ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции
.
Огюст Конт и идеалистическая концепция эволюции
Основатель социологии О. Конт считал: для того, чтобы/ понять
современную эпоху] необходимо поместить ее в более широкий исторический
контекст и рассматривать просто как фазу на долгом пути человеческой истории.
Индустриально-урбанистическое капиталистическое общество — не случайность, а
естественный, необходимый продукт предыдущих процессов. Невозможно дать
адекватное объяснение, что-либо предсказать и дать практические рекомендации
относительно любого современного феномена без реконструкции всей предшествующей
истории.
Конт пытался сделать это с помощью знаменитого «закона трех
стадий». Он считал, что движущая сила исторических изменений обнаруживается в
области мысли и духа: в тех способах, при помощи которых люди постигают
реальность, в методах, которые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и
управлять миром. Качество и количество знаний, которыми обладает общество,
постоянно растут. Эта основная черта общества определяет все другие аспекты
социальной жизни — экономические, политические, военные. (Человеческий род в
своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.
На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те
ответственны за земные события. Вначале это духи или души, находящиеся внутри
предметов, растений, животных (фетишизм, анимизм), затем — многочисленные
боги, ответственные за различные фазы жизни (политеизм), и наконец единый
всемогущий бог (монотеизм). Данный период характеризуется доминированием
военного образа жизни и широким распространением института рабства.(Вторая,
метафизическая, стадия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными
причинами и сущностями, фундаментальными принципами реальности,
воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, узаконенного права и легитимного
правительства доминируют в политической жизни. На третьей, позитивной, стадии
люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении,
сравнении и эксперименте) Это век науки и промышленности. Достигнув позитивной
стадии, развитие окончательно становится открытым. Резервуар человеческих
знаний постоянно пополняется. Наука вечно движется вперед, все более приближаясь
к познанию реальности, но так никогда и не достигая полной и окончательной
истины. «Такова история изменений в сознании и обществе, которые совпадают и
отражают друг друга» (281; 197) ^Эволюция, таким образом, представляет собой
прежде всего эволюцию методов получения и накопления знаний.
.