ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
11. Исторический материализм — Эволюционистские и
гегельянские корни
.
11. Исторический материализм — Эволюционистские и
гегельянские корни
В настоящей главе мы обратимся к другому видению истории,
которое, несмотря на его тесную связь с эволюционизмом, должно рассматриваться
отдельно. Речь идет об историческом материализме, представленном в работах
Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их многочисленных последователей.
Теория Маркса уходит корнями в интеллектуальную атмосферу
XIX в. Маркс разделял все фундаментальные научно-теоретические догадки своей
эпохи, согласно которым человеческая история есть «естественный», т. е.
регулярный и познаваемый процесс, и в качестве такового, подобно всем другим
областям реальности, должна быть предметом теоретического анализа с целью
выяснения ее законов. Научный подход позволит выявить тенденции в исторических
событиях даже на самой широкой исторической шкале, и это, в свою очередь,
позволит людям управлять своей судьбой. Конечная цель Маркса состояла в
определении «железных законов» человеческой истории для того, чтобы
формировать ее в прогрессивном направлении. Свое жизненное кредо он выразил в
одиннадцати «Тезисах о Фейербахе» (1845): «Философы лишь различным образом
объясняй мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (278; 30).
Некоторые основные положения Маркса относительно истории
просто повторяют эволюционистское кредо. Так, (1) он твердо верил в прогресс
как общее направление исторического процесса и разделял оптимизм
эволюционистов, подчеркивая постоянное улучшение общества. (2) Маркс считал,
что движущие силы истории имеют имманентный, обусловленный внутренними причинами
характер, и рассматривал ее как последовательное прохождение вполне
определимых стадий по единому пути (хотя признавал некоторые исключения и
отклонения от общей траектории, скажем, то, что он называл «азиатским способом
производства»). Наконец, (4) Маркс рассматривал в качестве важнейшей черты
истории растущую сложность и дифференциацию обществ, особо выделяя разделение
труда. Таким образом, некоторые работы основоположников марксизма полностью
соответствуют идеям классического эволюционизма. Например, «Происхождение
семьи, частной собственности и государства» Энгельса (1884) представляет собой
просто расширенный комментарий и дальнейшую разработку эволюционной теории
Льюиса Моргана.
Истинная специфика исторического материализма по сравнению
с эволюционизмом выявляется лишь тогда, когда Маркс обращается к учению Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831), в частности, к его концепции
диалектики. В крайне запутанной интерпретации истории, излагаемой Гегелем в
«Феноменологии духа» (1807) и «Лекциях по философии истории» (1832). можно
выделить два аспекта. Во-первых, форму, модель или логику исторического
процесса, иначе говоря, то, что в изначальном смысле подразумевается под
диалектикой. Во-вторых, субстанцию, указывающую на силы и деятелей (агентов),
движущих историю вперед. Гегель вводит для обозначения этой субстанции
идеалистическое понятие «Geist» («Дух»)*. Маркс подходит к Гегелю
избирательно: воспринимает его идею диалектики, но отвергает идеалистическое
содержание теории. Следуя другому немецкому философу того времени Людвигу
Фейербаху (1804—1872), он «разработал свою собственную материалистическую
философию как инверсию гегельянства, поставив философию Гегеля с головы на
ноги» (29; 12)**.
Идея Гегеля о диалектическом пути (форме, модели) истории
включает следующие положения, каждое из которых можно также найти в работах
Маркса.
1. Развитие истории имеет направленный, восходящий, прогрессивный
характер. «По утверждению Гегеля, если взять мировую историческую перспективу,
то мы увидим, что в кажущемся хаотическом множестве событий существует
внутренний логос, который принимает телеологическую форму. Повествование, или
«история», должна быть открыта в истории» (43; 18). История оптимистична: Дух
ведет ее к истинной и конечной цели — полной реализации свободы (43; 18).
