ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *
.
Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *
Другая часть уравнения «деятельность — структура» выведена
Томом Р. Бернсом и Еленой Флэм в «теории систем правил» (70). Хотя авторы и
заявляют, что преследуют цель «навести мосты между уровнями структур и
деятелей» (70; 9), тем не менее они сосредоточивают внимание не на деятелях,
которые формируют, а на структурах, которые формируются. Последние они рассматривают
в нормативных терминах как комплексные сети правил. «Человеческая деятельность
— при всем ее необычайном разнообразии и при всей оригинальности —
организуется и управляется в основном социально определенными правилами, а
также системами правил» (70; viii). Поскольку авторы работают в Упп-сале
(Швеция), невольно возникает вопрос: не есть ли это бессознательный отголосок
или сознательное продолжение важного направления шведской социологии,
известного под названием «школы Уппсалы», а именно нормативной онтологии
социального мира, разработанной Торгни Сегерштедтом (352). «Каждый вид взаимодействия
и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и
общезначимые символы, мы можем предсказывать» (352; 12).
Основным направлением упомянутой теории является сложный
анализ социальных правил, которые составляют «глубинные структуры человеческой
истории» (70; ix). Они делятся на три типа «модулей»: система правил, режим
правил и грамматику. Системы правил включают в себя правила, «зависящие от контекста
и обладающие временной спецификой, — правила, применяемые для структурирования
и регулирования социальных взаимодействий, выполнения определенной
деятельности, специфических заданий или взаимодействия в социально
обусловленных формах» (70; 13). Режимы правил поддерживаются социальными
санкциями, сетями власти и контроля и, следовательно, приобретают объективный,
внешний характер в человеческом восприятии. Они близки к тому, что обычно
называется инструкциями (в нормативном смысле этой общей категории). На
индивидуальном уровне системы обращаются в «грамматику социальных действий»,
используемую для структурирования и регулирования взаимодействий друг с другом
в определенных ситуациях или сферах деятельности (70; 14).
Столь сложная и многомерная нормативная сеть рассматривается
не как данность, в традиционном дюркгеймовском смысле, а как продукт
человеческой деятельности. «Социальные системы правил являются человеческими
конструкциями» (70; 30). «Люди постоянно формируют и изменяют социальные
системы правил» (70; 206) тремя способами: создавая, интерпретируя и применяя
их. Вся эта деятельность является областью социальных конфликтов и борьбы,
специфической «политикой» формирования правил. Возникая в человеческих
действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них. В полном соответствии
с Гидденсом, авторы говорят о «дуализме отношений». С одной стороны, социальные
правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как
обмен или политическое соревнование, определяют, кто допускается к участию,
какие взаимодействия считаются законными, где и как они могут выполняться, и
т.д. С другой стороны, процессы взаимодействий служат основой для формирования
и изменения систем правил, равно как и для их интерпретации и применения (70;
10—11).
Так, «люди своими действиями преобразуют условия этих действий»
(70; 3). Ключ к такому «дуализму» можно обнаружить в историческом измерении
человеческой реальности: «Системы, которым следуют люди в наши дни,
вырабатывались в течение Длительного времени. Благодаря взаимодействию
социальные группы и сообщества поддерживают и распространяют системы правил
на будущее» (70; 29). Берне и Флэм добавляют к теории деятельности богатый
анализ нормативных структур, который подкрепляют детальным разбором
эмпирических случаев, наиболее характерных для современного общества. К ним
относятся экономические рынки, бюрократия и технологические комплексы.
.