ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации
.
Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации
В конце своей деятельной и плодотворной карьеры Талкотт
Парсонс занялся проблемой долговременных исторических изменений. В книгах
«Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (323) и «Системы
современных обществ» (325) он изложил собственные, более ранние
структурно-функционалистские концепции с целью использовать их для
интерпретации эволюционных трансформаций человеческого общества.
Парсонс различает два вида процессов, происходящих в любой
социальной системе. Одни, интегративные и регулирующие, имеют компенсаторный
характер, поскольку обеспечивают восстановление равновесия после возмущений и
гарантируют непрерывность и воспроизводство общества. Другие, а именно процессы
структурных изменений, затрагивают систему основных ценностей и норм.
«Структурные изменения — это изменения в ценностях, регулирующих взаимодействия
единиц системы» (227′ 85).
Структурные изменения осуществляются в соответствии с эволюционистской
моделью. Каждая следующая фаза отличается возрастающей сложностью, что
выражается в увеличении числа и разнообразия специализированных единиц внутри
системы. Это с необходимостью требует новых форм кооперации, координации и
организации. «Социокультурная эволюция, как и эволюция организмов, идет от
простых форм к более сложным» (323; 2). Иными словами, «фактором, направляющим
эволюцию, является возрастание способности к адаптации» (323; 26). Но это
только общая тенденция, которая не исключает различия специфических
эволюционных траекторий. Эволюция не однолинейна, а мультилинейна, «на каждом
уровне она включает в себя достаточно широкое разнообразие различных форм и типов»
(323; 2).
Парсонс выделяет четыре основных механизма эволюции:
дифференциация, возрастание адаптивности, включение и ценностная генерализация
(323; 22—23; 325; 26—28).
1. Первый — механизм дифференциации, т. е. формирования
новых, специфических с точки зрения структуры и функций, единиц. «Дифференциация
есть разделение единого, или структуры, социальной системы, на две или более
единиц, или структур, различающихся своими характеристиками и функциональным
назначением в рамках системы» (325; 26). Так, например, произошло разделение
домашнего хозяйства семьи крестьянина на современное домашнее хозяйство и
современную организацию наемного труда.
2. Возрастание адаптивности — это увеличение эффективности
каждой новой единицы (целостности) по сравнению с прежней. «Адаптивное
улучшение есть процесс, благодаря которому социальным единицам становится
доступен более широкий диапазон ресурсов, в результате чего их
функционирование может быть освобождено от некоторых прежних ограничений» (325;
27). Например, современная фабрика выпускает больше разнообразной продукции и
делает это более эффективно, чем крестьянское хозяйство.
3. Механизм включения обеспечивает интеграцию в общество
новых единиц — при условии сохранения их слаженной работы в новых условиях.
«Эти проблемы, в том числе формирование новых норм, ценностей и правил, могут
быть решены лишь путем включения новых единиц, структур и механизмов в
нормативную основу социальной общности» (325; 27).
4. Ценностная генерализация — это механизм формирования
общих нормативных стандартов путем включения разнообразных новых единиц и
гарантии их поддержки и легитимности. «Когда сеть социально структурированных
ситуаций становится более сложной, ценностный образец должен быть переведен на
более высокий уровень генерализации, чтобы обеспечить социальную стабильность»
(325; 27).
Все четыре механизма действуют вместе. «Состояние любого конкретного
общества, а тем более системы взаимодействующих обществ… есть комплексный
результат прогрессивных циклов, включающих эти (и другие) процессы изменения»
(323; 23).
Эволюция проходит следующие стадии: 1) примитивную, 2)
продвинутую примитивную, 3) промежуточную и 4) современную. Примитивное
общество в высшей степени однообразно и гомогенно, в нем отсутствуют
специализированные подсистемы. В основе социальных связей лежат родство и
религия, а участие в жизни общества определяется предписанным статусом и тем
или иным частным критерием. Продвинутая примитивная стадия начинается с
разделением примитивного общества на подсистемы: политические функции
отделяются от религиозных, а из последних выделяются религиозные и секулярные
ценности. Общество становится стратифицированным, и жизнь в нем все больше определяется
успехом, а не предписанием. В промежуточных обществах возникает письменность,
позволяющая накапливать информацию, расширять границы общения и передавать
традиции. Усложняется социальная стратификация общества, которая определяется
более универсальными принципами. Ценности обобщаются и секуляризуются.
Наконец, на западе, к северу от Средиземноморья, в том районе Европы, который
входил в западную часть Римской империи, «возникает общество современного типа,
формирующееся на единой — эволюционной — основе. Христианское общество
западного типа обеспечило в дальнейшем базу, с которой «стартовало» то, что мы
будем называть «системой» современных обществ «в чистом виде» (325; 1). Главные
характеристики современности таковы: 1) полная дифференциация четырех
подсистем: адаптационной, целенаправляющей, интегративной и поддерживающей; 2)
доминирующая роль экономики, с ее массовым производством, бюрократической
организацией, всеохватывающим рынком и деньгами как общей ареной и средством
обмена; 3) развитие правовой системы как основного механизма социальной
координации и контроля; 4) стратификация, основанная на универсальном критерии
успеха; 5) расширение опосредованной, деперсонифицированной, сложной сети социальных
взаимосвязей.
Образ эволюции, предложенный Парсонсом, подвергался критике
за явно прозападные черты.
Нагляднее всего прозападная ориентация Парсонса проявляется
в том, как он заканчивает свою историю эволюции: в наше время возникло
«лидирующее общество», представляющее собой кульминацию эволюционного процесса,
и это общество — Соединенные Штаты Америки. «Соединенные Штаты, — пишет
Парсонс, — первая новая нация, выполняющая примерно ту же роль, которую
выполняла Англия в XVII веке» (325; 87). Среди важнейших характеристик
американского общества Парсонс называет Такое описание ситуации в США слишком
идеалистично и далеко не во всем соответствует нынешним, порой весьма суровым
реалиям американской жизни. Судя по официальным данным, в 90-х годах один из
каждых семи граждан США находится за чертой бедности, уровень безработицы
приближается к 10%, усиливается расовая и этническая напряженность, наблюдается
постоянный экономический спад, и американское экономическое лидерство в мире
оспаривается как Дальним Востоком, так и объединяющейся Европой. Но замечания
Парсонса следует рассматривать в историческом контексте. Когда он проводил
свой анализ, США переживали период расцвета, в них царили ощущения подъема и
оптимизма. Его работы отражают это настроение. «Талкотт Парсонс, который писал
в США 1950-х и 1960-х годов, чувствовал себя на вершине человеческой
цивилизации, как и Огюст Конт, который в 30-х годах XIX века верил, что его
Франция являет собой образец будущего для всех остальных, менее развитых
обществ того времени» (82; 39).
.