусматриваются в коллективных договорах и соглашениях.
Особое место среди доплат занимает индексация оплаты труда
(ст. 811 КЗоТ РФ), обусловленная инфляцией. Повышение заработной платы и
денежных доходов в связи с ростом потребительских цен регулируется Законом
РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений
граждан РСФСР»*. В строгом смысле это не надбавка к заработной плате, а
увеличение ее, равно как и других выплат (всех денежных доходов и сбережений),
производимое, как правило, в кратном размере. В этом состоит специфика
индексации**.
* См.: Российская газета. 1991. 12 нояб.
** Не подлежит индексации оплата труда работников
предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и
оказываемые услуги (ст. 2 Закона).
Рассматривая вопрос о роли тарифной системы в условиях рыночной
экономики, следует принять во внимание и то, что в зарубежных странах различия
в оплате простого и квалифицированного труда совсем не всегда устанавливаются
стихийно. В большинстве развитых стран в той или иной форме существует
тарифная система, предполагающая установление оплаты труда и ее увеличение в
зависимости от квалификации работника. Она выполняет роль своеобразного
стимулятора в повышении квалификации работников. Так, в Германии на отраслевом
уровне заключаются тарифные договоры по заработной плате. Определенная
деятельность причислена в них к соответствующему тарифному разряду. И на
основании тарифно-квалификационной характеристики каждый работник может определить,
по какому тарифному разряду должен оплачиваться его труд. Так, тарифный
договор, действующий в настоящее время в некоторых подотраслях
металлургической промышленности, содержит 10 тарифных разрядов с
дифференциацией заработной платы в размере 3 процентов за каждый разряд*.
*См.: Человек и труд. 1993. №8. С. 28.
В Японии, стране с особыми традициями, в 50-е гг. ряд
компаний также увязывал величину заработка с квалификационными требованиями
рабочего места. В последнее время вместо фиксированного размера оклада для
каждого квалификационного разряда введены вилки окладов, облегчающие ротацию
персонала в рамках разряда. В ряде фирм существует правило, согласно которому
ежегодно постоянный работник получает повышение квалификационного разряда,
если у него не было дисциплинарных взысканий и случаев длительного отсутствия
на работе.
Интересно привести и мнение бывшего премьер-министра Дании
Сенкера Йоргенсена, высказанное им на Конференции по человеческому измерению,
которая состоялась летом 1990 г. в Копенгагене. Оценивая значение
государственного сектора в экономике, он сказал, что этот сектор не должен
доминировать, но имеет равное с другими формами собственности право на
существование, «выполняя роль своего рода «барометра» уровня охраны интересов
рабочих и служащих»*.
* Волжанский П. «Человеческое измерение» Что это такое? //
Труд. 1990. 24 июля.
Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой тарифные
ставки определяются в отраслевых соглашениях, где устанавливаются единые для
отраслей экономики тарифные системы, а для государственных служащих, работников
национализированных отраслей, сферы общественного обслуживания заработная плата
регулируется в законодательном порядке.
И потому, не будучи обязанными применять эту систему, предприятия
могут и должны, видимо, воспользоваться ею для рациональной организации оплаты
труда, с тем чтобы первая составляла основу второй, выполняла роль ее
ориентира. Иными словами, тарифная система должна быть положена в основу при
заключении коллективного договора.
.