Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации :: vuzlib.su

Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации :: vuzlib.su

75
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации

.

Талкотт Пирсоне и расширенная теория дифференциации

В конце своей деятельной и плодотворной карьеры Талкотт
Парсонс занялся проблемой долговременных исторических из­менений. В книгах
«Общества: эволюционные и сравнительные пер­спективы» (323) и «Системы
современных обществ» (325) он изло­жил собственные, более ранние
структурно-функционалистские концепции с целью использовать их для
интерпретации эволю­ционных трансформаций человеческого общества.

Парсонс различает два вида процессов, происходящих в лю­бой
социальной системе. Одни, интегративные и регулирующие, имеют компенсаторный
характер, поскольку обеспечивают вос­становление равновесия после возмущений и
гарантируют не­прерывность и воспроизводство общества. Другие, а именно про­цессы
структурных изменений, затрагивают систему основных ценностей и норм.
«Структурные изменения — это изменения в ценностях, регулирующих взаимодействия
единиц системы» (227′ 85).

Структурные изменения осуществляются в соответствии с эво­люционистской
моделью. Каждая следующая фаза отличается возрастающей сложностью, что
выражается в увеличении числа и разнообразия специализированных единиц внутри
системы. Это с необходимостью требует новых форм кооперации, координа­ции и
организации. «Социокультурная эволюция, как и эволю­ция организмов, идет от
простых форм к более сложным» (323; 2). Иными словами, «фактором, направляющим
эволюцию, является возрастание способности к адаптации» (323; 26). Но это
только общая тенденция, которая не исключает различия спе­цифических
эволюционных траекторий. Эволюция не одноли­нейна, а мультилинейна, «на каждом
уровне она включает в себя достаточно широкое разнообразие различных форм и ти­пов»
(323; 2).

Парсонс выделяет четыре основных механизма эволюции:
дифференциация, возрастание адаптивности, включение и цен­ностная генерализация
(323; 22—23; 325; 26—28).

1. Первый — механизм дифференциации, т. е. формирования
новых, специфических с точки зрения структуры и функций, еди­ниц. «Дифференциация
есть разделение единого, или структуры, социальной системы, на две или более
единиц, или структур, раз­личающихся своими характеристиками и функциональным
на­значением в рамках системы» (325; 26). Так, например, произо­шло разделение
домашнего хозяйства семьи крестьянина на со­временное домашнее хозяйство и
современную организацию на­емного труда.

2. Возрастание адаптивности — это увеличение эффективнос­ти
каждой новой единицы (целостности) по сравнению с преж­ней. «Адаптивное
улучшение есть процесс, благодаря которому социальным единицам становится
доступен более широкий диа­пазон ресурсов, в результате чего их
функционирование может быть освобождено от некоторых прежних ограничений» (325;
27). Например, современная фабрика выпускает больше разнообраз­ной продукции и
делает это более эффективно, чем крестьянское хозяйство.

3. Механизм включения обеспечивает интеграцию в общество
новых единиц — при условии сохранения их слаженной работы в новых условиях.
«Эти проблемы, в том числе формирование но­вых норм, ценностей и правил, могут
быть решены лишь путем включения новых единиц, структур и механизмов в
нормативную основу социальной общности» (325; 27).

4. Ценностная генерализация — это механизм формирования
общих нормативных стандартов путем включения разнообразных новых единиц и
гарантии их поддержки и легитимности. «Когда сеть социально структурированных
ситуаций становится более сложной, ценностный образец должен быть переведен на
более высокий уровень генерализации, чтобы обеспечить социальную стабильность»
(325; 27).

Все четыре механизма действуют вместе. «Состояние любого конкретного
общества, а тем более системы взаимодействующих обществ… есть комплексный
результат прогрессивных циклов, включающих эти (и другие) процессы изменения»
(323; 23).

Эволюция проходит следующие стадии: 1) примитивную, 2)
продвинутую примитивную, 3) промежуточную и 4) современ­ную. Примитивное
общество в высшей степени однообразно и гомогенно, в нем отсутствуют
специализированные подсистемы. В основе социальных связей лежат родство и
религия, а участие в жизни общества определяется предписанным статусом и тем
или иным частным критерием. Продвинутая примитивная стадия на­чинается с
разделением примитивного общества на подсистемы: политические функции
отделяются от религиозных, а из послед­них выделяются религиозные и секулярные
ценности. Общество становится стратифицированным, и жизнь в нем все больше оп­ределяется
успехом, а не предписанием. В промежуточных обще­ствах возникает письменность,
позволяющая накапливать инфор­мацию, расширять границы общения и передавать
традиции. Ус­ложняется социальная стратификация общества, которая опреде­ляется
более универсальными принципами. Ценности обобща­ются и секуляризуются.
Наконец, на западе, к северу от Среди­земноморья, в том районе Европы, который
входил в западную часть Римской империи, «возникает общество современного типа,
формирующееся на единой — эволюционной — основе. Христи­анское общество
западного типа обеспечило в дальнейшем базу, с которой «стартовало» то, что мы
будем называть «системой» современных обществ «в чистом виде» (325; 1). Главные
характе­ристики современности таковы: 1) полная дифференциация че­тырех
подсистем: адаптационной, целенаправляющей, интегративной и поддерживающей; 2)
доминирующая роль экономики, с ее массовым производством, бюрократической
организацией, все­охватывающим рынком и деньгами как общей ареной и средст­вом
обмена; 3) развитие правовой системы как основного меха­низма социальной
координации и контроля; 4) стратификация, основанная на универсальном критерии
успеха; 5) расширение опосредованной, деперсонифицированной, сложной сети соци­альных
взаимосвязей.

Образ эволюции, предложенный Парсонсом, подвергался кри­тике
за явно прозападные черты.

Нагляднее всего прозападная ориентация Парсонса проявля­ется
в том, как он заканчивает свою историю эволюции: в наше время возникло
«лидирующее общество», представляющее собой кульминацию эволюционного процесса,
и это общество — Со­единенные Штаты Америки. «Соединенные Штаты, — пишет
Парсонс, — первая новая нация, выполняющая примерно ту же роль, которую
выполняла Англия в XVII веке» (325; 87). Среди важнейших характеристик
американского общества Парсонс на­зывает Такое описание ситуации в США слишком
идеалистично и далеко не во всем соответствует нынешним, порой весьма суро­вым
реалиям американской жизни. Судя по официальным дан­ным, в 90-х годах один из
каждых семи граждан США находится за чертой бедности, уровень безработицы
приближается к 10%, усиливается расовая и этническая напряженность, наблюдается
постоянный экономический спад, и американское экономичес­кое лидерство в мире
оспаривается как Дальним Востоком, так и объединяющейся Европой. Но замечания
Парсонса следует рас­сматривать в историческом контексте. Когда он проводил
свой анализ, США переживали период расцвета, в них царили ощуще­ния подъема и
оптимизма. Его работы отражают это настроение. «Талкотт Парсонс, который писал
в США 1950-х и 1960-х годов, чувствовал себя на вершине человеческой
цивилизации, как и Огюст Конт, который в 30-х годах XIX века верил, что его
Фран­ция являет собой образец будущего для всех остальных, менее развитых
обществ того времени» (82; 39).

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