ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
9.4.1. Ленинский принцип партийности
.
9.4.1. Ленинский принцип партийности
Анализ трудов В.И. Ленина показывает, что он обращался к
принципу партийности в двух случаях: во-первых, для разоблачения претензий того
или иного деятеля на надклассовую объективность; во-вторых, для обоснования
конкретных практических решений. В обоих случаях партийность понималась не как
формальная принадлежность к политической партии, а как мерило направленности реальной
деятельности отдельного человека, учреждения, общественной организации. Для
В.И. Ленина высшим проявлением партийности была коммунистическая партийность,
заключающаяся в верности марксистскому учению, строгом следовании требованиям
партийного устава и текущим решениям руководства партии.
С изменением статуса ленинской партии обнаруживались
различные грани принципа партийности, раскрывался его обоюдоострый характер. В
истории КПСС выделим период революционной борьбы в подполье, военный коммунизм
и послеленинскую эпоху. С этими этапами связаны, так сказать, «партийность
подпольная» и «партийность правящая». Их различие состоит в том, что в первом
случае критерий партийности распространялся только на членов партии, во втором
случае — гораздо шире. Следует различать 4 ипостаси принципа партийности:
1. Путеводный луч научной истины. Неологизм «партийность»
появился в 1894 г. в работе «Экономическое содержание народничества и критика
его в книге г. Струве». Здесь Ленин противопоставляет «объективиста» и
«материалиста», то есть марксиста, и доказывает, что материалист
последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм».
Далее следуют знаменитые слова о том, что материализм (читай: марксизм)
«включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события
прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы».
В этом же смысле В.И. Ленин использовал термин «партийность» в «Материализме и
эмпириокритицизме», в рецензии на второй том указателя Н.А. Рубакина «Среди
книг».
Итак, принцип партийности предстает в качестве методологического
принципа научного познания, подобного, допустим, принципу историзма. Отметается
как лицемерие и обман объективистская иллюзия бесклассовости и беспартийности.
Истинное познание общественных явлений и процессов, утверждает В.И. Ленин,
может быть достигнуто только через призму марксистской партийности. Отсюда
вытекает требование к ученым, писателям, работникам культуры — опираться в
своей деятельности в качестве методологической базы на марксистскую идеологию.
1. Кредо партии нового типа. Партия большевиков как партия
нового типа отличалась бескомпромиссной нацеленностью на социалистическую
революцию и диктатуру пролетариата. Понятие партийности получило отчетливо
выраженный оценочный смысл: партийный — свой, беспартийный — чужой,
антипартийный — враг. Подлинным партийцем-ленинцем считался тот, кто сознательно
и добровольно подчинял свою личную волю воле партии, воплощенной в ее
Программе, Уставе и текущий решениях. Если в научных спорах «оппонентом» партийности
был «схоластический объективизм», то в жизни принцип партийности оказывался
противопоставленным свободе личности. Ставя интересы партии выше интересов
отдельного человека, принцип партийности допускал ограничение демократических
свобод — слова, печати, совести, т.е. противоречил правам человека.
Трактовка принципа партийности, характерная для подпольной
партии нового типа (1905 г.), содержится в статье В.И. Ленина «Партийная
организация и партийная литература» (Полн. собр. соч. Т. 12.― С.
99―105). В. И. Ленин перечислял формы реализации этого принципа:
• газеты должны стать «органами разных партийных
организаций»;
• литераторы беспартийные, литераторы-сверхчеловеки
изгоняются, и их место занимают литераторы, состоящие в партийных организациях;
•. «издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки
и разные торговли книгами» контролируются пролетариатом.
Если обратиться к историческому контексту, то станет ясно,
что Ленин имеет здесь в виду газеты, издательства, библиотеки, читальни,
содержащиеся на средства партии, а не все российское библиотечное и газетное
дело начала XX века. Говоря о привлечении литераторов в партийные ячейки, В. И.
Ленин не требовал от М. Горького, активно сотрудничавшего в то время с
большевистской печатью, вхождения в одну из ячеек. «Свобода слова и печати, —
писал Ленин, — должны быть полными».
Итак, партийная печать, так же как члены партии, должна
добровольно и бескорыстно, последовательно и неуклонно проводить линию партии,
отстаивать интересы партии, подчиняться партийной дисциплине. Приоритет
партийности — отличительная черта партийца. Именно пролетарская партийность, по
мысли В. И. Ленина, несмотря на дисциплинарное насилие, есть путь к духовной
свободе. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, поэтому истинную
свободу приобретает тот, кто сознательно подчиняется партийной дисциплине, а не
беспартийный индивидуалист, торгующий своим талантом.