2. Историческое развитие представляет собой не линейный,
прямой и беспрерывный путь, а процесс, сопровождающийся провалами,
отступлениями, переворотами, обретая свою прогрессивную суть лишь в конечном
счете. «Самореализация и самоисполнение Духа возможны только через
самоуничтожение… История разворачивается по сценарию постоянной борьбы и
самоуничтожения, в котором все социальные институты уничтожаются и
конструктивно преодолеваются» (43; 21). Метафора расширяющейся спирали
объясняет идею истории: процесс движется вперед и назад, но когда, вроде бы,
возвращается в прежнее состояние, то на самом деле оказывается на более
высоком уровне. Революции, происходящие в рамках каждого цикла, подвигают
общество на следующие ступени прогресса, даже если имеет место временный
регресс.
3. Историческое развитие — это не постепенный, гладкий и
кумулятивный процесс. Оно характеризуется специфическими прорывами, благодаря
которым основное качество движения радикально и быстро изменяется. Такие
прорывы, или качественные переломы, делят историю на естественные стадии, или
фазы.
4. Применительно к различным историческим горизонтам действует
тройная модель стадий. На всеобщей мировой шкале Дух проходит предысторию
первобытного существования, затем через фазу зависимости и рабства,
сопровождаемую борьбой за освобождение (все это, по Гегелю, является началом
основания государств), к конечной фазе, в которой достигает полной свободы,
самореализации и самопознания. Эта логика триады напоминает библейскую триаду
Эдема, земного проклятия и искупления, конечного спасения на Небесах. На более
короткой временной шкале, внутри каждой из эпох, отмечающих стадии этого
эпического цикла, также можно различить три подфазы: восхождение, реализацию и
упадок, подготавливающий почву для открытия следующего цикла на более высоком
уровне.
5. Исторический процесс протекает под действием имманентных,
эндогенных сил. «Дух является принципом самоактивности» (43; 21). Другими
словами, он создает причины для собственной трансформации.
6. Эти имманентные силы обнаруживаются в принципе отрицания:
противоречий, напряженности, конфликтов и их разрешения. Дух отягощен
постоянной борьбой, это «война с самим собой». «Самореализация и самонасыщение
Духа имеет место лишь через саморазрушение… Но энергия отрицания выражается
не в бессмысленном разрушении: это средство, с помощью которого реализуется
прогрессивное развитие к конкретной свободе» (43; 21).
7. Исторический процесс протекает на разных уровнях. Актуальные
исторические события направляются «хитростью разума», что непреднамеренно
создает всеобщую прогрессивную тенденцию на всемирно-историческом уровне Духа.
Здесь истинная историческая тенденция проявляет себя как постоянная и необходимая,
несмотря на многочисленные конкретные исторические случайности.
Таков диалектический каркас, на котором «крепится» история.
В оригинальной версии Гегеля автономная история Духа, разворачивающаяся на
своем собственном метафизическом уровне, попросту отражала действительные
исторические факты. Знаменитая реплика Гегеля о Наполеоне на поле битвы во
время победы под Веной — «Дух на коне» — как нельзя лучше иллюстрирует эту точку
зрения. «Когда ему случалось ссылаться на исторические события, он делал это
только для иллюстрации. Факты истории лишь обеспечивают комментарии к
«Феноменологии». Конечно, поскольку процесс необходим, в действительности он
раскрывается в мировой истории, но может быть объяснен, полагает Гегель, безотносительно
к тому, что происходит в реальности» (330; II, 148).
Маркс счел этот подход неприемлемым и предпринял попытку
перефразировать его в материалистических терминах, т. е. применительно к миру
как объективно существующему, включая природу, общество и человека. Для него
история — это не самораскрытие или самовоплощение Духа, а лишь последовательность
изменений человеческого общества. Ее движущий принцип надо искать в
«человеческой чувственной деятельности, практике» (278; 28). Диалектика была
«спущена на землю» и приспособлена в качестве инструмента для объяснения реального,
человеческого мира.
.