Право партии контролировать деятельность своих печатных
органов сомнений не вызывает. Но нельзя согласиться с правом какой-либо партии
диктовать, навязывать свою партийность, свою идеологию всем остальным, беспартийным
членам общества и социальной коммуникации в целом. Это ¾ тоталитарное насилие. Но В. И. Ленин и не претендует в
этой статье на тоталитарное коммуникационное насилие.
3. Карающий меч диктатуры. Октябрьская революция превратила
большевиков из подпольной организации в правящую партию. И мгновенно изменилась
трактовка партийности, как и понимание морали. Мораль также стала партийной,
«коммунистической».
Выступая на III Всероссийском съезде Российского
коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г., В.И. Ленин говорил: «Всякую нравственность, взятую из внечеловеческого внеклассового
понятия, мы отрицаем… Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких
сказок о нравственности разоблачаем… В основе коммунистической
нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».
Л.Д. Троцкий, в свою очередь, писал: «Общество без социальных
противоречий будет, разумеется, обществом без лжи и насилия. Однако, проложить
к нему мост нельзя иначе, как революционными, т. е. насильственными средствами…
Цель (демократия или социализм) оправдывает, при известных условиях, такие
средства (курс. авт.), как насилие и убийство. О лжи нечего и говорить! Без нее
война немыслима, как машина без смазки».
Двадцатые годы изобиловали революционными безнравственными
проповедями. Так, профессор А.Б. Залкинд в книге «Революция и молодежь» (М., 1924 г.) развивал теорию особой пролетарской нравственности, «необходимой для переходного периода,
для периода обостреннейшей классовой борьбы»:
• «Не убий» было ханжеской заповедью, пролетариат подойдет
к этому правилу строго по-деловому, с точки зрения классовой пользы. Убийство
злейшего, неисправимого врага революции, убийство, совершенное организованно,
классовым коллективом — по распоряжению классовой власти, во имя спасения
пролетарской революции — законное этическое убийство.
• «Чти отца» — пролетариат рекомендует почитать лишь такого
отца, который стоит на революционно-пролетарской точке зрения. Других же
отцов, враждебно настроенных против революции, надо перевоспитывать: сами дети
должны их перевоспитывать.
• «Не прелюби сотвори» — формула неправильная. Половая
жизнь есть неотъемлемая часть боевого арсенала пролетариата и должна исходить
из соображений классовой целесообразности. Выбор полового объекта должен на
первом месте считаться с классовой полезностью и не допускать элемента грубого
собственничества. Позорным и антиклассовым становится ревнивый протест, если
новый половой объект является в классовом смысле более ценным».
Воинствующая пролетарская аморальность захлестнула
литературный процесс. РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей —
стала ее проводником в литературе, а службы социальной коммуникации, клубы и
библиотеки в том числе, были мобилизованы на идеологический фронт и встали под
знамена революционной партийности.
В тоталитарном государстве партийность становится тоталитарно-господствующей,
нейтральная беспартийность осуждается, а отклонения от партийной линии безжалостно
караются. Что получается в результате?
4. Оправдание лжи: свобода есть рабство. В результате почти
векового учреждения принципа партийности в Советском Союзе был получен
чудовищный урожай тотальной, воинствующей, растлевающей лжи. Ложь стала
настолько привычной, что перестала восприниматься сознанием. Справедливо сказал
А.И. Солженицын в своей Нобелевской лекции: «Всякий, кто однажды провозгласил
насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь,
насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится,
утвердится — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать
дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием». Невольно
вспоминается «двоемыслие» в «1984» Дж. Оруэлла, одной из максим которого было
«свобода есть рабство; рабство есть свобода».
В чем конкретно состояло содержание этой лжи? Пропаганда
преимуществ советского образа жизни и осуждение пороков загнивающего
капитализма, восхваление КПСС и ее вождей и очернение оппозиции, утверждение
высоких идеалов коммунистического братства, социальной справедливости,
освобождение труда и т. д. находились в явном противоречии с обнищанием,
бесправием, бездуховностью населения. Революционный заряд марксизма-ленинизма
выхолащивался, а диалектическая теория умышленно догматизировалась. Не
случайно и Сталин, и Хрущев, и Брежнев объявляли себя верными ленинцами,
постоянно ссылались на классиков марксизма-ленинизма.
Догматизация марксизма-ленинизма открывает широкие
возможности для манипулирования общественным мнением и контроля за обыденным
сознанием. Подконтрольность идеологии обусловливает подконтрольность социальной
психологии, подконтрольность общественного сознания в целом. Готовое,
упрощенное, эмоционально преподанное и централизованно внедряемое мировоззрение
не только легко усваивается массами, но и мобилизует их на действия в нужном
направлении.
.